Конспект урока по литературному чтению в 1 классе — Куприн Слон


Этапы Содержание Примечания
I.Организационный момент
-приветствие
-проверка рабочего места
-микро итог
II.Проверка домашнего задания
-целевая установка на домашнее задание
-проверка домашнего задания
-микро итог
III.Подготовительная работа, предшествующая восприятию художественного произведения.
-постановка цели урока.

-актуализация знаний
-выход на тему
-Дополнительная информация
-лексическая работа
IV. Первичное восприятие
-знакомство с рассказом
V. Повторное чтение с углубленным анализом.
-ответы на вопросы
-выборочное чтение
- характеристика героев
- работа с иллюстрацией
VI. Фронтальная работа.
VII.Общий итог урока
1.Систематизация знаний
2.Оценивание детей
VI.Домашнее задание
Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Ирина Константиновна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Очень рада, что мы с вами встретились и, я надеюсь, мы узнаем друг друга лучше во время нашего урока.
Проверьте свое рабочее место. Понадобится учебник литературного чтения, дневник, ручка.
Молодцы ребята, быстро подготовились к уроку. Начинаем.
Что вам было задано на дом к сегодняшнему дню? Вам на дом было задано …
Я хочу проверить..
К доске пойдет….
Молодцы. Вы умеете читать, пересказывать, рассказывать…Я вами довольна
Сядьте поудобнее, настройтесь на беседу..
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Александра Ивановича Куприна (портрет).Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провёл в сиротском пансионе.(где постоянно проживали дети-сироты с проживанием, с питанием, с получением образования) Но это не помешало будущему писателю вырасти человеком добрым и отзывчивым, а самое главное, талантливым! В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолёте. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов. Вот перед вами обложки данных произведений. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие (выставка книг)
А с какими произведениями вы знакомы?Сегодня мы будем читать один из рассказов А.И.Куприна. А какой рассказ сегодня мы будем читать, вы узнаете, если разгадав кроссворд .1. Он серенький на вид Но пеньем знаменит.(соловей)2. Рыжая хозяйка По лесу пошлаСтёжки – дорожки Хвостом замела.(лисица)3. Название птицы из сорока букв.(сорока)4. Розовая спинка,На спинке щетинка.Хвост крючком,Нос пятачком.(свинья)
- И так, вы догадались с каким произведением мы сегодня познакомимся? (картинка слона)Верно, слон.- Что вы знаете об этих животных? (Сообщения детей о слонах. Данные из «Энциклопедии»)Индийский слон отличается от африканского строением хобота, коренных зубов, числом позвонков и другими особенностями. Индийские слоны обитают в Южной Индии. Вес индийского слона достигает 3000 кг. Питается слон корнями деревьев, ветками кустарников, фруктами. Индийские слоны подаются дрессировке.У африканского слона более длинные ноги, поэтому его общий рост бывает ещё больше, чем у индийского слона. Старые слоны достигают 3,5 метров высоты. Африканского слона легко отличить от индийского по огромным ушам совершенно иной формы. Места обитания слонов – саванны, поросшие деревьями. Кормятся слоны исключительно растительной пищей. Африканский слон может быть приручён и использован для различных работ. 
Какую же роль играет слов в данном произведении? Какие у них отношения с другой главной героиней? Почему автор именно так назвал рассказ, мы узнаем, прочитав рассказ.
Прежде чем, мы начнём с вами читать произведение, мне хотелось бы обратить ваше внимание на след. слова. Алёша прочти пожалуйста.
« Человеческая душа-самая большая загадка литературы.»
А кто знает что такое эпиграф?(ответы детей)
Эпиграф-это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения, у нас-главы.
Ребята ,посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами крылатые выражения.
Слона-то и не приметить.
Слон в посудной лавке.
Делать из мухи слона.
Как слон.
Объясните, как вы понимаете их.
А теперь давайте с вами поясним слова, которые встретятся нам при прочтении данного произведения.(выбираю ребёнка и он должен прочитать для всех)Как ты понимаешь данное слова, давайте теперь посмотрим толкование из словаря.
Гостиная – комната для приема гостей.
Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.
Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.
Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.
Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.
Откройте учебник на странице 146.Как называется произведение?(Слон)
Максим, начни читать. Остальные следят.(Маленькая девочка не здорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил
Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою
еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на
живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и
смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и
говорят они между собою на непонятном языке…)
Почему девочка грустила? Понравился рассказ?
Кто главные герои данного произведения?
Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Докажите свое мнение, обращаясь к тексту.
Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.
- Найдите и прочитайте описание слона.
Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?
(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)
А как бы вы описали девочку(ответы детей)А внутренне что она за человек?
А что за человек папа?
Посмотрите ребята на иллюстрации, найдите фрагмент из текста к данной иллюстрации, какой момент она изображает?
Кто нашел? Прочитай, Николай. А что здесь хотел художник показать?
- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство! - Обоснуйте своё мнение.
- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?
- А легко ли быть добрым?
- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.
- Что оно в себя включает?
Красота;
Душевность;
Ласка;
Тепло;
Счастье;
Веселье;
Жизнь;
Отзывчивость;
Любовь;
Праздник;
Мама;
Смех;
Улыбка;
Семья
- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?
- С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливает в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом , в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)
Чему научил вас этот рассказ?
О чем же этот рассказ? о силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?
Ребята, с творчеством какого автора мы сегодня познакомились?
А какие произведения вы запомнили из выставки?
Сегодня мне очень понравилось как работали Миша, Катя, Василий, Ангелина. Молодцы.
С. 158 ответить на вопросы. На рисунках изобразить свои мечты А что означает «сиротский пансион»?