Конспект урока по литературному чтению А. И. Куприн «Слон»


Тема урока: А. И. Куприн «Слон» 
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;
коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Образовательные ресурсы: рисунки слона, конверты с заданиями, презентация
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте на уроке подарим, друг другу хорошее настроение и плодотворно поработаем.
2. Выход на тему:
-Верите ли вы, что каждый из вас талантлив? Поясните свой ответ.
- Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Приведите примеры.-Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
-А какое произведение нам еще раз это докажет?
В каждом произведении есть несколько тем. На какую тему рассказа Куприна «Слон» мы сегодня будем говорить, вы скажите мне, собрав пословицу.
Так какая же тема нашего сегодняшнего урока .      
Семьей дорожить — счастливым быть. (На доске тема урока)
Сегодня мы будем рассуждать, что значит дорожить семьей. В чем заключается счастье семьи.
-Кто является главными действующими героями Куприна «Слон?
3. На уроке мы будем разговаривать и читать.
А для того чтобы читать выразительно, быстро, нам нужна речевая разминка .-Прочитайте хором загадку, чётко проговаривая все слова. Слайд1Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
- Прочитайте грустно.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте громко, тихо.
- Прочитайте с ускорением.
4. Анализ прочитанного текста
- Ребята, а что вы узнали о слонах? (ответы детей)
По мотивам произведения Куприна « Слон» создан мультфильм.
Автор сценария данного мультфильма, Жанна Витензон, пофантазировала на тему начала рассказа, ведь рассказ у Куприна начинается с того, что девочка заболела, а как она заболела, с чего началась ее болезнь, мы сейчас посмотрим. ( фрагмент 4 минуты) Слайд 2
-Так от чего же, по мнению автора, заболела девочка.
А теперь давайте восстановим ход событий в рассказе.
На прошлом уроке вы разделили рассказ Куприна « Слон» на части и озаглавили его. Зачитайте план этого рассказа из тетради.
1. Девочка больна ( до слов «Милая Надя, милая моя девочка…») стр.25-26
2.Девочка от всего отказывается ( до слов « Но вот однажды утром девочка просыпается…) стр.26-27
3.Желание увидеть живого слона .( до слов Через два часа он сидит в зверинце… ) стр. 27-29
4.Папа в зверинце. ( до слов Ночью слона ведут в гости к больной девочке…) стр. 29-32
5.Ночное путешествие слона.(На другой день девочка просыпается чуть свет ) стр.32-33
6.Слон в гостях у Нади. (до конца)
Зачитывают из тетради ( План на доске)
Девочка больна.
2.Девочка от всего отказывается.
3.Желание увидеть живого слона .4.Папа в зверинце.
5.Ночное путешествие слона.
6.Слон в гостях у Нади.
Первый пункт план   Девочка больна.
-Какой вы себе представляете Надю?(Маленькая, худенькая, с грустными глазами)
-Так чем же больна девочка? ( Ей не интересно жить).– А как вы понимаете слово апатия? 
А П А Т И Я Слайда3Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.
– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа. (стр26,1абз Поймите же ваша дочка больна равнодушием к жизни и больше ничем ….)-Продемонстрируйте безразличие, равнодушие с помощью мимики жестов.
Девочка больна равнодушием к жизни. Родители переживают за Надю.
Используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки: •    быстро ходит;•    курит, курит;•    садится на край кровати;•    тихо поглаживает ноги Нади;•    встает, отходит к окну;•    плечи трясутся;•    торопливо прикладывает платок к глазам;•    бегает из угла в угол;•    курит, курит, курит.Какой вывод можно сделать? Вывод(Растерян, нервничает, переживает, не знает, как помочь.)
И вот Надя у мамы просит слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой
Найдите и прочитайте описание игрушки .(стр.27 предпоследний абзац Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков.)
Но Надя вяло говорит, что это совсем не то.
А какого слона она хочет. (Стр28)
– “настоящего, живого…”, – “маленького, только живого…”– “хоть слоненышка…”– “мне бы слоника, настоящего…”("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)И вот папа снова куда то уходит. Вспомните, куда же пошёл папа?
5. Физкультминутка Слайд46. Работа в парах
-В конвертах лежит текст. Нужно восстановить слова взятые из текста. Найдите отрывок в рассказе и подчеркните на листочках слова автора.
1 ряд Стр29
Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как учёные звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зелёных, синих, жёлтых) штанишках – (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи). 
Давайте проверим правильно ли вы восстановили слова автора.1 ряд читает, а все проверяют по тексту.
Папа просит , чтобы отпустили слона к нему домой.- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? Стр31(Речь идет о здоровье , и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки .)
-И вот хозяин зверинца приводит слона к Наде в дом. И родители всё сделали ( отбили молотком дверные щеколды, вынесли мебель, пол густо застлали соломой, угощали слона фисташковым тортом ) чтобы слона завести в столовую.стр32-33
И вот утром Надя увидела слона.
А какой же оказался слон?
2 ряд. стр.34 Второй ряд читает, а все проверяют
Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 
Долго девочка общается со слоном. Наступает час обеда, но Надю никак нельзя оторвать от слона. И тогда немец …..
3 ряд стр38 Третий ряд читает, а все проверяют
Он приказывает слону (встать, лечь, сесть). Слон послушно садится, отчего пол во всей (комнате, квартире, спальне) сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется ( побелка, штукатурка, краска). Напротив него садится девочка. Между ними ставят (стол, лавку, стул). Слону подвязывают (салфетку, скатерть , платок )вокруг шеи, и новые друзья стали обедать. Девочка ела (борщ, суп гороховый, суп из курицы )и котлету, а слон – разные( овощи, фрукты, сладости) и салат.
7. Работа над иллюстрацией Чтение по ролям. (Автор и девочка)Работа над иллюстрацией слайда. Чтение по ролям Стр40 Слайд 5
- Какой эпизод изобразил художник?- Кто изображён?- Как вы думаете, какое настроение у девочки?- Как автор изобразил слона?
8. Заключение
-Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье” Слайд 6

- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя выздоровела и почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Так что значит дорожить семьей?
В чем заключается счастье семьи?
-Так доказали мы с вами, что если семьей дорожить - значит счастливым быть?
-Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.
9. Рефлексия
-Выберите сердечки: красное – урок прошёл плодотворно, узнал много полезного, оранжевое – что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.- Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для них, чтобы она были счастливы? Напишите на сердечках.- Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании” - А теперь соберем из ваших сердечек большое сердце, которое будет служить символом доброты, любви к ближнему, человеколюбия.-Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям». 
10Домашнее задание
- Хочется ли вам, чтобы встреча девочки и слона повторилась. Дома придумайте продолжение: расскажите, где и при каких обстоятельствах Надя и слон встретятся снова.
Урок подходит к концу. И мне его хочется закончить такими строками.
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле?