ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ МОТИВАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО

ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ МОТИВАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО.
Песчанская Татьяна Геннадьевна
преподаватель физики,
ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж»

Обоснование актуальности и перспективности опыта
Выбор профессий в современном мире стал непростым делом. Как выбрать профессию, чтобы она была интересна, перспективна и отвечала личным наклонностям? По-видимому, ответ на этот вопрос надо искать в изучении современного производства, его связей с наукой и потребностями общества. Главным в современных производственных процессах является их связь с фундаментальными законами физики. Производство становится все более пронизанным научными открытиями, а это перебрасывает мосты между различными технологиями.
Кто раньше предполагал, что литейщик столкнется с физикой электромагнетизма, плотник-столяр подключит к своему инструменту оптику, а повара займутся физической химией? Таким образом, производственные профессии в нашу эпоху переплетаются и друг с другом и с научными идеями.
Производственных профессий очень много, но секрет состоит в том, что их содержание оказывается более глубоким и научным, чем в прежние времена.
В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования научного мышления рабочего класса, возможности его профессионального самоопределения и образования, успешной адаптации на производстве. Одним из главных условий овладения многими профессиями является знание физических понятий, явлений, законов и закономерностей. Но, выбрав себе профессию, часто по наставлению родителей, учащиеся не имеют представления о ней. В связи со слабой мотивацией к обучению они недостаточно активны и не всегда способны самостоятельно организовать собственную учебную деятельность. Возникает необходимость развить мотивацию приобретения профессиональных компетенций, применяя новые подходы к обучению.

Условие возникновения, становления опыта.
Изменение структуры и содержания школьного физического образования.
Приоритет повышения мотивации приобретения профессиональных компетенций, обеспечивая качество обучения.

Ведущая педагогическая идея
Научить учащихся мыслить самостоятельно, творчески, применять знания в своей профессии через осмысление ответов на проблемные вопросы и решение технических задач профессионального содержания. Таким образом, будет происходить опосредованное непроизвольное запоминание, что будет способствовать не только развитию личности и общетехнических компетенций, но и улучшит качество профессионального образования.

Особенностями блоковой технологии преподавания являются:
обзорная лекция, которая рассматривается в связке с теорией профессионального обучения;
углубление компетенций и развитие умений по теме;
решение задач с техническим содержанием;
тестовый контроль компетенций;
экзамен в форме НИР, основанной на профессиональных компетенциях.

Теоретическая база технологии поэтапного обучения.
Педагогический опыт основан на системе поэтапного обучения физике
(Н.Н. Палтышев). При реализации данной технологии я использую следующие виды обучения:
Эвристическое обучение (А.В. Хуторской) и проблемное обучение (Н.С. Якиманской) используюся при изложении теоретических, опорных компетенций по изучаемой теме.
Развивающее обучение (И.П. Волков) используется при углублении компетенций.
Дифференцированное обучение (В.В. Фирсов) используется при применении и контроле компетенций.
Метод проведения игр и дискуссий на уроках (М.М. Балашов) применяется при проверке компетенций.

Технология опыта
Изучение материала темы осуществляется путем освоения учащимися отдельных элементов блока. Обучение любой профессии начинается с разъяснения ее общественной значимости, того, какую роль эта профессия занимает в общественном производстве, показа ее места в системе разделения труда. При этом всегда подчеркивается последствия некачественного труда.
Первый элемент блока – это занятия, направленные на получение информации учащимися.
Цель первого этапа: дать большой объем теоретических, опорных компетенций по изучаемой теме, систематизировать эти знания, дать разносторонние взгляды на явления и процессы, развить познавательный интерес к изучению темы через получение профессиональных компетенций.
Урок проходит в форме: проблемной, обзорной, инструктивной или эвристической лекции.
В отличие от традиционного подхода к обучению, воспринимаемый учащимися материал – это не отрывистые, разрозненные сведения по теме, а целостный блок компетенций. Особенность этого этапа состоит в том, что все явления, понятия и законы, входящие в учебный материал темы, рассматриваются в связке с теорией профессионального обучения. На занятиях я осуществляю подачу материала с единых научных позиций для того, чтобы учащиеся глубоко осознавали, что общеобразовательные, общетехнические, специальные предметы и производственное обучение с разных сторон и своими методами изучают материальный мир, организацию и технологию производства.
Для достижения поставленных целей я включаю в урок яркие биографические факты и сведения из жизни выдающихся ученых, о техническом прогрессе исторического развития профессии. Например, для будущих электриков, рассматриваем биографии Яблочкина П.Н., Якоби Б.С., Попова А.С., а с автомеханиками – биографии Герона, братьев Ползуновых, Джеймса Ватта.
Второй элемент блока – это занятия, направленные на углубление компетенций по теме и развитие умений.
Цели второго этапа: научить учащихся добывать и углублять знания, развить компетенции работы с учебной литературой, выделять главное, обобщать, анализировать, активизировать интерес к предмету и профессии.
Форма урока – самостоятельная работа с учебной литературой, составление схем, сравнительных таблиц. На данном этапе учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, что способствует приобретению умений самостоятельно готовиться к инструктажам или квалификационным экзаменам. А также идет углубленное изучение материала по темам предмета, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией. Например, для профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»: распределение зарядов по поверхности проводника, магнитное поле в веществе, ферромагнетизм, транзистор, автотрансформатор, законы Кирхгофа и т.д.
Третий элемент блока – практическое занятие.
Цели третьего этапа: научить учащихся применять новые знания в конкретной ситуации, развить основные умения и навыки по решению качественных и количественных задач, активизировать интерес к предмету и профессии.
Такие занятия способствуют развитию у учащихся технологического мышления и умений выполнять задания различными способами, используя алгоритмы решения задач, планы обобщенного характера по изучению понятий, теорий.
Форма урока – лабораторно-практические работы.
Основные средства формирования учебных умений:
объяснение приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
применение памяток-предписаний о выполнении задач;
использование серии обучающих и тренировочных заданий с возрастающей степенью сложности.
С целью приобретения учащимися профессиональных компетенций, требующих знаний предмета, я использую сборники технических задач для различных профессий. Вот несколько задач для профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», составленные мною для профилирования курса физики:
Каким образом амперметр можно превратить в вольтметр?
Какие существуют меры защиты работников лаборатории от действия больших электростатических зарядов?
Длина газопровода при 0 градусов равна 1300 км. На сколько удлинится газопровод при сезонном изменении температуры от -38 до +42 градусов, если стальные трубы не уложены в землю?
Длина двухпроводной линии 600 м. Провода алюминиевые сечением 10 мм. Определите падение напряжения на линии, если сила тока в ней 30 А?
Все это делает предмет прикладным к получаемой профессии, а также создает возможность использования материала на различных спецпредметах и производственной практике. То есть происходит систематический перенос этих компетенций в область труда учащихся, в их познавательно-трудовую деятельность, что обусловлено логикой учебного и производственного процесса.
Четвертый элемент блока – проверка компетенций.
Цели этапа: контроль степени усвоения основных понятий и ведущих теорий, проверка умений решать задачи по алгоритму и в новой ситуации, воспитание адекватного отношения к своим знаниям и умениям.
Форма урока – собеседование, зачет, семинар, конференция, обобщающий урок, контрольная работа, тест, срез, физический диктант, лабораторная работа, консультации.
На таких занятиях проверяется глубина компетенций не по отдельному уроку, а по всей теме. При этом мною используются различные формы контроля, позволяющие учащимся успешно сдавать зачеты, экзамены. Устный зачет позволяет проследить за ходом мысли учащегося, выявить встречаемые затруднения, наметить пути их преодоления, учит учащихся четко и ясно выражать свои мысли вслух. При этом устный зачет носит дифференцированный характер и рассчитан на различные уровни усвоения учащимися учебного материала. Тестирование в форме КИМ или по электронному сборнику тестов, составленному мною позволяет учащимся подготовиться к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Предоставление возможности учащимся сдавать экзамен в форме реферата с использованием предметных компетенций в профессии позволяет проверить усвоение материала, выработать у учащихся логическое мышление, внимательность, быстроту реакции, самостоятельность при выборе правильных ответов. Данные качества необходимы современному рабочему.
Пятый элемент блока – творческий (использование активных форм обучения).
Цели этапа: проверить усвоение материала темы, умение применять его в конкретной ситуации, развить творческое мышление, наблюдательность, память, эмоции, рационализаторские способности, воспитать интерес к профессии, чувство коллективизма, инициативность, чувство взаимопомощи.
Формы творческого занятия: игры, сочинения «Физика в моей профессии», составление кроссвордов, задачи с творческим содержанием, викторины, олимпиады, конкурсы, изготовление макетов, рисунков по теме. Творческие занятия используются не только на уроках, но и в факультативной, индивидуальной, внеклассной работе по предмету, при защите рефератов на экзаменах. Провожу уроки-конференции и уроки-игры, которые позволяют расширить научно-технический кругозор учащихся, развить креативные способности, привить интерес к профессии. Примером является пресс-конференция «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».

Такая система работы по предмету позволяет:
добиться усвоения всеми учащимися программного материала;
успешно осуществлять профилирование курса физики в учреждениях СПО;
способствует формированию профессиональной компетенции учащихся;
формирует политехнические и специальные трудовые навыки.
Все это делает выпускника конкурентоспособным на рынке труда.





15