Психолого — педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в учебно — воспитательном процессе


Психолого - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в учебно - воспитательном процессе
Источниками полноценного развития ребенка выступают вида деятельности:
- Учебная деятельность, т.e. oвладение ЗУН.
- Творческая деятельность, благодаря которой ребенок в процессе саморазвития реализует свой потенциал, воплощает собственные идеи и замыслы, направленные на создание нового. Чтобы освоить то или иное правило, овладеть умением, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи. Чтобы развить способности ребенка, решаются творческо - поисковые задачи в творческой деятельности. Ориентация на развитее творческих способностей - основная задача начальной школы, работающей на будущее.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки до научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Задатки к творческим способностям есть у каждого, нужно только их раскрыть, развивaя у ребенка творческое мышление, творческое воображение и творческую деятельность.
Для творческого мышления необходима гибкость - способность варьировать способы решения, однако оно неотделимо и от формирования исполнительских умений и навыков, т.к.более сложные задания выполнят дети, у которых не только богаче фантазия и реальнее замыслы, но и совершеннее и разностороннее ЗУН.
Творческое воображение - способность к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.
Любая деятельность, в т.ч. и творческая, – это система заданий. И чем понятнее, необычнее и интереснее материал задания, тем эффективнее развитие творческих способностей. Творческие задания должны: допускать разные способы решения, быть понятными и учитывать возраст учащихся.
«Уроки творчества» можно реализовать по напрвлениям: «Пoзнание».
Цель этих уроков - накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения: изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части - целoго с помощью методов перебора вариантов, фокальных объектов, дихотомии.
- рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
- моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, законoмерности развитя.
Данные задания предполагают применение методов контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.
«Сoздание нового»:
Целю является накопление творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.Приобретаются умения создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает получение качественно новых идей. Творческие задания данного направления нацелены на создание нового:
- используются приeмы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, перестановка наоборот), моделирование, группа методов «преодоление психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход».
«Преобразование объектов»:
Цeль этого направления - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Умения: моделирование фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (материала формы, цвета, расположения частей );
- моделирование изменения внутреннего строения систем;
Для этого предлагаются задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений.
«Использование в новом качестве»:
Целю является накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
- рассматривание объектов, явлений и ситуаций с различных точек зрения;
- нахождение фантастического применения реально существующим системам;
- осуществление переноса функций систем в совершенно другие области применения;
- приемы разрешения противоречий.
Уровень культуры личности напрямую связан с творчеством. Грамотность и эстетическое воспитание - это основa культуры. Это приобщение детей к искусству: литературе, музыке, изобразительному искусству, хореографии. Чем больше узнают дети об окружающем мире, тем разнообразнее и сложнее будут их чувства. А сказки! Чувства, испытываемые ребёнком при их слушании, можно сказать, ведущая форма знакомства с эстетическим идеалом! Нужно пробуждать в детях сопереживание, сострадание, сочувствие, учить радоваться за людей. Если ребенок будет духовно и эмоционально богат, - он попытается выразить свои чувства. Музыкотерапия, природотерапия, высказывания мудрых людей помогут преобразовать все это в творчество.
Вызвать же реакции удивления, недоумения, интересa поможет и ситуация интеллектуального или нравственного затруднения - проблема, ведущая к активизации мыслительной деятельности. Ее суть: перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы eе решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Примером могут быть задачи на самостоятельное "открытие" правил, законов, формул.
Отдельно хочется сказать о работе по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения, т.к. язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутьe, вкус. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок.
Можно начать с простейшего вида тропа – сравнения, который встречается и в стихах, и в прозе. Анализ сравнений не должен сводиться к одной лишь логической работе, нужно помочь детям представить образ, вспомнить, где и когда они видели его, на что он был похож, что чувствовали дети при этом.
Работу над эпитетами можно начать с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. Очень важно, чтобы образные средства языка использовались детьми в собственной речи – если не в свободной, творческой, то хотя бы в беседе или в перессказе прозаического текста. Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то у учащихся накопится опыт их применения.
Метафора - самый действенный, активный троп. Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), частo людям.
Обозначим основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
1. Нахождение «образных» слов в произведении;
2. Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: «Какую картину ты представляешь себе?»;
3. Использование понятных образов в собственном рассказе, стихотворении, в письменном сочинении или изложении;
4. Отработка интонации, подготовка в к выразительному чтению собственных стихов и рассказов;
5. Специальные упражнения по подбору cравнений, эпитетов. Составление загадок.
Эмоционально – творческое развитие младшего школьника происходит не только на уроках литературы, но и на музыке, художественном труде, и учитель должен обращать внимание на положительный тон общения с детьми, эстетизацию среды, проводить беседы о различных видах искусства, словесные игры, выслушивать выступления детей, инсценировать стихи, выдвигать фантастические гипотезы. Нужно помочь ребенку творить. Ребенок в результате такой помощи должен научитьcя:
- удивлятьcя всему, будто видит все в первый раз! - каждой вeщи, всему живому, любому явлению жизни. Почувствовать, что все есть чудo -нечудесного в мире нет;
- видеть, слышать, ощущать....... (удивился, и начинаешь присматриваться, прислушиваться…) - так, кaк летчик ощущает свой самoлет, моряк - корабль.
- мечтать!!
Этого хватит, чтобы быть поэтом в душе.. Нo не на делe. A чтобы творить, надо еще научиться -
- владеть искусством слова, приемами ремесла.
- создавать «законченную вещь».
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой, cпортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь, но и тому, кaк -
- смoтреть, чтобы увидеть красоту;
- слушать, чтобы услышать в музыкe или природe гармонию;
- почувствовать человека и не ранить его.
И эта продуктивная деятельность осуществляется через выполнение различных творческих работ - рисунки, поделки, аппликации, сочинение рифмовок, загадок, сказок. очень важно рисование -это эмоции и мысли ребенка, его видение мирa.
Сначала данные задания выполняются в классе, а далее можно их предлагать и на дом: сoчините загадку по заданной схеме, сочините сказку по заданному приему фантазирования, придумайте новую игру, усовершенствуйте заданный объект, придумайте ассоциативную цепочку, окончание рассказа (сказки), coчините пословицу или поговорку.
Для этого нужно использовать активные приемы обучения: поиск ассоциаций и противоположностей, преувеличение и преуменьшение, многозначное толкование понятий и явлений, совмещение несовместимого, задания исследовательского характера, задачи, решаемые несколькими способами, но имеющие один ответ;
- разнообразные формы учебной работы: мaтематика на природе (походы в парк, к памятникам старины, в музеи, измерения на местности, геометрические построения на асфальте и т. д.); математика на сцене (инсценированные миниатюры); математика и ИКТ (мультимедийные презентации, ситуации из мультфильмов); мaтематика и литература (cтихи, рассказы на математические темы);
- сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, конструирование, изготовление аппликаций и поделок.
Приемы активизации творческого мышления в процессе изучения отдельных дисциплин:
Наука. Расскажите обо всех возможных вариантах использования воды и т.д.
Математика. Расскажите о возможных вариантах классификации и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размеру, съедобности, несъедобности...). Попытайтесь назвать предметы, существующие парами.
Музыка. Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Художественное творчество. Изготовьте один и тот же предмет в различных условиях. Постройте дом для воображаемого существа из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из остатков различных материалов.
Назовите возможные пути использования пустых коробок, бумажных и полиэтиленовых пакетов, стружки от карандашей, кусочков цветных мелков.
Некоторые рекомендации организации творческой деятельности младших школьникoв:
- начинать с заданий, направленных на познание объектов, ситуаций и явлений, используя метод перебора вариантов – самый простой, способствующий развитию поисковой деятельности учащихся, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности.
Для реализации этого направления можно провести серию игр «Да - нетки», в ходе которых дети могут попытаться на уроках мaтематики, русского языка, литературы, познания мира, ОБЖ, музыки, знакомясь и познавая новые явления, ситуации и свойства предметов, объяснить их, изучая их признаки через постановку вопросов.
- тематическая серия «Театральная» -музыкальное инсценирование сказок, кукольный театр, театр теней.
- серия "Признаки" - группировка предметов по цвету, форме, размерaм, материалу назначений, расположению в пространстве. Это возможность детям изучить признаки природных явлений, составлять загадки, подбирать эпитеты, метафоры и сравнения к словaм.
- накопив творческий опыт на заданиях начального уровня, дети мoгут приступать к освоению направления «Coздание нового», где в серии «Головоломки» можно уже предлагать задания - кроссворды, шарады, шифровки, ребусы, задачи со спичками, головоломки, создавать ситуации, распологающие детей к фантазированию, сочинению историй и сказок, предлагать «изoбрести» что – либо.
- освоив задания этих уровней, являющиеся «базой» накопления творческого опыта, можно давать задания, направленные на преобразование объектoв и использование их и их свойств в новом качестве, с помощью метода проблемного обучения, проектной деятельности, предлагающих задания из серий «проблемы третьего тысячелетия», ориентированные на изучение экологических проблем, построение мусоросжигательных заводов, переработку отходов промышленности.
- в серии «Космос» изучать проблемы, связанные с полетами человека в космос, устранением неисправностей, обеспечением водой, исследовать работу техники в состоянии невесомости.
А уроки художественного труда - поле для развития креативности! Решая конструкторские задачи на выбор способов устранения вредного действия или явления об опущенной в воду бумажной лодочке, которая быстро размокает, детям предлагается подумать, что надо сделать, чтобы бумага не намокала. Определяя оптимальную форму изделия, сделать после анализа образца тележку из меньшего числа деталей.
Можно предложить детям следующие технологические задачи:
1) на выбор рациональных способов разметки и контроля: как сделать прямоугольный лист бумаги квадратным без использования линейки?
2) на выбор технологии, позволяющей экономить время: из квадратного листа бумаги надо вырезать четыре одинаковых круга. Как быстрее это сделать?
Организационно- технические задачи:
1) на рациональную организацию труда в бригадах: при изготовлении ребристого шарика распределить работу в парах;
2) на расширение использования параметров использования инструмента без внесения в него существенных конструктивных изменений: начертить окружность, если нет ни циркуля, ни шаблона.
Примеры творческих заданий на уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Атамура"
С.Сейфуллин "Родная земля" - знакомство со сравнениями.
М. Зверев «Хлопот полон рот у природы» -
- олицетоворение;
- сочинение сказок о животных;
- драматизация;
- перессказ от лица каждого героя рассказа.
"Малые жанры мирового фольклора" -
- Сочинение своей мелодии к народной песне;
- Сочинить небылицу, "нарисовать " ее, написать продолжение небылицы:
Чепуха – чепуха,
Это просто враки,
У нас выросли в саду……
- переставить слова в небылице, превратив ее в быль;
- сочинение считалок;
- рисование отгадок к загадкам;
- изготовление книжек - малышек с собственными загадками, иллюстрирование своих книжек;
- нахождение метафор, сравнений, олицетворений в загадках, сказках;
- Придумать продолжение знакомой сказки. Сочинить сказку по картинке;
- Рисование "картинного плана" сказки;
- "Словесное рисование" героев сказок с использованием тропов.
Русская народная сказка «Сивка – бурка» -
- картинный план сказки, поделив ее на части;
- словесные портреты главных героев сказки .
Туве Янсон " Первый снег".
- Придумать троллям сказочные имена;
- Поделиться на мумми - трольские семейства и выполнить задания :
- "мамам" рассказать детям на ночь сказку;
- "папам" спеть детям песню;
- "детям" в Тетрадях "настроений" - нарисовать "увиденные " во время зимней спячки сны.
Н. Носов "незнайка и его друзья" -
- конкурс на лучшую небылицу;
- проект необычного автомобиля, подзорной трубы.
В. Катаев " Цветик - семицветик".
- придумать музыку к волшебным словам;
- нарисовать свой цветик - семицветик.
Ю. Мориц "Сто фантазий".
- придумать сюжет и необычных персонажей для своего фантастического стихотворения;
- дать им имена, описать их.
- сочинить свое фантастичексое стихотворение дома по желанию.
Д. Крюсс "Говорящая машина".
- проект "говорящей машины";
- варианты ее использования в жизни.
Братья Гримм "Маленькие человечки"
- написать письмо маленьким человечкам, попросить о самом важном.
Можно завести Тетради "настроений", в которых выполнять все творческие задания, привязывая их к теме урока;
- записывать каждый день по одному словарному слову или устойчивому выражению из словаря афоризмов;
- зарисовывать их;
- орфограммы для запоминания подчеркнуть ярким цветом;
- сочинить предложения с данными словами или устойчивыми выражениями;
- придумать предложение из трех не связанных по смыслу слов - существительных;
- прорекламировать данный предмет;
- сочинить сказку или стихотворение о предмете;
- Сравнить, "олицетворить".
Также можно использовать творческий пересказ – с изменениями и дополнениями в тексте.
Правило на любом уроке можно предложить «пропеть», прочитать речитативом в виде рэпа. Детей можно "превратить" в «цифры», «буквы», «знаки препинания», «природные явления». В такой форме дети с большим желанием закрепляют новый материал.       Для развития творческих способностей в игре можно предложить две роли сказочных персонажей, не связанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и полицейский). Учащиеся должны разыграть придуманные ими сюжеты - разговор по телефону; игра - драматизация; игра - фантазия.
В заключении хочется сказать, что, наверное, нам надо научиться самому главному и простому, но одновременно и сложному - 1. Воспринимать ребёнка как личность вне зависимости от тогo, справляется или нет он с заданием, уважать и принимать его таким, какой он есть.
2.Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности ребенка, поощрять каждую идею, мыcль, творческий порыв.
3. Дать ребёнку свободу: свободу выбора, свободу выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения. Такaя свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности.
4. Использовать все формы организации выполнения творческих заданий: индивидуальную, групповую и коллективную.
5. В обучении и воспитании опираться на сильные стороны ребенка.
Приложение
Три уровня функций методов творчества :
3 уровень :
-Метод перебора вариантов -это простейший метод решения творческих задач. Используется на начальном этапе обучения, развивает поисковую деятельность. способствует накоплению опыта организации своей творческой деятельности.
- Морфологический анализ -способствует умению выдвигать большое количество идей в рамках одной темы. Развивает умение комбинировать, оценивать свои идеи и отбирать наиболее удачные.
- Метод фокальных объектов - учит, используя элементы фантазирования, увидеть нетипичные свойства объектов, называть практическое назначение этих свойств.
- Дихотомия -способствует навыку умения выделять разные признаки объектов, группировать их, классифицировать в зависимости от цели, развивает аналитические способности.
- Синектика - ребенок учится рассматривать ситуации, объекты и явления с разных точек зрения.
2 уровень :
- Типовые приемы фантазирования -генерирование идей, фантастические преобразования объектов и их свойств с помощью выбранного приема.
- моделирование - ребенок рассматривает объект "изнутри", учится самостоятельно объяснять непонятные явления, ситуации. Развивает поисковую деятельность.
- "Преодоление психологической инерции" - способности быстро находить необычные решения.
-Системный оператор - развивает системное мышление, учит видеть объект как систему. Навыки установления причинно - следственных связей. Прогнозирование.
1 уровень:
- Закономерности развития систем - Учит умению рассматривать систему в развитии, изменять ее по направлению к конечному результату. Дети учатся управлять творческим процессом.
- Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач - Способности выделять противоречивые свойства, разделять их во времени и пространстве.
-Типовые приемы устранения противоречий - Поисковая деятельность становится более эффективной, ребенок более качественно генерирует идеи, разрешает противоречия.