КОНСПЕКТ урока математики в классе для обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями Тема: «Выделение предмета из группы предметов по образцу. Составление группы из одинаковых предметов на основе образца»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кстовская школа-интернат»
КОНСПЕКТ
урока математики в классе для обучающихся
с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Тема: «Выделение предмета из группы предметов по образцу. Составление группы из одинаковых предметов на основе образца»
Разработала учитель
Начальных классов
Храмова Л.В.
2015-2016 учебный год
Цель: Формирование умения выделять качественные признаки предмета.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обучение соотнесению предметов по цвету и по форме.
Формирование умения выделять отдельные предметы из группы по образцу.
Составлять группы из одинаковых предметов на основе образца, используя прием приложения.
Закрепление знаний геометрических фигур: квадрат и круг.
Коррекционно-развивающие:
Активизация мыслительной и речевой деятельности детей.
Совершенствование речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
Развитие мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание положительной установки на участие в занятии.
Формирование навыков взаимодействия на занятии, умение работать в команде.
Используемые технологии:
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- информационно - коммуникационные.
Оборудование:
Зайчик, коробка, мячики (4шт), машины (4шт), кубики (4 цветов по 2 штуки), куклы.
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок.
Давайте поприветствуем друг друга.
Учитель вместе с детьми встает в круг и проводится динамическая пауза.
Каждый день по утрамРуки поднимать
Делаем зарядкуРуки опускать,
Очень нравится нам Приседать и вставать.
Делать по порядку:Прыгать и скакать.
Весело шагать,Весело шагать.
Учитель: Ребята, а сейчас у нас начинается урок математики. Давайте сядем за парты и покажем, как мы хорошо и правильно умеем сидеть.
Начало урока: Раздается стук в дверь. Тук-тук, тук-тук.
Учитель: Ребята вы слышите, кто- то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто к нам идет.
Педагог входит в класс с большим красивым зайцем.
Зайчик: Здравствуйте ребята.
Учитель: «Ребята, посмотрите, какой красивый зайчик пришел к вам в гости. Давайте рассмотрим его. Посмотрите, какой он пушистый, какая у него серая шёрстка. Какие у него длинные ушки. Посмотрите, какие у него большие глазки, какие лапки, какой хвостик. Он очень хочет с вами познакомиться и подружиться. Ему очень грустно одному. Давайте познакомимся с зайчиком».
Педагог с зайчиком, по очереди подходят к каждому ребенку.
Зайка: «Здравствуй девочка, меня зовут Степашка. А как тебя зовут?»
- Я Саша.
Зайка: «Здравствуй Сашенька!». Затем Степашка подходит к следующему ребенку.
Зайка: «Здравствуй мальчик, меня зовут Степашка. А как тебя зовут?»
Если ребенок не может назвать свое имя, то учитель помогает ему, кладет его руку, к его груди и четко произносит его имя (привлекая внимание ребенка к его имени). И так с каждым ребенком.
Учитель: «Ребята Степашка принес в школу большую коробку с игрушками. Давайте посмотрим, что в ней лежит».
Учитель ставит коробку на стол, вынимает из коробки по одной игрушке и просит детей ее назвать, если ученики затрудняются, то учитель сам четко произносит название: «Это машина», «Это мяч» и т.д.
Зайка предлагает детям поиграть: «Ребята, а давайте поиграем в интересную игру, я вам буду показывать игрушку, а вы будете искать такую же».
Учитель ставит на стол машинку, куклу, мяч.
Зайка достает из коробки одну из таких игрушек, и предлагает одному из детей найти на столе такую же. Выполнив задание, ребенок должен назвать выбранную игрушку; если он затрудняется, то педагог сам произносит это название. Задание предлагается выполнить каждому ученику. Если ребенок не может сделать правильный выбор, то учитель помогает ему, показывая, где находится такая же игрушка. Обращается внимание, что они одинаковые: «Это мяч, и это мяч. Они одинаковые». Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Аналогичная работа проводится с цветными кубиками. Среди цветных кубиков, выбрать такой, как в руках у учителя. Учитель говорит: «У меня красный и у тебя красный, одинаковые». В данном случае детей учат использовать приём приложения для отбора предметов по качественному признаку.
Затем Степашка случайно роняет коробку с игрушками на ковер.
Степашка: «Ай- ай-ай как это случилось? Что же теперь делать? Кто мне поможет?».
Учитель: «Ребята, посмотрите, как расстроился Степашка! Давайте поможем ему собрать игрушки!». Учитель берет по очереди каждого ребенка и дает задание: Даня, сложи все мячики в эту коробку. Саша, сложи все кубики в эту коробку. Миша, убери все машинки в эту коробку». Действия каждого ребенка учитель сопровождает словами: «Вот мяч, еще мяч, еще мяч. Молодец Даня, собрал все мячи».
Степашка: « Спасибо, ребята. Без вас, я бы не справился». Вы мне так помогли!
Учитель: « Степашка приготовил для нас интересное задание.
Давайте сядем за парты и посмотрим, что подготовил нам зайка».
Степашка: «Ребята, я хочу посмотреть, умеете ли вы раскрашивать? Я подготовил вам задание и думаю, что вы справитесь».
На парты раздаются шаблоны с изображением геометрических фигур: круга, квадрата и цветные карандаши.
Учитель: «Ребята, давайте посмотрим, какие геометрические фигуры здесь изображены?».
Дети отвечают. Если ребенок не может назвать геометрическую фигуру, то учитель, просит показать - где круг, а где квадрат. Затем дети начинают выполнять задание, а Степашка «смотрит» за выполнением работы.
Учитель: Ну, посмотри Степашка, справились ли мы с заданием?
Степашка: «Ой, как красиво, какие вы молодцы! У вас очень хорошо получилось. А теперь, давайте поиграем с кубиками ».
Учитель ставит на стол разноцветные кубики. Детям предлагается сгруппировать их по цвету. Учитель подходит по очереди к каждому, и ставит перед ним, кубик- образец: «Саша, возьми вот такие красные кубики. Даня, вот такие синие…». В случае необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.
Степашка: «Ребята давайте немного отдохнем». Проводится физ.минутка.
Три фигуры шли домойА кружок малютка просто
Треугольник был большойОчень маленький он был
Квадрат с ним, поменьше ростомС погремушкою ходил
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь.
Затем дети вместе с учителем играют в дидактическую игру «Подбери по цвету и по форме». Перед началом игры повторяются названия фигур и цвета. Если ребенок затрудняется, то учителем оказывается индивидуальная помощь.
Затем дети, вместе с учителем готовят подарок для Степашки. Изготовление бус в форме квадратов и кругов, из пластилина, методом размазывания пластилина пальчиком по заготовке.
В заключении урока, дети дарят Степашке бусы, сделанные своими руками.
Итог: Степашка: «Какие красивые бусы, я их буду надевать только на праздники! Спасибо, ребята, что вы помогли мне навести порядок в игрушках и разложить их по местам. И большое спасибо за ваши подарки. К сожалению, мне пора бежать, но скоро я опять приду к вам в гости. До свиданья ребята!».
Дети: «До свиданья Степашка, обязательно приходи к нам!».
Учитель: «Ребята, вы прекрасно поработали на уроке. Помогли зайке разобрать игрушки по цвету и по форме, научились сравнивать предметы и сделали замечательные бусы из квадратов и кругов. Спасибо вам за работу на уроке. Давайте попрощаемся с гостями, скажем. До свиданья. Урок закончен, можно отдохнуть».