Статья Роль создания положительной мотивации учащихся в формировании географического мышления

Ковалевская Евгения Владимировна
Учитель географии
ГБОУ «Школы №166» г. Москвы

Роль создания положительной мотивации учащихся в формировании географического мышления.

В условиях внедрения ФГОС и новых критериев образования каждому педагогу в своей работе приходится экспериментировать, отрабатывая различные приемы и подходы к обучению. Любой прием хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время, поэтому для успешной его реализации учитель должен, прежде всего, позаботиться о мотивации учащихся. Даже если ученик изначально обладает довольно высокими способностями, но у него нет склонности к учебе (т.е. нет соответствующей мотивации), то все его способности остаются большей частью нереализованными и развивать их практически бесполезно.
Как часто мы укоряем учащихся за их природную леность и отсутствие тяги к знаниям. На самом деле, нормальный ребенок совсем не против знаний. Ведь никто из взрослых не обучает его изготовлению рогаток или воздушных змеев. Он сам стремится получить эти знания, потому что они нужны ему для полноценной жизни среди сверстников. Алгебра и география, со слов родителей, пригодятся в будущем, а оно еще так далеко. Знания обязательно должны быть востребованы, иначе потребности в них не возникает.
Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мотив – значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников.
Мотивами называют мысли, стремления и чувства человека связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к определенной деятельности. В связи с этим можно выделить четыре типа мотивов:
стремление к результату;
стремление к самой деятельности независимо от результатов;
стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата;
стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).
В реальности учителю крайне трудно определить для каждого ученика, что именно является основой его мотивации, поэтому опыт работы показывает, что разумнее всего использовать различные мотивационные приемы.
Наиболее эффективным методом мотивации учащихся особенно на ранних этапах, является игра. Если в игровой форме построен весь урок, то это уже не прием, а педагогическая технология. Для мотивации достаточно, когда игра занимает небольшую часть урока (от 3 до 10 минут) и выполняет локальную цель.
Примером такой игры может служить игра «Географический мяч». Учитель приносит на урок небольшой детский мяч и объявляет тему сегодняшней игры. Например, реки. Учитель бросает мяч любому ученику и называет материк. Ученик должен поймать мяч и назвать реку, расположенную на этом материке. Тот кто не сможет сделать это быстро выбывает из игры. Или игра «Географическая физкультминутка». Учитель объясняет предварительно, какие движения соответствуют названиям географических объектов. Например, горы – руки вверх, моря – приседание, города – хлопок в ладоши и т.д. Далее учитель называет названия гор, морей, городов, а учащиеся показывают движения, соответствующие названным объектам. При неправильном движении, ученик выбывает из игры.
Большой опыт в преподавании географии показывает, что продуктивность и результативность обучения напрямую зависят от особенностей мышления обучаемых. А оно, как известно, слишком различается у учащихся даже в пределах одного класса, не говоря уже о параллели.
И проблема, которая встает перед каждым педагогом, и перед каждым уроком очень глобальна. Как создать мотивацию у учащихся с различными типами мышления?
В этих условиях на помощь приходят приемы использования дифференцированных заданий. Особенность географии в том , что каждый урок обязательно включает в себя работу с картой. В целях формирования пространственного мышления, задания с использованием географической карты могут быть чрезвычайно разнообразными.
Найти объект или объекты;
Определить направление, расстояние и т.д.;
Сравнить, выявив черты сходства и различия;
Сформулировать закономерности между процессами или явлениями и пр.
В условиях разноуровневого мышления учащихся одного класса, целесообразным является применение дифференцированного подхода к этим заданиям. Например, при изучении темы «Горы суши» в 6 классе учитель предлагает детям разделиться на 3 группы:
Группа – учащиеся, которые не могут назвать характерные признаки гор и не знают, как называются крупные горные системы мира.
Группа - учащиеся, которые знают крупнейшие системы мира, но не могут сравнить их.
Группа – учащиеся, которые уверенно называют и показывают крупнейшие системы мира, указывают черты сходства и различия между ними.
Задания для первой группы могут быть следующими: выпишите из параграфа определение гор, основные элементы горы и различия гор по высоте. В атласе найти крупнейшие горные системы на каждом материке и покажите их на карте.
Задания для второй группы, включают в себя план сравнения горных систем и парные объекты для сравнения.
Задания для третей группы могут быть в виде мини-проектов. Например, изготовление дидактических карточек по теме «Горы суши». Учитель раздает группе чистые карточки разного размера и просит написать на них название материков и соответствующих им форм горного рельефа.
Применение дифференцированных заданий на уроках географии ликвидирует проблему неуспешности слабого ученика и тем самым создает положительный эмоциональный настрой. Учащиеся получают возможность повысить свою самооценку перейти из более слабой в более сильную группу и развивает коммуникативные способности.
В настоящее время количество информации, которую приходится обрабатывать многократно возрастает.
Способности человеческого мозга воспринимать, распознавать, трансформировать и усваивать внешнюю информацию, еще не до конца изучены, но уже и сейчас ясно, что они субъективны и небезграничны.
Большая часть информации, которая воспринимается – так называемая последовательная информация, которая содержится в книжных текстах, лекциях, семинарах и т.д.
Чем более последовательно и логично она представляется, тем она легче для усвоения и понимания.
В условиях дефицита учебного времени и большого информационного потока в старших классах на помощь учителю приходит относительно молодая технология создания интеллект-карт (mind maps), придуманная в начале 70-х годов прошлого века англичанином Тони Бьюзеном.
С биологической точки зрения эта технология опирается на визуализацию – сопровождение умственного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними.
В преподавании географии интеллект-карты являются неким спасательным кругом, так как именно они могут дать быстрый и полный обзор большой темы или раздела, собрать и представить большое количество разнообразных данных на одном листе, выразить причинно-следственные связи между географическими объектами или процессами. Этот мотивационный прием очень важен, ведь говорить о географическом мышлении учащихся мы можем только тогда, когда раскрыты причинно-следственные связи и картина окружающего мира воспринимается целостно и законченно.
Основные направления применения интеллект-карт в обучении изображены на рис.1.Образовательные цели, выполненном в стиле интеллект-карты.


Доступность этого приема очевидна, ведь главное правило при рисовании интеллект-карты - «никаких правил», а значит, по-разному мыслящие учащиеся получают уникальную возможность максимально свободно выражать себя на уроке. Стиль каждой карты неповторим и уникален. Принципиальное отличие интеллект-карты от конспектирования, состоит в том, что в данном случае не происходит записывания большого объема информации и не тратится время на ее повторное прочтение для запоминания, что является очень актуальным для старшеклассников. Кроме того, в классическом конспекте существует проблема отражения взаимосвязей, чего нельзя сказать об интеллект-карте. Слова, используемые в интеллект-карте только ключевые, т.е.наиболее значимые. 20-30 слов карты хранят информацию, взятую из 20-30 страниц напечатанного текста.
Составляя интеллект-карты или мыслительные, как их еще называют, т.е. рисуя свои мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность учащихся становится наблюдаемой, более того наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся в процессе этой деятельности.
Ценность применения интеллект-карт на уроках географии состоит в том, что с помощью ассоциативных рядов у учащихся создается пространственный образ территории (района, страны и т.д.) Несмотря на то, что эти изображения в основном носят субъективный характер, анализ их позволяет учителю оценить некие чувственные взгляды учащихся на окружающий мир.
Прием по составлению интеллект-карт на уроках географии в старших классах позволяет сформировать активную мотивацию учащихся, развить их коммуникационные способности, а также возможность выразить различные точки зрения на одну и ту же географическую проблему. В 9 классе после изучения темы «Инфраструктурный комплекс России» учащимся было предложено составить интеллект-карту, отражающую особенности российского транспорта. Работа в группах дала возможность учащимся дать оценку работе транспорта через собственное отношение к этому элементу коммуникационной системы.
Урок получился ярким, эмоционально-насыщенным, а главное- запоминающимся.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что разнообразные педагогические приемы, способствующие созданию положительной мотивации и эмоционального фона на всех этапах урока, являются залогом успешности и формирования потребности в знаниях у ребенка.
15