Занятие предназначено для детей с билингвизмом по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.Тема:Слова, обозначающие действие предмета.


Занятие предназначено для детей с билингвизмом по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Тема: Слова, обозначающие действие предмета.
Цели:
-знакомство со словами, обозначающими действие предмета; формирование практических навыков правильного употребления глаголов. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексической темы «Домашние животные»;
-развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;
- формирование положительного отношения к занятиям, интереса к языковым явлениям.
Зрительный ряд: картинки «Домашние животные», «Паровозик и вагончики», таблички с двумя полосками (теремок, картинки серии «Звукознайка»).
Звуковой ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой.
Ход занятия.
Организационно-подготовительная часть занятия.
Знакомство по кругу.
Игра «Паровозик».
Логопед: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к словам. Поедем на поезде. Вот конверты с билетами(цветовой текст Люшера). Билеты разные – желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые – выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым. А теперь выходите сюда, поставьте билеты в вагончики ( на наборном полотне картинка «паровозик и вагончики»), а сами станьте друг за другом в паровозик. (Дети делают под музыку несколько кругов; когда музыка выключается, «паровозиком» становится новый ребенок).
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Вот мы и приехали в гости к словам. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят ребята, послушны ли у них губки, язычок. А это мы сейчас проверим: сделаем упражнения для губ и язычка:
-Лягушка-слоненок;
-Лошадка;
-Маляр;
-Шарик за щекой;
-Чистим зубки;
-Игры-звукоподражания;
-Чистоговорки.
(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демонстрацией картинок серии «Звукознайка»).
Основная часть занятия.
Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед: Словам очень понравилось, как вы делали артикуляционную гимнастику, и они решили поближе познакомиться с вами. (дети выходят по одному, достают из корзинки карточки со словом, логопед читает слово и просит выполнить действие).
Слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит.
Логопед: Какой вопрос я задавала? Все эти слова отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначает действие предмета. Для таких слов мы будем использовать карточки с двумя полосками…Ах, в корзине еще остались слова!
Ну-ка, послушайте: «Му!..» Кто это?.. (что делает?)» (На наборном полотне – картинка с изображением коровы и карточка с двумя полосками).
Аналогично: лает, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, рычит.
(Картинки: кошка, корова, свинья, собака, коза, лошадь, волк).
Логопед: Как назвать картинки одним словом? Какое животное лишнее?
Беседа о домашних животных.
Каждый ребенок составляет рассказ о понравившемся ему животном с опорой на картинный план:
Где живет?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Игра «Что мы делаем?»
Логопед: Домашние животные предлагают детям поиграть в одну интересную игру.
Дети (сопряженно с логопедом): Хлоп-хлоп-хлоп!
Логопед: Что мы делаем? (хлопаем)
Дети: Топ-топ-топ!
Логопед: Что мы делаем? (топаем)
Дети: Прыг-прыг-прыг!
Логопед: Что мы делаем? (прыгаем)
(Аналогично другие звукоподражания – шлеп-шлеп, кач-кач, стук-стук, му-му и т.д.)
Игра «Кто как стучит?»
Логопед: Как-то раз пошли домашние животные погулять. Идут и видят: стоит в поле теремок (на наборном полотне картинка). Вошли они в теремок и стали там жить.
Когда они куда-нибудь ходили, то, возвращаясь, каждый стучал в дверь по-своему (логопед просит повторить ритмичное звучание).
Подбор предметов к словам-действиям.
Логопед: Тот, о ком я скажу, войдет в теремок. Сторожит, грызет, лает. Кто это? Собака что делает?
(Аналогично проводится работа со словами: мяукает, лакает; хрюкает, роет; ржет, скачет, возит; блеет, бодается; мычит, жует, молоко дает).Лото «Сказки»
Дети по цепочке рассказывают сказку «курочка Ряба», логопед задает вопросы: Дед что делал? Баба что делала? Мышка что делала?
Заключительная часть занятия.
Покупка билетов на поезд (цветовой тест Люшера).
Смысловая рефлексия занятия (С какими словами познакомились?)
Эмоциональная рефлексия занятия (Что понравилось? Что не понравилось?).Пароль на выход (На какой вопрос отвечает слово…? Что делает кошка? Корова?...).Примечание: важно, чтобы в конце занятия ребенок поставил билет в тот же вагончик, что и в начале. Это позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии во время занятия.