Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности c использованием метода контрастотермии и наглядного моделирования. Тема: «Весна в природе»


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №11 «Зорька»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности c использованием метода контрастотермии и наглядного моделирования.
Тема: «Весна в природе»
Учитель-логопед:
Пашинина Е.В.
Камень-на-Оби 2012 г
Программные задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе весной. Упражнять в составлении сложно - подчинённых предложений, установлении причинно-следственных связей; образовании причастий. Формировать навык составления описательного рассказа, упражнять в звукобуквенном анализе слов.
2.Развивать монологическую речь, диафрагмальное дыхание, артикуляционную и мелкую моторику пальцев рук методом искусственной контрастотермии.
3.Воспитывать самоконтроль за произношением.
Оборудование: пальчиковый бассейн со льдом; панно «Весна»; схема для составления рассказа; упражнение «Слово рассыпалось»; кассы букв, фишки для обозначения звуков; шапочки-скворцы для музыкальной игры.
План занятия:
1.Загадка. Постановка цели (дети в кругу).
«Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?»
-Кто догадался, о чём мы будем сегодня рассказывать?
-Что мы расскажем о весне?
2. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.
Дети проходят на стульчики. Звучит спокойная музыка.
-Подышим весенним воздухом. Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох-выдох, вдох-выдох.
-Весной природа пробуждается от зимнего сна и мы с вами откроем глазки, опустим руки, встряхнём ими. Весной появляются первые цветы, они тянутся к солнышку. Поднимите руки вверх, встаньте и потянитесь. Молодцы!
3.Артикуляционная гимнастика.
Музыка продолжает звучать
-Весной вся природа пробуждается от зимнего сна. Покажите как:
«Медведь проснулся после зимней спячки» (открыть рот с глубоким вдохом);
«Зверята за зиму исхудали» (втягивать щёки);
«Капель стучит по крыше» (тддд - тдд);
«На реке трескается лёд» (двигать нижней челюстью)
«Сосульки превратились в лужи» (узкий язык расслабить, положить на нижнюю губу, спрятать);
-Что такое сосульки? (застывшая вода, лёд)
Музыка выключается
4. Пальчиковый бассейн
На столе мисочки со льдом и горячей водой
-Потрогай те лёд пальчиками правой руки (двумя, тремя)
« Мы научимся ледок
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать».
-Какой лёд? (холодный, прозрачный)
-Положите осторожно лёд в горячую воду. Что происходит со льдом? Почему лёд тает?
Вывод: лёд тает в горячей воде, превращается в воду.
5.Работа с панно (дети садятся на стульчики).
А) Составим предложения о признаках весны. Начните предложения со слова «весной». Дети берут картинку, прикрепляют и говорят предложение.
Б) Игра «Почему?» -составление сложноподчинённых предложений.
-Почему тает снег?
-Почему бегут ручьи?
-Почему на деревьях набухают почки?
-Почему люди носят демисезонную одежду?
-Почему «зимние квартиры» животных зимой пустеют?
-почему грачи ходят за трактором?
-Почему весной птицы вьют гнёзда?
-Почему лёд плывёт по реке? Как называется это явление? (ледоход)
6.Составление рассказа с опорой на схему.
(схема на доске)
-Давайте расскажем, что мы знаем о весне, а поможет вам схема (по цепочке, двое индивидуально). Как назовём рассказ?
7. Музыкальная игра «Скворушки»
Надеваются шапочки-скворцы.
8.Звукобуквенный анализ слова «грачи».
Загадка:
«Солнце греет у порога, и растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи, прилетели к нам…» (грачи)
Самостоятельно составляют слово и схему, проверяют.
9.Игра «Слово рассыпалось»
-Ветерок дунул в форточку и рассыпал слова на столе. Соберите слова, и узнаете какие птицы прилетают к нам весной.
(ут-ки, гу-си, ле-бе-ди, скво-рец, ку-куш-ка, жу-рав-ли, гра-чи)
-Как нужно заботиться о птицах весной?
10 Итог.
Вспомним, что мы сегодня делали на занятии.