Карточка к уроку русского языка

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады снегу.

2. Пропуск буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик.

3. Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у-чи-тель-3 слога. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча. Запомни! Жи,ши пиши с и, ча, ща пиши с а.

7. Сочетания чк, чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Запиши ещё два слова. Например: дочка, речка, мощный.

8. Ударение. Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Например: алфавит, азбука, портфель.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением ( а, о, е, и, я ). Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Делай так: сады-сад, волна-волны, червивый-черви.

10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11. Парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: морозы-мороз, ягода-ягодка. Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск. Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия городов, рек, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак (ь). Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи. Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове. Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа – групп-па, групповая, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай своё слово или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например, Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Например, поездка , езда , приезд .

17. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Например, полетели, побежали, потянулись, отнёс, отбежал, отлетел.

18. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например, заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.

19. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел). Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел. Делай так : к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. Запомни! Предлог-это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глагола нет предлогов. Например, Лодка отплыла от берега.

20. Разделительный твёрдый знак (ъ). Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например, съезд, объявление, объём. Запомни! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

21. Непроизносимые согласные в корне слова. Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Делай так: звезда, звёздочка, звёздный; честь, честный.

22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е). Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: водовоз, самолёт.

23. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел). Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных. Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму. Делай так: в доме (каком?) новом. Запомни! У слов – вопросов всегда ударные окончания.

25. Не с глаголами (орфограмма-пробел). Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.

26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы. Задай вопрос к глаголу. Если в вопросе есть ь на конце, то и у глагола будет писаться ь.Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять.

27. Разбор предложения. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое) туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

28. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Например, Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ( _____ , ).
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. ( ____ и ).

29. Сложное предложение. Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Например: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. (_________ ), (__________ ).

30. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример. Делай так: на опушке (на земле , 1 скл.), на полянке ( на земле , 1 скл. ), у речки (у земли , 1 скл.).

31. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: к лесу ( какому? ) дальнему -м.р., ед.ч., Д.п.

32. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел). Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Например: у нас, ко мне, с тобой. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными ) пишутся отдельно.

33. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Например: пишешь, решаешь, читаешь – (наст.вр., 2-го лица, ед.ч. ).Запомни! На конце глаголов 2-го лица единст. числа пишется мягкий знак (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единст. числа. Делай так: пишет - писать глаг., 1 спряж., ( -е, -ут, -ют ); ставит - ставить , глаг., 2 спр., ( -и, -ат, -ят ).
15