Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: Зима.Новогодние игрушки (ОНР, 1 год обучения)


Тема: «Зима. Новогодние игрушки»
(ОНР, 1-й год обучения)
Цели: 1. Закрепить представления детей о зиме, её признаках.
2. Учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных по теме,
3. Уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогами на, за, между.
4. Составлять сложные предложения с союзом а.
5. Развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление.
Оборудование: ёлочки, новогодние игрушки, ящик, фланелеграф, игрушка Капитошка, зимняя одежда для неё, столик, снежинки, пенёчки, картинки для сравнения предметов(сложные предложения), ширма, схемы некоторых пространственных предлогов (на, за, между), корзинка с ёлочными игрушками, подарок детям, музыкальная запись, наборное полотно.
Ход занятия.
Организационный момент.
Под музыку дети входят в зал.
Л: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в детский сад пришло много гостей. Давайте их поприветствуем, чтобы потом не отвлекаться.
Дети здороваются с гостями.
Л: А теперь: один, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.Один, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(показывают ладошки то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Л: Замечательно погуляли!
Постановка цели занятия.
Л: Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на занятии?
Р: Мы будем говорить о зиме.
Закрепление представлений детей о признаках зимы.
Игровая ситуация.
Л: Сегодня к нам в группу пришло письмо.
Логопед открывает письмо.
Л: Посмотрим, что там. (смотрит). Ребята, это приглашение на лесную полянку. Принимаем приглашение?
Р: Да.
Л: Но сначала вспомним признаки зимы.
Р: 1. Солнце светит, но не греет.
2. Стало холодно, морозно.
3. На земле лежит снег.
4. Деревья стоят голые, покрытые инеем.
5. Реки и озёра покрылись льдом.
6. Люди надевают зимнюю одежду.
Л: Хорошо! Признаки зимы вы знаете. Можем отправляться в путь.
Слышится плач.
Л: Кто это плачет? Посмотрим.
Логопед выносит и прикрепляет на фланелеграф игрушку Капитошку.
Л: Кто ты? Мы тебя не знаем. (Капитошка «шепчет на ушко» логопеду)
Л: Ребята, это дождевая капелька, зовут её Капитошка. Посмотрите, она дрожит. Как вы думаете почему?
Р: Потому что она совсем раздетая.
Ей холодно.
Л: Что же делать?
Р: Нужно её одеть.
Л: Поможем Капитошке одеться?
Р: Да.


Игра «Поможем Капитошке одеться»
Л: В какую одежду нужно одедь Капитошку?
Р: В зимнюю одежду.
Л: Расскажем Капитошке, в каком порядке нужно одеваться и поможем ей.
Дети по одному подходят к фланелеграфу и одевают игрушку.
Л: Что ты надеваешь Капитошке?
Р: (Ответы детей :гамаши, шапку, шубу, шарф, валенки, варежки).
Л: Капитошка, тепло тебе?
Л: Капитошка, говорит, что она согрелась. Спасибо вам, ребята. Но сейчас она очень спешит.
Л: Капитошка, куда ты спешишь?
Капитошка «говорит» логопеду.
Л: Ребята, Капитошка спрашивает, знаете ли вы, какой скоро будет праздник?
Р: Новый год.
Л: Правильно, Новый год. Вот Капитошке и хочется пойти на лесную полянку наряжать новогоднюю ёлку.
Капитошка, пойдём вместе с нами. Мы попробуем тебе помочь. Нас тоже пригласили туда.
(Логопед снимает игрушку с фланелеграфа).
Л: Но дойти до поляны не так-то просто, идти можно только по снежинкам.
Дети под музыку проходят по снежинкам на лесную полянку.
Л: Вот мы и пришли.
Игры на развитие внимания, памяти, мышления.
Л: Посмотрите, как красиво в зимнем лесу сколько ёлочек!
А это что такое стоит около ёлки? Посмотрим.
Р: Это какой-то ящик.
Л: Попробуем его открыть.
Логопед пытается открыть ящик, он не открывается.
Л: Никак не открывается. Здесь записка.
Логопед читает записку.
Игра « Хлопни в ладоши»
Л: Ящик откроется в том случае, если вы догадаетесь, какие предметы можно повесить на новогоднюю ёлку. Как только вы услышите их название, хлопните в ладоши.
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка
Петенька-Петрушка
Старая подушка
Белые снежинки
Яркие картинки
Рваные ботинки
Плитки-шоколадки
Кони и лошадки
Зайчики из ватки
Зимние палатки
Яркие фонарики
Хлебные сухарики
Вкусные конфеты
Свежие газеты.
Л: Молодцы! Вы были очень внимательными!
Ящик открывается.
Л: Посмотрим, что в нём?
Р: Это ёлочные игрушки.
Л: Возьмите себе по одной игрушке.
Дети разбирают игрушки.
Работа со схемами предлогов на, за, между.
Л: А сейчас подойдите к пенькам и положите игрушку так, как показано на схеме.
Дети выполняют задание.
Л: Куда ты положил игрушку?
Р: Я положил игрушку на пенёк. И т.д.
Ребёнок отвечает, отдает игрушку и карточку логопеду, и садится на пенек.
Логопед собирает игрушки в ящик.
Л: Капитошка говорит, что вы правильно выполнили задание. А сейчас она предлагает поиграть с игрушками.
Логопед выносит небольшой столик и ширму.
Игра « Чего не стало ? »
Л: Первая игра «Чего не стало?»
Отвечает три ребёнка.
Р: Не стало снежинки (и т.д.)
Л: Вторая игра «Что изменилось?» (3 реб.)
Р: Снежинка и Петрушка поменялись местами и т.д.
Л: Капитошка говорит, что давно не встречала таких внимательных детей.
Л: Ребята, Капитошка что-то загрустила. Что случилось, Капитошка?
Л: Капитошка говорит, что она такая маленькая и никак не сможет дотянуться до ёлки. А ей нужно повесить игрушки на ёлку. Что делать?
Р: Нужно помочь ей.
Л: Поможем Капитошке?
Р: Да, поможем.
Игра «Украсим ёлку»
Л: Возьмите каждый по игрушке и повесьте их на ёлку.
Дети по одному подходят к столу, берут игрушку и вешают её на ёлку.
Л: Настя, что ты вешаешь на ёлку?
Р: Я вешаю на ёлку лошадку. И т.д.
Л: Какая красивая стала ёлочка! Капитошка благодарит вас за помощь и спрашивает, умеете ли вы танцевать?
Р: Конечно, умеем.
Л: Покажем ей , как мы танцуем.
Физминутка.
Дети стоят вокруг ёлки и выполняют движения под музыку.
Л: Капитошка в восторге от того, как вы танцуете.

Образование относительных прилагательных
Игра «Какая игрушка?»
Л: Но что опять случилось, Капитошка? Почему ты такая невеселая?
( Игрушка шепчет логопеду)
Л: Пока мы танцевали, Капитошка нашла корзинку с игрушками, но из чего они сделаны, не знает. Расскажем ей?
Р: Да.
Л: Игрушки, сделанные из бумаги, какие?
Логопед показывает на ёлку.
Р: Бумажные.
Логопед достаёт по одной игрушке из корзины и показывает детям. Дети отвечают и садятся на пеньки.
Л: Игрушка, сделанная из стекла, какая?
Р: Стеклянная.
Аналогично: из резины - ….., из пластмассы -….., из меха -….., из дерева-…, из фарфора - ….
Л: Капитошка удивлена, как много вы знаете. Но так ли много вы умеете? Она предлагает поиграть в игру «Сравни, расскажи». Поиграем?
Р: Да.

Игра «Сравни, расскажи»
Л: Нужно сравнить ёлочные игрушки по величине и цвету. А в этом нам поможет схема.
На наборное полотно выставляется схема для составления сложных предложений с союзом а. По очереди ставятся 6 картинок (парных) для сравнения.
Картинки: шары, пирамидки, кубики, флажки, хлопушки, звёздочки.
Л: Капитошке очень понравилось, как вы умеете составлять предложения.
Л: К сожалению, наше путешествие заканчивается. И нам пора возвращаться в детский сад.
Дети возвращаются в детский сад вместе с Капитошкой по снежинкам. (Звучит музыка).
Л: Вот мы и в детском саду.
Итог занятия.
Л: Вспомним, где мы были?
Р: В зимнем лесу на полянке.
Л: Что мы делали?
Р:1 – Мы помогли Капитошке нарядить ёлку ёлочными игрушками.
2 – Играли в игру «Чего не стало?»
3 – Играли в игру «Что изменилось?»
4 – Сравнивали ёлочные игрушки.
5 – Танцевали вокруг ёлки.
Л: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались сегодня. Вы были очень внимательными, хорошо танцевали, играли. Молодцы! Капитошка говорит, что она была рада познакомится с такими замечательными ребятами и хотела бы с вами дружить дальше. Будем дружить с ней?
Р: Конечно.
Л: Капитошка приготовила для вас угощенье.
Р: Спасибо, Капитошка!
Л: В группе воспитательница поможет вам разделить угощение. Не забудьте угостить и своих товарищей.
Л: Спасибо вам, ребята! Давайте поблагодарим гостей. Они были очень внимательными зрителями и слушателями.
Р: Спасибо Вам за внимание.
Дети под музыку выходят из зала.