Применение разноуровневой технологии обучения на уроках бухгалтерского учета


Применение разноуровневой технологии обучения на уроках
бухгалтерского учета
Н.В.Прохорова,
преподаватель ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»
г. Топки Кемеровской области
В современных условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.
Проблема формирования активности личности в учебном процессе давно оценивалась как весьма существенная. Принятие на себя роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности - залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих специалистов.
Существенным условием профессиональной и учебно-познавательной активности является самоопределение личности, которое понимается как сознательное утверждение собственных позиций в проблемных ситуациях.
Предоставление свободы выбора обучающимся полезно, потому что способствует формированию профессиональной подготовки, заключается в готовности владеть системой знаний и умений, творчески их использовать в профессиональной деятельности и самообразовании; квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи; видеть, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения; самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность; ориентироваться в многообразии учебных пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной; осуществлять рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и становления личности.
В нашем образовательном учреждении уже несколько лет педагоги работают по внедрению педагогических технологий в свою работу. Созданы творческие лаборатории по изучению, апробации и внедрению их в действие.
Члены цикловой комиссии по профессии «Бухгалтер» выбрали, одну из самых эффективных на наш взгляд, технологию разноуровневого обучения.
Ведущей целью построения модели разноуровневого обучения является создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в образовательную деятельность.
В любом учебно-воспитательном процессе педагог имеет дело с индивидуальностями, характеризующимися различными склонностями, способностями, интересами, возможностями.
Отсюда следует, что обучение всех по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное развитие каждому обучающему.
Данные психологических исследований говорят о том, что дети с врожденными замедленными характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения работы в едином темпе и на высоком уровне сложности представляются нереализуемыми для всех обучающихся, поскольку в действительности часть ребят не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики.
Теоретическое обоснование разноуровневого обучения объединяет комплекс идей, главной из которых служит та, что различия основной массы подростков по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому для усвоения учебного материала.
Целью технологии разноуровневого обучения является – обеспечение усвоения учебного материала каждым обучающимся в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его психологии.
Разноуровневое обучение представляет шанс каждому организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, а нам педагогам позволяет акцентировать свое внимание на работе с различными категориями детей.
Изначально в группе Б–121, мы совместно с педагогом-психологом провели тестирование, на основании которого сформировали подгруппы:
базовый уровень «А» - 7 человек;
программный уровень «В» - 5 человек;
продвинутый уровень «С» - 3человека.
Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям ребят.
При таком обучении учащиеся приобретают большую свободу действий, они сознательно обучаются в разноуровневых группах, подобранные таким образом группы создают более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей.
Использование данной технологии позволяет каждому принимать самое активное участие в познавательной деятельности, осмысливать новый материал, самостоятельно применять полученные знания.
Контроль знаний, умений и навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого обучающегося и он сам принимает ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Мне отрадно, что многие обучающиеся пройдя базовый уровень, стремятся решить задачи программного уровня и перейти на продвинутый. Это снимает проблему выставления оценки при контроле знаний и значительно повышает качество образования по преподаваемым предметам.
Проведя мониторинг качества образования по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» можно отметить, что общая успеваемость составила 100%, а качественная изменилась с 53% до 67% (3 человека повысили свой уровень) что составило 14 % .
Основная цель управленческо-педагогической деятельности состоит в развитии личности ученика средствами учебного предмета и выражается в развитии (выращивании) познавательных и коммуникативных потребностей и способностей.
Это развитие происходит в деятельности обучающегося по усвоению основных компонентов содержания образования, находящихся в полном соответствии с теми его потребностями и способностями, на выращивание которых направлена деятельность педагога.
Список литературы.
Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие [Текст] /Н.А. Морева. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 432с.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.