Конспект урока по математике на тему Взаимосвязь между величинами: масса одного предмета. количество предметов, общая масса.


Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: показать взаимосвязь между величинами: масса одного предмета. количество предметов, общая масса.
Регулятивные УУД.
Организовывать рабочее место, свою деятельность.
Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
Строить логические рассуждения.
Планировать свои действия.
Проводить самопроверку.
Личностные УУД:
Воспитать ответственность, уважение, умение работать в группе.
Умение оценивать ответы своих одноклассников.
Воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Познавательные УУД:
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные УУД.
Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Ресурсы: учебник «Математика» 3 класс, часть 1
План урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
3) Выявление темы и целей урока.
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ход урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к вам в окно,
На урок торопит вас –
Математика сейчас.
-Всех рада видеть вас, друзья,
Урок нам начинать пора.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Надо думать, отвечать
И всё-всё запоминать.
Вы готовы, да?
Успеха вам желаю я.
– Как вы думаете, какая цель занятий математикой? (Развивать человека, его внимание, волю, тренировать свой мозг, быть упорным в достижении цели)
Математика - царица всех наук. Она может быть разной: порой необычайно простой, временами сложной, но неизменно интересной увлекательной. Характер у математики непростой! Тем и интересна математика, что она такая разная и непредсказуемая.
Девиз нашего урока:
«Знаешь – говори,
не знаешь – слушай».
2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
 Мы начнём наш урок с разминки.
Первое задание на знание таблицы умножения на 2 и 3.
2*2=4
3*4=12
8*2=16
6*3=18
3*9=27
2*5=10
2*4=8
3*5=15
3*8=24
2*7=14
Ребята, а давайте вспомним что вы проходили на том уроке и какие задачи решали? (решали задачи на стоимость)
Задача 1. Оля купила несколько карандашей по 5 рублей за штуку и столько же маркеров по 10 рублей за штуку. За карандаши она уплатила 30 рублей. Сколько стоили маркеры?
Составим таблицу:
 
Решение:
К = С : Ц  30 : 5 = 6 (шт.) – карандашей
С = Ц • К  10 • 6 = 60 (руб.) – стоят маркеры
Ответ: 60 рублей.
Задача 2.
Маша купила 5 ложек и 8 вилок по одинаковой цене. За ложки она заплатила 100 рублей. Сколько стоили вилки?
Составим таблицу:
 
Решение:
Ц = С : К  100 : 5 = 20 (руб.) – цена ложки, цена вилки
С = Ц • К  20 • 8 = 160 (руб.) – стоимость вилок.
Ответ: 160 рублей.
 -Молодцы ребята вы справились с заданиями.
-Вот мы и вспомнили задачи на цену, количество стоимость.
3) выявление темы и целей урока.
Ребята откройте учебник на странице 23 прочитайте №1.
Давайте мы свами разберем и решим задачи и узнаем, как связаны между собой понятия «масса одного предмета», «количество предметов», «масса всех предметов».
Прочитаем первую задачу.
Масса пакета с мукой – 2 кг. Узнай массу 4 таких пакетов (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к задаче
Внесем данные из задачи в таблицу.
Масса
одного пакета Количество пакетов Масса
всех пакетов
2 кг 4 п. ?
При решении задачи рассуждаем так: 2 кг – это масса одного пакета, таких пакетов – 4 штуки. Узнаем, сколько весят все пакеты, действием умножения.
Запишем решение.
2*4=8 (кг)
Ответ: 8 кг весят четыре пакета.
Сделаем вывод: чтобы найти массу всех предметов, нужно массу одного предмета умножить на количество предметов.
Прочитаем вторую задачу.
Масса 4 одинаковых пакетов с мукой – 8 кг. Узнай массу одного пакета (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Внесем данные из задачи в таблицу.
Масса
одного пакета Количество пакетов Масса
всех пакетов
? 4 п. 8 кг
При решении задачи рассуждаем так: 8 кг – это масса всех пакетов, таких пакетов – 4 штуки. Узнаем, сколько весит один пакет, действием деления.
Запишем решение.
8:4=2 (кг)
Ответ: 2 кг весит один пакет.
Сделаем вывод: чтобы найти массу одного предмета, нужно массу всех предметов разделить на количество предметов.
Прочитаем третью задачу.
Масса одного пакета с мукой – 2 кг. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить в них поровну 8 кг (рис. 3)?

Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Внесем данные из задачи в таблицу.
Масса
одного пакета Количество пакетов Масса
всех пакетов
2 кг ? 8 кг
При решении задачи рассуждаем так: 8 кг – это масса всех пакетов, каждый пакет весит 2 кг. Так как всю муку, 8 кг, раскладывали поровну, по два килограмма, узнаем, сколько пакетов потребуется, действием деления.
Запишем решение.
8:2=4 (п.)
Ответ: потребуется 4 пакета.
Сделаем вывод: чтобы найти количество предметов, нужно массу всех предметов разделить на массу одного предмета.
-Ребята мы свами решили задачи.
И сформулируйте тему урока продолжив фразу Задачи на зависимость между величинами….
4). Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Ребята какие трудности у вас вызвала данная задача?
Давайте повторим алгоритм решения задач «Масса одного предмета, количество всех предметов, масса всех предметов»
(1. Чтобы найти массу всех предметов, нужно массу одного предмета умножить на количество предметов.
2. Чтобы найти массу одного предмета, нужно массу всех предметов разделить на количество предметов.
3. Чтобы найти количество предметов, нужно массу всех предметов разделить на массу одного предмета.
- Общая масса равна значению произведения массы одного предмета на количество этих предметов.
- Чтобы найти массу одного предмета, надо общую массу разделить на количество предметов.
- Чтобы найти количество предметов, надо их общую массу разделить на массу одного предмета.)
5) Этап реализации построенного проекта.
Ребята давайте потренируемся соотносить текст задачи с краткой записью.
Подберем краткую запись к каждой задаче.

Иллюстрация к задаче
Рассмотрим первую задачу.
В 3 одинаковых коробках 6 кг печенья. Сколь кг весит одна коробка печенья?
Будем рассуждать так. К этой задаче подходит краткая запись в таблице 2. В ней указана масса всех коробок – 6 кг, количество коробок – 3. Нужно узнать, сколько весит одна коробка печенья. Вспомним правило и узнаем действием деления.
Решение:
6:3=2 (кг)
Ответ: 2 кг весит одна коробка печенья.
Рассмотрим вторую задачу.
Масса одной коробки печенья – 2 кг. Сколько кг весят 3 таких же коробки печенья?
Будем рассуждать так. К этой задаче подходит краткая запись в таблице 3. В ней указана масса одной коробки печенья – 2 кг, количество коробок – 3. Нужно узнать, сколько весят все коробки печенья. Чтобы узнать, нужно массу одной коробки умножить на количество коробок.
Решение:
2*3=6 (кг)
Ответ: 6 кг весят три коробки печенья.
Рассмотрим третью задачу.
Масса одной коробки печенья – 2 кг. Сколько коробок потребуется, чтобы разложить 6 кг печенья поровну?
Рассуждаем так. К этой задаче подходит краткая запись в таблице 1. В ней указана масса одной коробки – 2 кг, масса всех коробок – 6 кг. Нужно узнать количество коробок, чтобы разложить печенье. Вспомним, что для того, чтобы найти количество коробок, необходимо массу всех предметов разделить на массу одного предмета.
Решение:
6:2=3 (к.)
Ответ: 3 коробки потребуется.
Отметим, что все три задачи, которые мы решили, были простыми, так как мы могли ответить на вопрос задачи, выполнив одно действие.
Зная взаимосвязь между величинами «масса одного предмета», «количество предметов», «масса всех предметов» можно решать и составные задачи, то есть в 2, 3 действия.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Дети какие трудности у вас возникли в данном задании?
- Какие трудности вызывала у вас задача?
- С помощью каких действий мы решали задачу?
Физкультминутка
А теперь на месте шаг …
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
На странице 23 в учебнике выполните самостоятельно № 7
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
В 7 одинаковых коробках 21 кг винограда. Сколько кг винограда в 4 таких же коробках?
Масса
одной коробки Количество коробок Масса
 всех коробок
Одинаковая 7 к. 21 кг
4 к. ? кг Чтобы ответить на вопрос задачи, надо массу одной коробки умножить на количество коробок. Найдем массу одной коробки: так как 7 коробок весят 21 кг, то для того, чтобы найти массу одной коробки, 21:7=3 (кг). Теперь мы знаем, сколько весит одна коробка, можем узнать, сколько весят 4 коробки. Для этого мы 3*4=12 (кг)
1.      21:7=3 (кг) – масса одной коробки
2.      3*4=12 (кг)
Ответ: 12 кг винограда в 4 коробках
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Как называлась тема нашего сегодняшнего урока?
- Сегодня на уроке было интересно…
- Что нового вы узнали?
- Домашнее задание