Урок по математике Осевая и центральная симметрия(6 класс)


Тема урока: Осевая и центральная симметрия.
Класс: 6.
Цели по содержанию:
обучающие: подготовка учащихся к изучению геометрии, углубление имеющихся знаний; показать использование симметрии в жизни; развитие внимания, мышления, стремления к творчеству; развитие интереса к предмету; воспитание чувства красоты, трудолюбия, внимательности, расширение кругозора.
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание
воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: Урок закрепление.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Алдамуратова Т. А..: ил., рабочие листы, липкие листы.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы Время Внедрение 7 модулей
Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока Фронтальная 2 мин Актуализация знаний и умений
Актуализация опорных знаний и способов действий Разбейте их на 2 группы
I - симметричные фигуры;
II - ассиметричные фигуры.
Устный счет: 1) 5∙(-2)+(-2)∙5=-20
2) 24:(-8)+(-8):24= QUOTE 3)12∙(-3)-3)∙12=0
Выбирают карточки с фигурками и рассаживаются по группам. Работают устно и оценивают свои действия.
Групповая
3 мин
Новые подходы в преподавании .
Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока Проблемная ситуация. Прием
Ложная альтернатива (прием ТРИЗ).
1)Сколько будет 8 и 8: 18 или 17 ? 2) Что растет не березе - яблоки или груши?
3)У окружности две оси симметрии или четыре?
4) Координатная плоскость имеет 2 четверти или 6?5) Столица Казахстана - Астана или Алматы?6) Сколько в минуте секунд - 10 или 100? 7)Отражение в зеркале- это "осевая"или "центральная" симметрия?
Что заметили интересного?
Какая цель нашего урока?
Отвечают на вопросы, анализируя правильные ответы сопоставляя их с предложенной "ложной альтернативой" Групповая
3 мин
Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Самостоятельная работа
Проверим ваши знания с помощью следующего открытого теста. Вам необходимо будет вставлять пропущенные слова.
Если при сгибании плоскости чертежа по прямой, две фигуры совместятся, то такие фигуры называются симметричными относительно прямой.
Если фигура некоторой прямой делится на две симметричные части, то ее называют симметричной относительно этой прямой. Прямая, относительно которой симметричны части фигуры, называются осью симметрии.
Луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам, называется биссектрисой угла.
Прямоугольник имеет 2 оси симметрии.
Квадрат имеет 4 оси симметрии.
Окружность имеет бесконечное множество осей симметрии.
Окружность - центрально-симметричная фигура
Прямоугольник - центрально-симметричная фигура.
На координатной плоскости координаты точек, симметричных относительно точки О – начало координат, являются противоположными числами.
Физкультминутка Выполняют открытый тест
1.Симметричными;
2.Осью;
3.Биссектрисой;
4.2;
5.4;
6.бесконечное множество;
7.Окружность:
8.Прямоугольник;
9.противоположными числами
Сверяются с доской, выставляют себе отметки (критерий оценивания на доске)
11 баллов – «5»
10-9 баллов - «4»
8-6 баллов – «3»
5-0 баллов – «2» Физкультминутка
Мы писали, мы писали,Наши пальчики устали,А сейчас мы отдохнём,Сделаем зарядку.«1» подняться, подтянуться.«2» согнуться, разогнуться.«3» в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.«4» руки шире.«5» руками помахать.«6» тихонько за парту сесть. Индивиду-
альная работа 7мин Обучение тому как учиться.
Закрепление знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: симметрия. 1.Напомните мне, пожалуйста, что же такое симметрия, что означает слово «симметрия».
2. Приём"Синквейн""Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
Раздается дополнительнгая литература: высказывание великих ученых о симметрии
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием
3.Практическая работа.
Первая группа: Буквы имеющих вертикальную ось симметрии. Вторая группа: Буквы имеющие горизонтальную ось симметрии.
Приём ""Групповая скульптура
4. Проекты: "Симметрия вокруг нас."
Первая группа о симметрии в архитектурных постройках родного села.
Вторая группа о симметрии у животных и растениях. Выполняют задания на листах.

Составляют "Синквейн"
1 строка – ключевое слово, 2строка -два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием
Буквы А, М, Т, Ш, П имеют вертикальную ось симметрии, В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальную.
Дети выстраиваясь изображают одну или несколько букв имеющих вертикальную или горизонтальную симметрию
Дети защищают проекты: "Симметрия вокруг нас."
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны (пентаграммы). Фронтальный опрос
Групповая работа
Работа по группам:
3 мин
5 мин
5 мин
7мин
Обучение талантливых и одаренных.
Обучение критическому мышлению.
.Управление и лидерство
Обучение всоответствии с возрастными особенностяи.
Работа для одаренных детей
Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Уровневые задания.
1.Придумайте, пожалуйста, свои палиндромы или слова перевертыши. (Для учащихся с повышенными способностями)
2.Задание для слабоуспевающих Проверочная работа. Каким видом симметрии обладает каждое из предложенных изображений? Запишите это под соответствующим рисунком. Постройте центр и оси симметрии, если таковые имеются, и укажите их количество.
Выставляет оценки за урок. Отвечают на вопросы.
Анализ и итог урока Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов. Симметрия многообразна, вездесуща. Она создает красоту и гармонию Работа в паре. 5 мин Оценивание для обучения
Информация о
домашнем задании Обеспечение понимания цели, содержания домаш. задания Нарисовать или сделать аппликации из вырезанных симметричных фигур. Попытайтесь придумать палиндромы Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. 2мин Обучение критическому мышлению
Рефлексия Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Ученикам раздается по 3 карточки красного, желтого ,зеленого цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня!я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет- "Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет- "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь." Приклеивают листочки на тетради, показывают учителю. 3 мин Литература:
И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. М., 1995 г.
“Квант” №3 за 1992 г.
Л. Тарасов. Этот удивительный симметричный мир. М., 1982 г.