МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (по психологии) НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (по психологии)
НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет: психология
Класс: 8
Автор образовательной программы: педагог-психолог Мухаметзянова И.Г.
Тип программы: тренинговая программа личностного роста «Как стать взрослым»
Тема занятия: «Выстраивание отношений со временем»
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Упражнение «Объясни пословицу»
Задача «Необычные часы»
Упражнение «Слоны, лягушки, обезьяны»
Рефлексия

Рекомендуемый материал
Во время занятия понадобятся: заранее подготовленные пословицы (на тему «Время и его использование»), картинки животных (слон, обезьяна, лягушка)



Актуализация знаний.
Основные задачи педагога:
- актуализация имеющихся, у учеников знаний, житейских представлениях о времени и умении его грамотно использовать в жизни;
- развитие памяти,
- развитие словарного запаса;
- формирование познавательного интереса
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

Педагог раздаёт на каждую парту пословицы (заранее подготовленные), на тему времени. Предлагает ученикам объяснить значение данных пословиц, используя слова синонимы. Засекает время - три минуты на совещание в паре. После совещания формулирует задачу учащимся: объяснить свою пословицу и угадать остальные.
Ученики в паре стараются совместно объяснить содержание пословиц.
Формулируют значение пословицы на примерах из собственной жизни.
Вспоминают уже встречавшиеся им ранее пословицы в литературе, в разговорной речи.


Этап целеполагания – постановка практической цели о рациональном использовании времени в планировании частных дел.
Основные задачи педагога:
- сформировать у учащихся цель, к изучению понятия времени
- сформировать у учащихся познавательные мотивы, подкрепить стремление открыть новые знания


Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

Педагог загадывает ученикам загадку. Выслушивает все варианты ответов, стараясь стимулировать творческий потенциал.
«Необычные часы»: Жители Тибета не пекут хлеб, издавна его заменяет цзамба. Тибетцы насыпают в деревянную чашку горсть муки из прожаренного ячменя, подливают чаю с маслом и солью, размешивают пальцами это крутое рассыпчатое тесто и едят его сырым. Зерно для цзамбы жарят, соблюдая время выполнения каждого этапа: сначала калят на огне глиняную миску с песком, затем снимают миску с огня, бросают в неё горсть ячменя, перемешивают, снова ставят на огонь, наконец высыпают песок с зерном на сито.
Как в древности тибетские женщины вели счет времени без часов?

(Ответ: Ни одна женщина не станет жарить зерно на цзамбу без песни. Песня эта длинная, старая. Когда снять миску с огня, когда бросить в неё горсть ячменя, сколько времени размешивать, когда высыпать песок с зерном на сито – все это подскажет песня. Её куплеты мудрый счет времени.)

Задача учащихся разгадать загадку. В процессе разгадывания проявить познавательную инициативу и увидеть противоречие между отсутствием учета времени и возможностью выполнять деятельность. Поставить цель: научиться рационально использовать время и вести его учет с помощью нестандартных способов.



Этап планирования.
Основные задачи педагога.
- сформировать у обучающихся знания о модели тайм - менеджмента «Слоны лягушки, обезьяны»
- научить приемами рационального распределения времени
- обсудить с детьми возможности применения модели на практике

Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

Педагог рассказывает о модели тайм-менеджмента «Слоны, лягушки, обезьяны». Задаёт детям наводящие вопросы, для стимулирования приведения примеров по каждому типу.
Совместно с детьми разрабатывает алгоритм работы с моделью.
Анализируют полученную информацию. Отвечают на вопросы и приводят примеры из собственной жизни. Активно сотрудничают с педагогом.




4 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи педагога:
- развитие у детей умения работать по заданному алгоритму;
- развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;
- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;
- педагог стимулирует доброжелательное взаимодействие обучающихся при выполнении учебных действий.

Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

Побуждает учеников написать список дел и обязанностей на неделю, а затем распределить все дела на три группы согласно модели тайм-менеджмента.
Организует микро-группы объединенные по партам каждого ряда (1-2, 3-4) для обмена мнениями. Подсказывает во время микро-дискуссий, правильность выполнения и наличия ошибок.

Составляют список дел на неделю самостоятельно. Напротив каждого дела определяют его вид, согласно модели.
В созданных микрогруппах, обсуждают полученные результаты., корректируют результаты, согласно замечаниям друг друга.


5 этап. Рефлексия (итог занятия).
Основные задачи педагога:
- формирование у обучающихся способности объективно оценивать свой результат, соотносить его с оценкой работы другого
- формировать представление о ценности полученных знаний.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

Предлагает вспомнить тему занятия и основные задачи, а так же оценить свою работу с помощью листа самооценки в процентах (где 100% - максимально справился с заданием, 0%- совершенно не справился с заданием). Предложить соседям по парте обменяться листами оценки и оценить работу друг друга. После листа оценки провести устный опрос о ценности полученных заданий. Задать вопросы: Что больше всего понравилось? Что запомнилось?
Называют тему и задачи занятия, определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности в листах самооценки. Оценивают работу друг друга. Отмечают наиболее запомнившиеся эпизоды занятия, высказывают оценочные суждения.



Заголовок 1 Заголовок 215