Предпрофильное обучение — основное условие реализации принципа индивидуализации обучения.

Предпрофильное обучение - основное условие реализации
принципа индивидуализации обучения.

В настоящее время одним из актуальных вопросом является вопрос – введение предпрофильной подготовки в основной школе.
В современном мире конкурентоспособный человек умеет делать ответственный выбор. Ясно как день, что учиться этому надо еще в школе.
Школа должна давать ученику возможность выбирать и нести ответственность за принятые решения. Задача поистине революционная для массовой школы, но и выполнимая.
Педагогический коллектив нашей школы вышел на проблему создания условий для развития и совершенствования, учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов за счет введения предпрофильного обучения.
Предпрофильная подготовка, являясь разновидностью, так называемой мягкой профилизации и ступенью, подготавливающей школьников к профильному обучению, естественным образом, подводит учащихся к проблемам профессиональной ориентации и способствует более легкому и эффективному их разрешению.
Понятие предпрофильной подготовки впервые появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения, где сказано, что «реализация идеи профилизации обучения в старшей школе ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен.
Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях вариативного и дифференцированного профильного обучения в старшей школе определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

Реализуемая в школе предпрофильная подготовка содержит
3 блока:
Информационная работа – включает в себя информирование учащихся и родителей учащихся о возможных формах продолжения образования.
Диагностическая работа – включает в себя диагностику склонностей и интересов, а также возможностей и ограничений в выборе направления деятельности, профконсультирование.
Профессиональные пробы - включает в себя прохождение курсов по выбору.
6 направлений:
Формирование кадровой политики по вопросу предпрофильной подготовки;
Методическое обеспечение предпрофильной подготовки;
Организация информационной работы с учащимися 9-х классов и их родителями;
Осуществление взаимосвязи между школой и учреждениями профессионального образования;
Осуществление мониторинга учебной деятельности девятиклассников;
Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс;
Контроль.
С целью реализации предпрофильной подготовки в школе была разработана система управленческих действий, позволяющая анализировать деятельность школы по данному направлению.

Задачи заместителя директора, организующего в школе предпрофильную подготовку:
Разработка основных направлений и форм препрофильной подготовке в школе на основе:
Анализа педагогического потенциала школы: ее кадровых, методических, материально-технических ресурсов;
Изучение образовательных запросов учеников и их родителей посредством анкетирования и собеседований;
Взаимодействие с другими образовательными учреждениями муниципальной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.
Формирование плана и расписания курсов по выбору: выход на образовательное учреждение муниципальной сети проведение профильной ориентации.
Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:
Мониторинг учебных достижений учащихся школы на курсах по выбору;
Анализ динамики образовательных запросов учащихся и их готовности к выбору – профиля;
Контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
Организация консультирования учащихся для определения оптимального выбора – курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.
Анализ результатов итоговой аттестации учащихся 9-х классов.
Организация работы по комплектованию 10-х классов.
Составление отчетов по предпрофильной подготовке учащихся школы.

Модель плана работы по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения:
Изучение необходимой литературы по инновационной деятельности;
Создание информационного (в том числе, компьютерного) банка данных по системе предпрофильной подготовки;
Информированность педагогов о передовом опыте предпрофильной подготовки в различных школах России и за рубежом;
Информированность педагогов об изданиях новой методической и учебной литературы по вопросам предпрофильного и профильного обучения;
Разработка и утверждение программ элективных курсов, содержание которых должно включать не только информацию, расширяющую сведения по предметам, но и знакомство учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения выбранного профиля;
Разъяснение учащимся школы о создании портфеля своих достижений («портфолио»);

План деятельности по разработке и реализации системы предпрофильного обучения
1.создание организационных условий для разработки системы предпрофильного обучения. Рабочая команда организует процесс разработки и оценки качества учебных планов и программ элективных курсов в школе. Обеспечивает организацию и проведение рейтинговых состязаний, олимпиад, конкурсов, ярмарок и т. д. для накопления учащимися достижений в «портфолио». Организует и проводит итоговые мероприятия с учащимися: пробы, тестирование, мероприятия по комплектованию 10 профильных классов.
Рабочая команда имеет право на создание целевых временных рабочих групп, ответственных за введение в школе системы предпрофильного обучения в школе и несет ответственность за организацию их работы.
2.создание информационных условий для разработки системы предпрофильного обучения. Рабочая команда участвует в создании информационного (в том числе, компьютерного) банка по системе предпрофильного обучения. Она заботится о накоплении информации о передовом опыте предпрофильного обучения в школе. Осуществляет накопление информации об издании новой методической и учебной литературы в России по вопросам предпрофильного обучения. Накапливает информацию о предприятиях и организациях, выпускающих новые образцы оборудования, инвентаря и других компонентов материально-технической базы, нужной для введения системы предпрофильного обучения.
Руководитель и члены рабочей команды регулярно информируют педагогический коллектив школы, учащихся и их родителей, а также вышестоящие органы управления образованием о состоянии введения предпрофильного обучения в 9 классах.
3.создание кадровых условий для разработки системы предпрофильного обучения. Рабочая команда принимает решения о направлении ее членов на курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Осуществляет мероприятия по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта членов команды среди педагогического коллектива. Рабочая команда проводит на своих заседаниях текущую и итоговую оценку работы своих членов
4.создание мотивационных условий для разработки системы предпрофильного обучения. Руководитель рабочей команды проводит текущие мероприятия по поддержанию мотивации кадров и снятию сопротивления ее членов. Команда вносит в администрацию школы предложения по вознаграждению учителей за текущие и итоговые результаты их инновационной деятельности.
5.создание программно-методических и материально-техническихх условий для разработки системы предпрофильного обучения. Команда обеспечивает разработку нормативных документов по проведению учебного процесса с учащимися. Команда несет ответственность за заказ и приобретение новых образцов мебели, оборудования, технических средств обучения, инвентаря и других компонентов материально-технической базы для предпрофильного обучения.
Участие в управлении введением предпрофильного обучения команда планирует работу по введению предпрофильного обучения в школе. Разрабатывает учебный план и программы элективных курсов, проводит их экспертизу и последующее утверждение. Готовит предложения к расписанию учебных занятий с учащимися. Проводит мониторинг результативности предпрофильного обучения. Отчитывается перед педагогическим советом о результатах работы по введению предпрофильного обучения.

Органиграмма разработки и реализации
системы предпрофильного обучения в школе.

Задачи
Ответственные
Рабочая команда


Зам. директора по УВР
школы
Классный руководитель

Учителя-предметники
Психолог

Разработка учебного плана
+
+
+
+

Разработка программ элективных курсов
+

+


Экспертиза авторских программ элективных курсов.
+

+


Проведение опроса учащихся по выбору курсов предпрофильного обучения.

+

+

Разработка плана-графика мероприятий по информированию учащихся
+
+



Проведение системы мероприятий по информированию учащихся и родителей
+
+

+

Составление расписания занятий по предпрофильной подготовке
+




Реализация курсов предпрофильного обучения
+
+
+


Информирование о системе накопительной оценке «портфолио» и о порядке зачисления учащихся в профильные классы
+
+



Проведение мероприятий для накопления учащимися информации в «портфолио»
+
+
+
+

Оформление «портфолио»

+



Комплектование профильных классов
+
+
+
+

Оценка эффективности системы предпрофильного обучения
+
+
+
+



Содержание деятельности по планированию системы
предпрофильного обучения.


п/п
Условия
Содержание деятельности


1

Организационные
Назначение ответственного за создание системы предпрофильного обучения.
Определение состава рабочей группы по созданию системы предпрофильного обучения.
Создание организационного механизма по разработке системы предпрофильного обучения в школе.


2

Информационные
Информирование членов рабочей группы о задачах предстоящей работы.
Подготовка информационных материалов для родителей и учащихся 9 классов.
Информирование родителей и учащихся 9 классов о создаваемой системе предпрофильного обучения.
Выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению предпрофильных курсов.
Ознакомление членов педагогического коллектива о системе предпрофильного обучения, о нормативно-правовых документах и задачах школы по созданию системы.


3

Кадровые
Обучение учителей методам разработки программ элективных курсов, оценки их качества.
Обучение учителей технологиям преподавания элективных курсов.


4

Мотивационные
Разработка системы показателей для оценки труда учителей, занятых в системе предпрофильного обучения.
Разработка системы контроля за реализацией системы предпрофильного обучения.


5

Научно-методические
Разработка плана - графика мероприятий по информированию учащихся и родителей о системе предпрофильного обучения.
Разработка сценариев проведения информационных мероприятий.
Разработка проекта учебного плана предпрофильного обучения.
Разработка программ элективных курсов.


Система контроля введения предпрофильного обучения.

Содержание контроля
Субъекты контроля
Методы сбора информации
Сроки контроля

1. Качество учебных планов предпрофильного обучения
Заместитель директора по УВР,
Руководители ШМО
Изучение документации
Август, сентябрь

2. Качество программ элективных курсов
Заместитель директора по УВР,
Руководители ШМО, экспертная группа
Изучение документации
Август, сентябрь

3. Состояние информированности учащихся и их родителей о возможностях предпрофильного обучения
Руководитель ОУ,
Заместитель директора по УВР

Опрос, родительские собрания
Сентябрь

4. Качество преподавания элективных курсов. Соответствие преподавания курсов предпрофильного обучения его концепции
Руководитель ОУ, Заместитель директора по УВР,
Руководители ШМО
Посещение и анализ занятий, анкетирование и опрос учащихся
В течение года

5. Выполнение учебных планов и программ предпрофильного обучения
Руководитель ОУ, Заместитель директора по УВР,
Руководители ШМО
Изучение документации, собеседование с преподавателями курсов
В течение года

6. Результативность введения системы предпрофильного обучения. Сформированность у учащихся 9-го класса способности делать выбор профиля обучения в старшей школе
Руководитель ОУ, Заместитель директора по УВР,
Руководители ШМО, Классные руководители,
Психолог
Анкетирование и опрос учащихся, анализ «портфолио» учебных достижений
В конце года


Школьный учебный план позволяет выделить на предпрофильную подготовку в 9-х классах 2 часа в неделю за счет школьного компонента. А информационная, диагностическая работа и профконсультирование, профориентационная работа проводится на классных часах психологом школы.
Сказанное можно представить в виде следующей таблицы.

Содержание предпрофильной подготовки
Часы в году
Часы в неделю

Курсы по выбору
68
2

Информационная,
диагностическая работа
10


Профконсультирование,
профориентационная работа
10


Итого
88



Заместитель директора, организующий предпрофильную подготовку, рекомендует учителям организовывать курсы предпрофильной подготовки как систему «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях, поэтому курсы для учащихся - краткосрочные, ориентированные на профиль, часто сменяемые.
Виды курсов предпрофильной подготовки.

Вид
Характеристика
Примечание

Ориентационные (межпредметные)
Создают базу для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомят со спецификой различных видов деятельности, носят ознакомительный характер
Наиболее предпочтительны в системе предпрофильной подготовки

Предметные
Углубляют отдельные темы базовых общеобразовательных программ
Аналогичны элективным курсам в системе профильного обучения


Количество предлагаемых курсов для учащихся 9-х классов избыточно, их «ассортимент» намечаем перед началом учебного года на основе соответствующего анкетирования, опроса учащихся, собеседований с учениками и их родителями.

Банк данных элективных курсов предпрофильной подготовки

Название курса,
руководитель
Содержание курса, цели, задачи и т.д.
Примечания

Квадратный трехчлен и его приложения
Расширить знания о системе изучения данной темы в школьном курсе
Курс рассчитан для желающих обучаться на старшей ступени в профильном математическом классе

Решение экспериментальных задач по кинематике
Практическое применение знаний, углубление и расширение, подготовка к обучению в профильном математическом классе


Основные приемы работы в текстовом редакторе
Основы машинописи. Основные этапы работы с текстом. Графика. Таблицы.


Учись писать грамотно
Цель курса: обобщить полученные знания по правописанию, подготовить к успешной сдаче выпускных экзаменов в новой форме
Курс рассчитан для желающих обучаться на старшей ступени в профильном математическом классе

«Имею право»
Курс предполагает знакомство с основными нормативно-правовыми актами и способствует развитию правовой культуры


Совершенствуй свой английский
Углубление знаний по английскому языку, совершенствование грамматических навыков


«Красный. Желтый. Зеленый.»
Цель курса: изучение правил дорожного движения


Занимательное черчение
Программой предусматривается работа с файлами, шаблонами
Курс предназначен для учащихся, интересующихся черчением и компьютером

«Мир производства одежды»
Цель курса: помочь осознанно выбрать профиль обучения
Курс рекомендован для всех желающих

Основы дизайна
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с такими направлениями дизайна, как графический дизайн, визаж, проектирование.


Мой выбор
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда



Разработка программ курсов по выбору находится в компетенции образовательного учреждения, поэтому в эту работу включены руководители школьных методических объединений, учителя с первой и высшей категорией, которые объединены в творческую группу.

Введя элективные курсы в учебный план, мы можем решить и ряд скрытых, неявных задач.
За определенное время ученик действительно должен получить «знаниево-умениевый ресурс, который позволит ему выдержать выпускные экзамены. Но разве только предметные знания и умения нужны для этого? Разве не важны умения излагать материал, корректно реагировать на вопрос, вести диалог? Да, важны, но учитель не располагает временем на отработку этих навыков по базовым дисциплинам. Я полагаю, что решение этих задач может доминировать на занятиях элективных курсов.
Успех на экзамене ближе к тому ученику, который самостоятельно эффективно работает с источниками информации, отличными от учебника, и, решая учебные задачи, при необходимости использует свой жизненный опыт. Занятия в рамках этих курсов будут организованы в небольших группах и могут проходить в библиотеке, информационном центре.
Мотивация к изучению предмета возникает через успех. Нравится обычно то, что получается. Но успешны на уроке далеко не все ученики. В результате у одних вырабатывается привычка быть неуспешным, у других – страх перед двойкой или тройкой. Иная ситуация на занятиях по элективному курсу.Там ученик не боится получить плохую оценку и начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается и в итоге приобретает опыт успешного ученичества. Повышается также эффективность работы ученика и учителя на уроках по обязательным учебным предметам.
Неуспешность ученика нередко объясняется конфликтом с учителем-предметником. Вырваться из-под диктата такого педагога позволяет учебная работа, рассчитанная на самостоятельность школьника (например, проект, творческая работа), а также элективный курс.
Конечно, нарисованная мною картина идеальна. На практике порой бывает по-другому. Но одно остается, безусловно верным: элективные курсы будут усиливать мотивацию к учению по традиционным предметам.
Этот результат уже сегодня мы наблюдаем в своей школе.

Применяемые учителями школы образовательные технологии ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему быть успешным на следующем уровне обучения или в послешкольной профессиональной деятельности (практика ведения самостоятельного учебного исследования, поиск информации в имеющихся источниках, ответы на вопросы во время дискуссии и т.п.).
Современные педагогические технологии, которые используют учителя в своей работе:
технология проектирования (метод проектов);
информационные технологии (компьютерные технологии, мультимедийные технологии);
технология сотрудничества;
технология «Дебаты»;
групповое обучение (работа в малых группах);
технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;
ТРИЗ (решение изобретательских задач);
тестовые технологии.
Не все из них можно отнести к категории «современных», но каждая из перечисленных определенным образом способствует реализации предпрофильного обучения.
Подчеркну еще раз: включение в учебный план элективных курсов – шаг инновационный. Он позволит:
начать или стимулировать продуктивный диалог между школой и семьей о том, что, собственно, зачем и на каком уровне надо учить современному школьнику;
учителям начать или продолжить преподавать нетрадиционно, искать и пробовать новое, не боясь быть битым методистом или администратором;
ученикам – поучиться не для аттестата.


15