К онспект урока Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение


Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели и задачи урока:
дать понятие о видах СПП
познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными
Оборудование: тетрадь, учебник, тесты
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Раздаточный материал: тест
Ход урока
Организационный момент, мотивация
Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.
Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы. И везде у нас порядок: в головах и на столе. Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем. И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.
II. Актуализация прежних знаний
Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с лексической разминки.
Лексическая разминка 
-Что такое паронимы?
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
-Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка
Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. 
Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.
Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.
Тестовая работа 
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
сув_ренный, зап_ереться , р_туал
п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
снежинки та_т; засе_вший поле
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
(мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
(изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
(всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
КЛЮЧ: 2,3,2
Фронтальная беседа 
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
Как отличить союз от союзного слова?
III.Объяснение нового материала.
Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.
Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным
Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.
Главное предложение Придаточное предложение1-ой степени Придаточное предложении 2-ой степени
Работа с учебником: чтение правила  
Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьт
·е схему предложения 
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда), [ ], (которых).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: 
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда), (), ().
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда), (когда), (когда).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы 
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.


IV. Закрепление. 
Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как), (как), (как).
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)
2. [ ], (когда), (чтобы).
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)
3. (Когда), [ ], (которого).
Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)
V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. 
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
VI. Рефлексия. 
Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.
Структура синквейна
1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
2 строка – два имени прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;
5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.
СИНКВЕЙНЫ

Предложение
Сложное, необычное
Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю
Мне нравится узнавать что-то новое
Знания

Урок
Русский, интересный
Читаем, пишем, учимся
Мне понравилось
Экзамены

Информация
Новая, интересная
Узнаём, знакомимся, работаем
Сегодня я узнала много нового
Урок

Правила
Сложные, обширные
Разбираюсь, запоминаю, применяю
Сегодня на уроке было много новых правил
Теория




Пунктуация
Своеобразная, сложная
Думаю, запоминаю, рассуждаю
Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила
Правила

Подчинение
Последовательное, параллельное, однородное
Рассуждаю, ищу, выделяю
Мне нравится работать со схемами
Схемы

Примеры синквейнов, написанных учениками 
VII. Домашнее задание. 
Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”



Литература
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006
Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004
Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус.яз. и лит.” В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978



























Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 1015