Использование метода наглядного моделирования при обучении учащихся с системным недоразвитием речи составлению рассказа-описания


Использование метода наглядного моделирования при обучении учащихся с системным недоразвитием речи составлению рассказа-описания

Составила учитель-логопед
Козырева Ольга Викторовна
Ряд исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.А. Миронова и др.) утверждают, что развитие связной речи – одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.
Глухов В.П. считал, что основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом с использованием разного рода упражнений на развитие связной речи.
Многолетние исследования Т. А Ткаченко показали, что дети с СНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов.
Валентина Константиновна Воробьева отмечает, что: «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.
Для логопедов особый интерес представляет выделение двух пластов в содержательной стороне рассказа – системы предметных обозначений, т.е. осознание того, что будет сообщаться об отношениях реальных предметов и непосредственно речевое, образное оформление высказывания.
Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода».
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи (ОМ. Дьяченко, В.П. Глухов, ТА Ткаченко и др.). Moдели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике.Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Освоение предметов школьной программы напрямую зависит от того насколько правильно может учащийся выразить свою мысль, пересказать прочитанный текст.
Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Эффективность процесса коррекции связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для учащихся с СНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
усвоение и анализ сенсорного материала
перевод его на знаково-символический язык
—работа с моделью
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи:
знакомство с графическим способом представления информации
развитие умения дешифровки модели
формирование навыка самостоятельного моделирования
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
пересказ
составление рассказов по картине и серии картин
описательный рассказ
творческий рассказ
—усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей
овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет
формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями
—обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине
В ходе использования приема наглядного моделирования учащиеся знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов учащегося.
Пересказ – самый простой вид связного высказывания. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование)
передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей
Рассказ по сюжетной картине требует от учащегося умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные учащимися с системным недоразвитием речи даже легкой степени – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины
определение взаимосвязи между ними
объединение фрагментов в единый сюжет
Рассказ-описание по пейзажной картине является особым видом связного высказывания. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины
объединение мини-рассказов в единый сюжет
Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.