Обучение монологической речи на основе коммуникативного подхода к овладению учащимися иностранным языком».


«Обучение монологической речи на основе коммуникативного подхода к овладению учащимися иностранным языком».
Михайлова Г.И.
Позиция английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, информационных, лазерной техники, био- и нанотехнологий и т. п.), экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. Язык стал в той или иной форме доступен большинству. И предложение всё больше ориентировано на потребителя
С первых дней работы в школе я поняла, что важной частью обучения английскому языку является привитие интереса к предмету, ведь хорошо получается то, что любишь, чем увлекаешься.
В своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку в средней школе, который, как следует из его названия, направлен на практику общения.
В современном обществе трудно переоценить значимость умения устно общаться на иностранном языке (в особенности, английском). Поэтому и в образовательном процессе по иностранным языкам на первый план в настоящее время выходит обучение устно-речевому общению в целом и говорению как его основополагающей части. Умения учащихся в данном виде речевой деятельность могут и должны формироваться и оцениваться через задания, стимулирующее соответствующий вид деятельности, т. е. говорение. Именно этим обусловлено присутствие в Едином государственном экзамене по иностранным языкам устной части (раздел «Говорение»), принципиально отличающий его от экзаменов по всем остальным предметам.
Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения английскому языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
Целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике является обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.
Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Учителя английского языка часто сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроке развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?
Задача учителя – создание условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т. д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно состоится.
Для создания таких условий в процессе обучения английскому языку я использую приёмы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Лучшими приёмами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приёмы взаимодействия человека с человеком, то есть интерактивные приёмы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит взаимодействовать. Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный – равному», где учитель и ученик – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Далее я предлагаю приёмы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения.

Как готовить учащихся к монологическому и диалогическому высказыванию?
В контроль разговорных навыков включено монологическое и диалогическое высказывание учащихся. Навыки тематического высказывания можно развивать индивидуально, в парах, в группах.
Индивидуальная работа может быть представлена следующими упражнениями:
Высказывание по тематической ситуации.
Описательные упражнения (человека, места/здания, предмета, события).
Упражнения на выявление сходства и различия картин, предметов, ситуаций.
Анализ книг, комментарии к фильму, телепередаче.
Сочинить рассказ, закончить рассказ, составить рассказ с опорой на серию картин.
Парная работа может быть представлена в виде:
Парной беседа/диалог.
Ролевой игры.
Интервью.
Групповая работа может быть представлена в виде:
Обсуждения ситуаций рабочими группами (одна группа выступает ЗА, другая ПРОТИВ какой-то точки зрения).
Дебатов, диспутов, пресс-конференций.
Варианты ситуативных заданий и упражнений на развитие умений монологического высказывания
Первый тип упражнений – высказывание по тематической ситуации. Для того, чтобы учащиеся могли высказываться самостоятельно, а не воспроизвести заученный текст, нужна
помощь в виде речевых образцов, разговорных клише, таблиц, схем, блоков.
Example 1. Why do people learn foreign languages? How much English do see in our country? Does it help you in everyday life? Give some examples.
CLUES
Learning
Foreign
Languages
Helps Me
to travel abroad
to please yourto get a good job
parease

to work on the
computer
to read English books
to play
computer
games
to see English films

to pass an examination to speak to foreign
visitors
Example 2. What do you know about the largest English-speaking countries? Compare and contrast them.
CLUES!
The English-speaking World
Britain The USA Canada Australia New Zealand
Name The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland The United States of America Canada The Commonwealth of Australia New Zealand
Location on the British Isler on the North America continent on the North America continent in the southwest of the Pacific Ocean (continent America) in the South Pacific
Population 60 mln 283 mln 31 mln 19 mln 3.7 mln
Capital London Washington,DC Ottawa Canbera Wellington
Largest cities Birmingham,
Liverpool,
Manchester New York,
Chicago,
Los Angeles Montreal,
Toronto,
Vancouver Sydnes,
Melbourne,
Brisbane Auckland,
Wellington
Langest cities English, Welsh, Gaelic English, Spanish English, French English English, Maori
National emblem English – red rose Wales – leek, Scotland – thistle Northern Ireland - shamrock The baldheaded eagle The maple leaf The kangaroo The kiwi bird
Head of State The British Queen The President The British Queen (represented by the Govermor-General) The British Queen(represented by the Govermor-General) The British Queen(represented by the Govermor-General)
Head of Government The Prime Minister The President The Prime Minister The Prime Minister The Prime Minister
Currency British pound US dollar Canadian dollar Australian dollar New Zealand dollar
Status Constituonal/Parliamentary Monarchy Federal Presidential State Constituonl Monarchy Federal State Federal State
Interesting facts Albion is a name for Britain; John Bull – a figure representing the English people, particularly in newspapers, cartoons, etc. Uncle Sam – a figure representing America in cartoons Very high standard of living. The country is areas of health, education and human rights. Nicknames: “Oz”, “The Lucky Country”, The continent is south of the Equator, so the seasons are the reverse in that part of the world (the winter season is from June to August) Places of interest London, Greenwich, The City of Bath, Stonehenge, Loch Ness Lake Hollywood, Disneyland, San Francisco, New Orleans, Honolulu, Washinggon D.C., the Grand Canyon Niagara Falls, the Great Lakes, Victoria, Ottawa Eucalyptus forests, Animals: emu, dingo, koala, kangaroo; Great Barriet Reef Rotorua is the centre of Maori culture
Main products Elecronics, plastics, medicine, aircrafe Cars, electrical goods, minerals, wheat, beef Oil and gas, metal ores, wood Iron, coal, wool, sheep, beef, wheat, minerals Sheep, beef, goats, dairy products
Второй тип упражнений – описательные упражнения (человека, места/здание, предмета, события), а также упражнения на выявление сходства и различие картин, предметов, ситуаций.
Example 1. Describing people.
Focus on describing people.
Introduction (how you know the person/how you met/how long you’ve known each other).
Appearance and character (good/bad points, how he/she behaves).
Interest, hobbies, job.
Reasons for liking/disliking.
Conclusion (what other people think of her/him, you feelings now).
Useful vocabulary.
He/she is in his/her teens/is the same age as me/is in his/her mid-twenties…
He/she looks very smart…/looks like a pop star…
He/she seems (looks) as if he/she doesn’t care about anything…
He/she has got curly hair/small eyes with wrinkles around them when he/she is in a bad temper…
He/she seems to be… good looking/doing…/dressed up to go out…
He/she appears to be (rather)…/tends to be…
He/she always wears (is wearing)… jeans and trainers/wonderful hats…
He/she’s the kind (sort) of person you can always have a laugh with/who has a big influence on others…
I think he/she is… quick-thinking/imaginative/strong and brave…
10.His/her most striking feature is… her deep voice…
11. The most striking thing about her/him is… the way he walks…/her height…
12. The best (worst, most interesting…) thing about is… her sense of humour/the way she dresses…
13. He/she gives me the impression…that she understands everything/that she enjoys being with people…
14. At first he can appear very confident… but when you get to know him better you realize that…he’s quite a shy person…
15. The reason why I (other people) like him/her is because he/she has always been very honest.
Третий тип упражнений – анализ книг, комментарии к фильму, телепередаче.
Четвертый тип упражнений – сочинить рассказ, закончить рассказ, составить рассказ с опорой