Технологическая карта урока по теме Симметрия: осевая и центральная


Учитель Михайлова А.А., МБОУ «Гимназия №11» ,г. Бийск
Технологическая карта урока
Урок математики в 6 классе
Тема: «Симметрия: осевая и центральная»
Цель урока: создание условий для закрепления и обобщения знания по теме «Симметрия: осевая и центральная», применения понятия «симметрия» в повседневной жизни.
Задачи урока:
Формирование регулятивных УУД:
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
умение выбирать средства реализации цели урока и применять их на практике;
умение выделять главное, анализировать и делать выводы;
умение оценивать достигнутые результаты.
Формирование познавательных УУД:
умение организовать свою деятельность для закрепления понятия «симметрия», а так же знания учащихся по построению симметричных фигур;
через понятие «симметрия» раскрыть связи математики с живой природой, искусством, техникой.
Формирование коммуникативных УУД:
умение использовать математические знания для адаптации и созидательной деятельности;
развитие культуры речи;
умение работать в коллективе (организовать учебные взаимодействия через распределение ролей, совместного планирования деятельности).
Формирование личностных УУД:
интерес к математике;
чувство ответственности за учебный труд;
дисциплинированность, честность;
осознание необходимости изучения окружающего мира.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Методы обучения: практический, наглядный, словесный, частично-поисковый, метод проекта.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,презентация, документ – камера MimioView, раздаточный материал, мобильный класс.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1. Организационный момент
Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание учащихся на теме занятия. Приветствие учителя. Настрой на урок. Подготавливают рабочее место для разработки проекта. Самоопределение
2. Постановка целей, мотивация к учебной деятельности.
Создаёт проблемную ситуацию для постановки цели занятия и плана работы, мотивирует познавательную деятельность учащихся:
Эпиграф: «Глядя на мир,
нельзя не удивиться» (Козьма Прутков).А как эпиграф можно связать с темой нашего урока?
“Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”. (Г. Вейль). Готовы ли вы ответить, зачем природа создала симметрию, а человек пытается постичь и создать ее?Где мы можем использовать, уже сейчас, наши знания о симметрии?
Отвечают на вопросы учителя, анализируя предлагаемую ситуацию. Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Обсуждают план работы на уроке:
проблема,
как решить проблему,
поиск информации,
продукт слайд презентации.
защита проекта,
подведение итогов.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Анализируют проблему, определяют конечную цель – продукт деятельности(проект), планируют работу. Умение ставить цель и планировать свою деятельность.
Определяют, ради чего осуществляется данный вид деятельности (подбор материала для «Справочника математических терминов и правил для 5-6 классов») Осмысление значимости решения учебных задач, увязывая их с реальной жизненной
ситуацией.
3.Актуализация знаний, умений и навыков.
Подготавливает учащихся к работе над проектом: выполнение 1,2 пункта плана работы (повторение определений, выполнение практического задания).
Координирует результаты практических работ.
Дают определения терминам и выполняют построение на индивидуальных листах. Демонстрируют свои чертежи через документ-камеру,
проговаривая план построения.
Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Высказывают свои предложения. Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации. Анализируют правильность выполнения построения чертежей одноклассниками и вносят исправления в случае необходимости.
Умение строить учебно-познавательную деятельность. Определяют задания, имеющие практическое применение.
Выработка жизненной позиции в отношении окружающих людей, самого себя .4.Работа над проектом.
Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников. Выполняют исследование: анализируют ту информацию, которую подобрали для работы над проектом, выбирают оптимальный вариант. Поиск и выделение необходимой информации,- смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения через понятие, "симметрия " раскрыть связи математики с живой природой, искусством, техникой.
Общаются в группе, озвучивают свое мнение, выслушивают варианты других. Планирование учебного сотрудничества, организация учебного взаимодействия.
Выстраивают последовательность необходимых операций. Составление плана выполнения проекта.
Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях Осмысление значимости учения и решения учебных задач. Воспитание чувства ответственности за учебный труд, развитие интереса к математике.
5. Защита проекта.
Наблюдает за деятельностью учащихся; советует, как подготовиться к защите.
  В соответствии с целью оформляют проект в виде одного слайда на нетбуке. Представляют свои проекты с помощью документ-камеры. Умение представлять информацию в виде опорного конспекта с помощью ИКТ. Защищают проект, по одному представителю от группы. Участвуют в коллективной оценке представленных работ одноклассников. Умение использовать математические знания для адаптации и созидательной деятельности;
содействовать развитию культуры речи.
Выслушивают и оценивают проекты каждой группы. Умение давать оценку результата проекта. Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях. Осознание необходимости изучения окружающего мира.
Итоги урока, оценивание результатов
Предлагает заполнить листы оценивания, сопоставив результат своей работы, работы группы, также оценить качество предложенных проектов.
Вопросы рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Над чем, на ваш взгляд, нужно потрудиться дома?
Предлагает творческое (разноуровневое) домашнее задание:
№ 315
Придумайте рисунок, иллюстрирующий осевую или центральную симметрию и изобразите его на отдельном листе.
Оценивают результаты групповой, а так же своей работы, комментируют полученные проекты.
Умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
Отвечают на поставленные вопросы. Умение выражать свои мысли,
оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Проводят самооценку, взаимооценку результатов деятельности, выполняют коррекцию результата работы других групп.
Волевая саморегуляция,осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.
Выбирают домашнее задание в соответствием со своим уровнем подготовки по предмету.
Смыслообразование(объяснять самому себе свои достижения, определить ближайшие цели саморазвития).