Мини-проект. Способы разноуровневой интеграции нравственно-духовного воспитания с базовым содержанием предметов на уроках первой ступени образования.

Способы разноуровневой интеграции
нравственно-духовного воспитания
с базовым содержанием предметов
на уроках первой ступени образования.
Мини-проект
Актуальность.

Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности. Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы, который зависит от многих факторов.
Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка положительного отношение к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных ново-образований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации его нравственно-духовного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интересует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую, социальную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиции.
Организация школьной жизни в полной мере учитывает разноуровневый, полисубъективный, многомерно-деятельный характер современного пространства нравственно-духовного развития и воспитания, скрепленного базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой – обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.
Базовое содержание предметов не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Оно пронизывает все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и жизнью









Анализ ситуации.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать негативным тенденциям. Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятии, не связанных содержанием деятельности ребенка образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному нравственного-духовному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.


Противоречие.

Конфликт между характером усвоения ребенка знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность ит.д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.) который меняет структуру мышление детей, их самосознании и миропонимание ведет к формированию эклектического мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.



Проблема

Отсутствие форм воспитания совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Цель

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка;
- становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.



Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Гипотеза

Если процесс образования будет пониматься не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития нравственно-духовной личности, то воспитательный результат обеспечит появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.


I этап
Процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия нравственно-духовных, социальных, семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.























































II этап

Система ценностей имеет ключевые значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Такая система определяет самосознание, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни.


























III этап











Эти принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.












Планируемые результаты.


Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, сознание духовных основ, умение жить в гармонии и красоты.
Нравственно-духовный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность, в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процесс нравственно-духовного воспитания, школа-центр социокультурной среды.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.






















Список литературы:



Проект Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан. ГОСЛ РК 2.003.1-2008
Болотина Р.Л. Классный руководитель в современной начальной школе.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. М. Просвещение. 1988г.
Маликова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. М., 2002г.
Мудрик А.В Социальная педагогика. М., 2002г.










Основные направления развития личности


Семейная культура

Социальная культура

Личностная культура

- сформированность отношения к семье как основе казахстанского общества;
- приобщение к ценностям и традициям семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

- сформированность идентичности гражданина Казахстана на основе принятия учащимися национальных, духовных и нравственных ценностей;
- вера в Казахстан, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- готовность молодых казахстанцев солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- свободолюбие;
-доверие к другим людям, общественным и государственным институтам.

- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности и универсальной компетенции- «становиться лучше»;
- сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни.




Природа и искусство

Человечество

Труд и
творчество

Традиционные религии

Гражданственность

Социальная солидарность

Патриотизм

Важнейшие
национальные
приоритеты

Семья

Нравственный
пример

Аксиологический

Полисубъективный

Индетификационный

Диалогического общения

Системно-деятельный

Ориентация на идеал

Принципы
нравственно-духовного воспитания



15