Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода по русскому языку в 4 классе на тему «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».


Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».
Класс, программа: 4 класс, «Перспективная начальная школа»
Тип урока: «открытия» новых знаний
Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на формирование умения написания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.
Задачи на урок:
1.Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению.
2.Метапредметные:
-познавательные: формирование умений осуществлять смысловое чтение, применение и представление информации, использование схемы для открытия новых знаний;
-регулятивные: формирование умения применять установленные правила в планировании способа выполнения заданий;
-коммуникативные: формирование умения предлагать помощь и сотрудничество.
3.Предметные: формирование умения правильно писать безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник русского языка, тетрадь для самостоятельных работ, карточки, схемы, презентация.
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
- Доброе утро, ребята! Давайте наш урок начнем с улыбки.
- А у вас какое настроение? (Дети показывают сигнальные карточки)
- Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой: «Всё, что надо, под рукой».
2. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
- Определите, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
- Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричал,
Вертеть – вертел,
Двигать – двигал,
Прыгать – прыгал.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
- Ромашка закрытых вопросов.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
6. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
7. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
8. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)9. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
- Встретились ли вопросы, на которые вы не смогли ответить?
- Поставьте цель для работы на сегодняшнем уроке.
- Минутка чистописания.
(З/з).з.ленела (на) проталинах нежная тра.ка.
- Определите, какую букву мы повторим в минутке чистописания: эта буква встречается в глаголе, в этом слове обозначает согласный, непарный звонкий, парный мягкий звук.
ЛлЛЛлл – продолжить цепочку
Запишем предложение
- Объясните орфограммы в словах.
- Выполните разбор по членам предложения.
- Как вы могли бы связать букву -л с глаголом?
3. Проблемное объяснение нового материала.
- Ребята, посмотрите на схему и объясните написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.
СХЕМА
2215515508000027298655080000
Безуд. 123444039370000 ? пр.в.
306324012065000123444012001500
212979033591500 н.ф.
20821655207000
(смотри глагольный суффикс)
- Откройте учебник на с. 96 и прочитай плакат Летучей мыши (правило). - На что надо обратить внимание?
4. Первичное закрепление.
- Упражнение в правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.
-Вставьте пропущенные суффиксы, напишите неопределенную форму, выделите суффиксы. (с объяснением у доски)
Увид..ли (увидеть) журавлей, захлоп..ли (захлопать) в ладоши, пад.ли(падать) капли, се..л (сеять) зерно.
- Откройте учебник на с. 96 и прочитай плакат Летучей мыши (правило). - На что надо обратить внимание?
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Работа в парах.
А) – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.
1 ряд: наступать
затопить
посадить
2 ряд: шуметь
зеленеть
капать
3 ряд: спешить
висеть
плясать
Самопроверка (на доске), поставить оценку.
Индивидуальная работа у доски: – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.
Строить слушать
хлюпать
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Разноуровневая самостоятельная работа.
Задания написаны на листах разного цвета. Ребята сами выбирают задание и выполняют самостоятельно.
1 уровень: Подчеркнуть глаголы прошедшего времени, выделить суффиксы.
Весенние ручьи говорили, говорили…
У каждого ручья свой голос. Один чуть шептал, а другой громко кричал.
2 уровень: Вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы.
Услыш..л, свет..ло, достро..л, выгляд..ла, та..л.
3 уровень: Вставить подходяшие по смыслу глаголы прошедшего времени, выделить суффикс –л, подчеркнуть гласную перед суффиксом.
Весеннее солнце ……… широкую степь.
Утром сильный ветер ……… тучи.
Стая птиц с криком ……. к соседнему полю.
- Объединитесь в группы и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте «?».
- Проверим вашу работу.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Цели достигли?
- В жизни нам эти знания пригодятся?
- Продолжите фразу -
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Выберите одну фразу для соседа по парте:
-Ты молодец.
-Я доволен твоей работой на уроке.
-Ты мог бы поработать лучше.
Домашнее задание:
Покажите карточку с зелёным кружочком, если вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой. Вы научились правильно определять суффиксы глаголов прошедшего времени и можете помочь другим.(Д. з. записано на зелёном листе: У. с. 98 упр. 72)Покажите карточку с красным кружочком, если вы считаете, что можете правильно определять суффиксы глаголов прошедшего времени, но вам ещё нужна помощь.(Д. з. записано на красном листе: Т. с. 44 упр. 47)