Индивидуальный учебный план (ИУП) старшеклассника

МОУ Новоивановская СОШ
Свободненского района
Амурской области


Индивидуальный учебный план (ИУП) старшеклассника:
назначение, методика составления (из опыта работы по организации профильного обучения в условиях малочисленной сельской школы).

(выступление Чан-ван-ю Н.С. на районном семинаре заместителей директоров по УВР, март 2012 г.)




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









С. Новоивановка
2012

Когда Диоген с фонарём расхаживал по многолюдным улицам Афин, провозглашая: «Ищу человека!», он искал то, что скрыто по другую сторону одежды, положения в обществе и других социальных различий – человеческую личность. Образование понимается как становление человека, то есть его созидание как личности.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование «длиною в жизнь» из доктрины ЮНЕСКО).
Построению изменённого образовательного процесса должно предшествовать прогнозирование модели выпускника, отвечающего следующим требованиям:
Уметь гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле, самостоятельно критически мыслить.
Быть функционально грамотным (языковая, информационная компетентность).
Грамотно работать с информацией (уметь собрать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать закономерности).
Быть коммуникабельным, обладать навыками саморазвития.

Очевидно, что такой выпускник не может быть результатом работы школы с традиционной парадигмой образования, когда учитель находится между учеником и знаниями, являясь транслятором.
К сожалению, в рамках современного образовательного учреждения осуществление индивидуализации обучения весьма ограничено. Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации образовательного процесса. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала.
Коллектив, осознавший необходимость таких перемен, включается в системный инновационный процесс, затрагивающий все стороны жизни школы.

Возможным механизмом формирования индивидуальности учащегося мы признаём ТЕХНОЛОГИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА.
В школах, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения всех предметов в составе одного и того же класса. Совокупность ИУП старшеклассников становится основой для их распределения по учебным группам, классам.
Новая структура БУП позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.
В Пояснительной записке к БУП говорится, что, «выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа , а в принципе и каждый обучающийся, вправе формировать свой собственный учебный план».
Индивидуальный учебный план является более полноценным и гибким вариантом организации профильного обучения, так как даёт возможность учесть потребности и возможности каждого ребёнка, тогда как обычная профильная модель всё же ставит ученика перед выбором одного из предложенных вариантов. С другой стороны, организация обучения по ИУП требует от школы гораздо больших усилий, она более трудоёмка, предполагает наличие высокопрофессиональных кадров. Обе эти модели востребованы учениками и их родителями и, безусловно, должны получить своё дальнейшее развитие.


Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из Учебного плана школы. В рамках сетевого взаимодействия школ при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов0 нескольких ОУ.
Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания, США, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика предоставления школьнику права самостоятельного формирования ИУП, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям ИУП.
Обучение граждан по ИУП в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется Уставом данного ОУ (из Федерального Закона «Об образовании»).
В соответствующих разделах Устава школы целесообразно прописать:
Наличие прав обучающихся на обучение по ИУП
Возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната)
Особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП.
Порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.).

Каждая школа должна разработать локальные акты, регламентирующие процесс обучения по ИУП (в МОУ Новоивановской СОШ такой локальный акт принят в 2009 году).

Организация профильного обучения и внедрение технологии ИУП в сельской школе имеет свои особенности, обусловленные отсутствием параллелей. Как правило, сельская школа использует МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ и нередко является ОДНОПРОФИЛЬНОЙ.
Как же спланировать учебный процесс в малочисленной сельской школе? Нужно ли составлять ИУП для десятка учеников и каким образом? Попытаемся ответить на эти актуальные вопросы.

Однопрофильная школа: организовать профильное обучение проще, так как все ученики занимаются по одному плану. Недостаток в том, что существует риск перегрузки учеников (все имеют по 36 часов в неделю).
Непрофильное обучение с образованием профильных групп («медики» и «гуманитарии») – для каждой из групп разработан отдельный план, это элементы дифференциации, но не индивидуализация обучения.
При универсальном (непрофильном) обучении внедрение ИУП.
Очень интересный вариант предлагает М. Батербиев: освоение общеобразовательных учебных курсов проходит по классам (в постоянных одновозрастных коллективах); освоение профильных и элективных курсов проходит во временных смешанных разновозрастных коллективах (РВК), состоящих одновременно из учащихся 9-11 классов. Комплектация и количество РВК в школе, имеющей одну параллель 9-11 классов, может колебаться от 3 до 5 временных коллективов. Соответственно и расписание занятий составляется таким образом, что профильные и элективные занятия для всех трёх классов ставятся одновременно, и каждый ученик на это время уходит в свою профильную разновозрастную группу.

Такой подход имеет ряд преимуществ, а именно:
Чередование одновозрастного и разновозрастного обучения позволяет ученикам пребывать в разных социальных ролях (ведущего и ведомого) и в разных социальных условиях.
Чередование пребывания в постоянном и временном детских коллективах позволяет взаимно компенсировать недостатки постоянных (закрытых) систем и временных коллективов, подробно описанных в педагогической литературе.
«Вертикаль» по классам превращается в «горизонталь» по интересам и наоборот. Что способствует укреплению и увязыванию организма школы как «горизонтальными» внутривозрастными, так и «вертикальными» межвозрастными связями отношений. Опыт показывает, что такая структура отношений в значительной степени оздоравливает «общий климат» школы. Превращение «вертикали» в «горизонталь» не приводит к увеличению количества учебных групп, а значит, не требует дополнительного финансирования.

Механизм составления ИУП основан на следующих принципах:
Соотношение базовых, профильных и элективных курсов выглядит следующим образом:
БАЗОВЫЕ – 55%
ПРОФИЛЬНЫЕ – 25%
ЭЛЕКТИВНЫЕ – 20%
Школа предлагает больше курсов по выбору, чем может выбрать ученик, примерно в 2 раза (из 5-6 курсов ученик, как правило, должен выбрать не менее 3).
Выбор курсов может стать значительно разнообразнее, если использовать модель М. Батербиева (профилизация «по вертикали»), так как количество часов, предлагаемых на выбор ученикам, возрастает втрое (9-11 кл.).
Предлагаемая модель может иметь разные уровни продолжительности занятий общеобразовательными и профильными предметами. Вариативность этого аспекта может предполагать чередование «общего» и «интересного»:
В течение дня (привычная ежедневная многопредметность).
По дням (общеобразовательные и профильные дни).
По неделям (общеобразовательные и профильные недели).

Первый вариант соответствует классическому «калейдоскопу» (термин П. Блонского), последний – инновационной технологии концентрированного обучения, разработанной детально.
Известно, что оба варианта имеют ряд несовпадающих недостатков, поэтому оптимальным является чередование распределённого и концентрированного обучения, причём распределённому обучению соответствуют общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные.

Разновозрастная и разноуровневая организация профильного обучения предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей). Технологически это предполагает регулярное чередование обучения, взаимообучения и самообучения, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки. Также предполагается чередование индивидуального обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного с фронтальным.




ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ ИУП:
Создание информационного поля (встречи, стенды, реклама).
Приём заявлений и резюме учащихся (март)
Изучение интересов и образовательных потребностей учеников и их родителей (анкетирование проводится на протяжении 8-9 кл.)
Разработка рекомендаций для учеников 10 класса по составлению индивидуального маршрута обучения.
Составление проекта ИУП (апрель).
Корректировка ИУП (май)

ИУП должен, помимо учебной нагрузки ученика, ограниченной рамками Учебного плана для данного класса, включать нагрузку по дополнительному образованию старшеклассника (кружки, студии, клубы, НОУ и пр.), это поможет избежать перегрузки учеников.

Посмотрим на опыте Новоивановской школы, как была организована работа по составлению ИУП учеников 10 класса и их внедрению.

В 10 классе обучается 4 человека (1 юноша, 3 девушки). В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе ученикам были предложены 5 элективных курсов: профориентационный курс «Мой профиль» (35 часов), элективные курсы по химии, биологии, математике, истории (8-10 часов). Ученики посещали все курсы поочерёдно (добровольно), чтобы определить будущий выбор профиля обучения.
Результаты изучения интересов учащихся, мониторинг успеваемости показали, что в классе обучаются дети, ориентированные на медицину (2 человека) и на гуманитарные профессии (2 человека). Ученики соответственно выразили желание изучать биологию и химию на повышенном уровне (будущие медики), 1 ученица попросила усилить английский язык (намерена поступать на переводчика), и ещё один ученик пожелал изучать историю театра, так как намерен поступать в областное училище культуры на режиссёрское отделение.
Мы воспользовались примерными вариантами учебных планов и решили, что наиболее приемлем в данной ситуации универсальный профиль обучения с комплектованием двух профильных групп (медиков и гуманитариев). На основе этого профиля были составлены ИУП трёх видов:
Для будущих медиков (биология и химия по 3 часа, НОУ 1 час в неделю)
Для будущего переводчика (английский язык 5 часов, НОУ 1 час в неделю)
Для будущего режиссёра (театральная мастерская, занятия по программе «Уроки театра» в рамках театральной студии – 4 часа в неделю) – см. слайд ).
Элективные курсы по русскому языку и литературе выбрали все ученики, так как они нацелены на подготовку к ЕГЭ.
Общеразвивающий курс «Этика и психология семейной жизни» (1 час) был предложен гуманитариям.

Таким образом, нагрузка каждого из учеников не превысила допустимой нормы и составила 34 часа в неделю (занятия в спортивной секции не учитываем).
Подобный вариант ИУП при всех его недостатках, хотя и не решает в полной мере задач всесторонней качественной подготовки старшеклассников к поступлению в профессиональные учебные заведения, тем не менее, способствует этому в данной ситуации.

Бланк для составления индивидуального учебного плана
Фамилия, имя, отчество Шаповалова Т.А.
Профиль гуманитарный
Профильные предметы русский язык, литература, английский язык


Учебный предмет
Вид учебного курса, число часов


Базовый курс
Профильный курс
Элективный курс (указать название)
Дополнительное образование (ВР)

Русский язык
1

Филологический анализ текста (1 час)
НОУ – секция филологии (1 час)

Литература
3
1



Английский язык
3

«За рубежом как дома» (2 часа)


Математика
4




Информатика
1




История
2




Обществознание
2

«Этика и психология семейной жизни» (1 час)


География
1




Биология
1




Химия
1




Физика
2




МХК
1




Физическая культура
3




ОБЖ
1










Итого
26
1
4
1

Организация обучения с использованием ИУП также сопряжена с некоторыми трудностями, а именно:
Отсутствие опыта работы у педагогов.
Отсутствие банка данных по способам организации индивидуальных форм образования.
Составление расписания при переходе на ИУП.
Перегруженность БУПа базовыми предметами.
Сложность с разработкой курсов по выбору, с адаптацией программ под конкретного ученика.
Оплата труда учителя.



Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного плана (ИУП), в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения образования, видением будущей профессии.
Таким образом, обучение по индивидуальным учебным планам вводится в целях создания условий для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования, более полного удовлетворения их познавательных потребностей и интересов, обеспечения индивидуализации обучения. Однако чрезвычайная сложность и методическая необеспеченность процессов введения профильного обучения на базе ИУП являются серьезными барьерами на пути освоения школами этой новации.
. Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом.
Цель эксперимента -   разработать модель организации профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов.
Вводимая система профильного обучения будет создавать условия для широкого использования данного вида планирования учебного процесса. Каждый ученик может самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания.
Алгоритм разработки ИУП – это определенная последовательность осуществляемых школьником выборов. Сначала осуществляются те выборы, в результате которых будет обеспечиваться обязательный образовательный минимум, затем определяются часы, оставшиеся в резерве, и уже после этого совершается следующий выбор. Выбор происходит путем сравнения нескольких существующих альтернатив по значимым для школьника показателям или характеристикам с соблюдением установленных норм. При разработке ИУП школьники пользуются нормами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет две важные функции: функцию прогнозирования («Я выбираю предметы для изучения») и функцию самоопределения (реализует потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора).
Эксперимент включает в себя три этапа: подготовительный, практический и аналитико-обобщающий.
Цель подготовительного этапа - создание условий, необходимых для организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Основные направления деятельности:
-  подбор, изучение федеральных, региональных документов по теме, имеющейся методической литературы, формирование нормативно-правовой базы по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся
-  анализ педагогических, программно-методических, материально-технических ресурсов школы,
-  разработка и утверждение программы деятельности,
-  проведение информационной работы среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей), мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения,
-  разработка и экспертиза учебно-программной документации,
-  проведение входной диагностики, изучение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей),
-  разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению, составление ИУП обучающимися,
-  планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Важное направление в рамках подготовительного этапа – формирование учебного плана ОУ на основе индивидуального учебного плана каждого из обучающихся. Нужно сказать, что организация обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана для этой параллели. Сначала на основе образовательных запросов учащихся определяется общий набор учебных предметов базового и профильного уровня, а также элективных учебных предметов, т.е. составляется предварительный вариант учебного плана. Затем формируются индивидуальные учебные планы обучающихся на основе выбора каждого ученика, а их совокупность определяет учебный план.
Цель практического этапа - апробация новой модели профильного обучения на основе ИУП обучающихся. 
Основные направления деятельности:
-    заключение договоров о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся;
-    утверждение ИУП обучающихся;
-    составление расписания учебных занятий;
-    обеспечение контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП  обучающихся;
-    организация психолого-педагогического сопровождения эксперимента.
Одной из эффективных образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход, является технология работы с портфолио ученика. На данном этапе эксперимента мы используем портфолио процесса, которое выполняет ряд важных функций: осуществляет модельную функцию, отражая динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации, демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта, помогает ученику проводить рефлексию собственной учебной работы, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося.
Немаловажным направлением в реализации практического этапа эксперимента является создание системы управленческих действий, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося решается средствами психолого-педагогического сопровождения, в процессе которого предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у обучающихся умения делать ответственный выбор. Необходимо особенно отметить фактор разделения ответственности между образовательным учреждением, с одной стороны, и учащимся и его родителями – с другой. Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимся, освоение им базового минимума, формирование ключевых компетентностей. Учащийся и его родители несут ответственность  за сделанный выбор.
Заключительный этап эксперимента - аналитико-обобщающий, цель которого – анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов показала, что невозможно сохранить существующую стратегию профессиональной деятельности педагога лишь с привнесением некоторых новых элементов. В настоящее время от педагога требуется выстраивание собственного проекта по реализации содержания образования (через разработку авторских программ элективных предметов, создание рабочих программ по обязательным предметам профильного и базового уровней); перенос акцента со знаниевого компонента на компетентностный в обучении старшеклассников; овладение стандартами нового поколения; внедрение современных образовательных технологий и т.д.

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

20 апреля 2004 г.
N 14-51-102/13
Принципы организации профильного обучения
с предоставлением выбора на основе индивидуального
учебного плана

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов
меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного
учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий.
Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных
предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются
индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их
совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного
учреждения в целом.
В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП,
изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в
составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных
планов обучающихся старших классов становится основой для их
распределения по учебным группам, классам.
Новая структура федерального базисного учебного плана <*>
позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и
элективным курсам.
------------------------------------
<*> Утвержден Приказом Минобразования России от 09.03.2004 N
1312.

В пояснительной записке к проекту нового базисного учебного плана
говорится, что "...выбирая различные сочетания базовых и профильных
курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами,
каждое общеобразовательное учреждение, а в принципе и каждый
обучающийся вправе формировать собственный учебный план".
Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и
школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах
учеников, может осуществляться в три этапа.

I этап. Формирование списка учебных предметов
и курсов, предлагаемых обучающимся

Данный этап начинается с составления предварительного варианта
учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя
набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить
ученикам на выбор. В соответствии с федеральным базисным учебным
планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне
(федеральный компонент).
Далее перечень дополняется профильными предметами, которые школа
предлагает обучающемуся для выбора.
Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется
предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными
курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяются школой
(компонент образовательного учреждения).

II этап. Составление индивидуальных учебных
планов, учебного плана общеобразовательного
учреждения и расписания занятий

Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на
профильном уровне (их должно быть не менее двух). Следует обратить
особое внимание на следующие положения федерального базисного учебного
плана:
- если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература",
"Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУП,
изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не
изучаются;
- в случае если на базовом или профильном уровне изучаются три
учебных предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный курс
"Естествознание" на базовом уровне не изучается;
- учебный предмет "Обществознание" в старшей школе на базовом
уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и
"Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета,
так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном
уровне "Обществоведение", "Экономика" и "Право" изучаются как
самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости
от выбранного профиля. В случае если "Обществоведение" и один из
учебных предметов социальноэкономического цикла ("Экономика", "Право")
изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс
"Обществознание" на базовом уровне не изучается.
После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов
производится подсчет суммарного объема часов, составляющих
индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в
соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным
учебным планом и СанПиНами.
Необходимо пояснить обучающимся механизм составления
индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за
время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.
При составлении ИУП следует обратить внимание на то, чтобы
обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация выбора,
при которой изменить набор предметов можно только при выполнении
определенных условий, получении соответствующих оценок при
промежуточной аттестации.
Далее ведется работа по составлению расписания
общеобразовательного учреждения.

III этап. Составление расписания с учетом ИУП

Разработана компьютерная программа "ИУП-профиль", которая с
учетом нормативов федерального базисного учебного плана, объемов
допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы, объема и
содержания регионального компонента учебного плана помогает школе и
учащимся вести работу по созданию индивидуальных учебных планов
обучения на третьей ступени.
Администрация общеобразовательного учреждения делает сводную
таблицу, в которой суммируются индивидуальные учебные планы
обучающихся старших классов.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215