Тема: Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.


Урок 37. Тема: Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.(Анықтауыш бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем)Цели урока: дать общее представление о группах сложноподчинённых предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктационные навыки.Ход урока1. Лингвистическая разминка.Словарный комментированный диктант: ученики «по цепочке» объясняют орфограммы в словах.Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.Задания:1) Выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами (блистательный – блестеть, пребывание – прибытие, сверх-изысканный- сыграть-взимать (искл.)чересчур – чрезвычайный, призадуматься - прервать).Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов нюанс, скептицизм, роскошный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.2. Понятие об основных группах СПП.1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы: 1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение.)2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение)3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)2. Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе. 3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:1) предчувствовало (что?)2) дом (какой?)3) добрались (когда?)4. Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы: 1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.2) Три основных группы придаточных предложений соответсвуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.3. Слово учителя.Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу.)Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное – задать правильно вопрос. Начнём с придаточных определительных.Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы: 1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломать дурной привычки.2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.3) И боль (какая?), что скворчнком стучала в виске, стихает, стихает...4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзных слов который, куда, что, где.)Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.- С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который – с определением, что – с подлежащим или дополнением, куда, где- с обстоятельством.)Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно именно союзными словами прикрепляется придаточное Главное – на какой вопрос оно отвечает.СПП с придаточными определительными отсутствуют в казахском языке. Трудности изучения их заключаются в том, что аналогичные им по семантике предложения в казахском языке по своей структуре представляют простые предложения с так называемыми развёрнутыми определениями, которые не выделяются интонацией и обычно располагаются впереди определяемого слова. Например: Приземлился самолёт, который прилетел из Астаны. – Астанадан ұшып келген ұшақ жерге қонды. 4. Работа с учебником.1. Прочитаем теоретический материал на стр. 142-143.Что нового вы узнали из статьи учебника?Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.)5. Рефлексия6. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.
Например:
[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).
(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).
Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).
Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.
Например:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

7. Домашнее задание. Выполнить упражнения № 283, 284.