Модель Формирование положительной учебной мотивации с целью повышения результатов обучения


Тема работы: «Формирование положительной учебной мотивации с целью повышения результатов обучения.» Выполнила:
Павленко Ирина Степановна
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ «СОШ №9» НГО
Находка 2015
Содержание
Введение….……………………………………………………………………………………………3
Раздел1 Моделирующий этап…………………..……………………………………………………4
Раздел2 Описание модели…...……………...………………………………………………………...5
2.1Требования ФГОС.………………………………………………………………………………..5
2.2 Теоретические основы учебной мотивации………………………………………………….....6
2.3 Психолого-педагогическая компетентность учителя……………….………………………....6
2.4 Перспективный мотивационный тип ученика………………………..………………………...6
2.5 Роль родителей в формировании учебной мотивации…………………………………………7
2.6 Урок………………………………………………………………………………………………..7
2.7 Внеурочная деятельность…..……………………………………………………………………8
2.8 Система оценивания образовательных результатов…………………………………………..8
Раздел3 Из опыта моей работы………………………………………………………………………8
Заключение… …………………………………………………………………………………………9
Список литературы……..…………………………………………………………………………...10
Приложение
.
Введение
Актуальность работы
В настоящее время в современной школе решается задача повышения эффективности педагогического процесса.
Проблема
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной.
Цель работы: поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.
Задачи:
провести теоретический анализ понятия о мотивах
изучить мотивационную сферу учащихся
найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
проанализировать достигнутые результаты
наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.
РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИРУЮЩИЙ ЭТАП
Схема1 Модель «Повышение результатов обучения путём улучшения учебной мотивации обучающихся начальной школы»

РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ
2.1 Требования ФГОС.
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени НОО у выпускников будут сформированы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, универсальные учебные действия как основа умения учиться. Остановимся на личностных результатах. Они предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
2.2 Теоретические основы учебной мотивации.
Рассматривая модель «Повышение результатов обучения путём улучшения учебной мотивации обучающихся начальной школы» (Схема 1) необходимо разобраться в вопросах. Что такое мотив? Какие бывают мотивы? Какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках?
Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Рассмотрим познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, свойствам явлений, выводам, закономерностям, теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет, желание занять место лидера. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данные мотивы является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. 
Из рассмотренной нами теории можно сделать вывод, что различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. И учителю необходимо знать и учитывать это при работе со своими воспитанниками.
2.3 Психолого-педагогическая компетентность учителя.
Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока. Автор курса «Психолого-педагогическая компетентность педагога» Червова И.В. в своей работе предлагает схему «Модель компетентности учителя» (Приложение 1, схема1) Червова И.В. пишет: «Схема показывает, что компетентность как таковая имеет многие «грани» и завязана на связи всех структурных частей друг с другом. Рассматривая приведенную выше схему, мы должны понимать, что эта попытка отразить компетентность носит ограниченный характер, и все эти составляющие должны рассматриваться если не в сочетании, то хотя бы в тесной связи между собой. Мотивация – категория формируемая, хрупкая, зависимая от множества факторов, а это означает, что мы должны осознать одну вещь: большинство из наших профессиональных способностей закладываются не только самой природой, но и формируются нами же в процессе деятельности, а замыкается все на нашем желании достигать образовательных результатов.»2.4 Перспективный мотивационный тип ученика.
Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Изучив материалы видеолекции Битяновой М.Р. «Как и почему учатся разные люди? Типы учебной мотивации»// «ХIV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов», я сделала вывод, что у учеников можно выделить 5 мотивационных типов: «исследователь», «проектировщик», «призёр», «активист», «испытатель». Есть ещё два типа « реформатор» и «творец». Первый тип борется за социальную справедливость, их мало, а второй тип обречён на неудачу, т.к. рутину школьной жизни с её работой на результат он не выносит. Таким образом, перед учителем стоит задача дать возможность этим детям реализоваться в современной школе.
Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости. Реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.
Как мы видим, мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.
С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании» 
2.5 Роль родителей в формировании учебной мотивации.
Помощь родителей в формировании учебной мотивации очень высока. В 2012 году мои ученицы участвовали в Городской научно-практической конференции школьников «Шаги в науку». Девочки заняли призовое место. Они представляли учебно-исследовательскую работу «Нужна ли школа…» Ими была составлена анкета, которую можно использовать при работе с родителями (Приложение 2). Результаты анкетирования показали, что этом классе родители помогают детям. (Приложение 3, Диаграмма1) Проявляя заинтересованность в учебном процессе, родители сами узнают много нового (Приложение 3, Диаграмма2) Поощрения всегда вызывает положительные эмоции у ребенка, ведь родитель оценивает его труд и поступки. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослых Данный пример класса показывает, что забота семьи помогает развить внутреннюю мотивацию. (Приложение 4 Диаграммы 3,4) Высокая мотивация – помогла обеспечить стабильные результаты обучения. Качество обучения в 4 классе составило -71%, успеваемость-100%. Ребята активно участвовали в олимпиадах и конкурсах занимали призовые места в школе и в городе.
2.6 Урок.
Где, как правило, «рождается» и «живет» учебная деятельность? На уроке. (Приложение 6 Схема 2) Сущность и назначение урока состоит в коллективно-индивидуальном взаимодействии учителя и учащихся, результате которого происходит развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений. Чтобы грамотно построить структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Какова бы не была структура урока всегда присутствует этапы мотивации (самоопределения) к учебной деятельности и целеполагания. (Приложение 6, схема 2; Приложение 7, схема 3) Учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Необходим этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.). Важно, чтобы на завершающем этапе урока каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом, чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.
Существует много разнообразных методов и форм, образовательных технологий.(Приложение 6, схема 2) Главная задача педагога привлечение учащихся, которые находится под влиянием разных факторов, мешающих ему встать на путь развития и познания мира. Интерес - вот мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно, а действия продуктивными. Способы стимулирования интереса: эмоциональная похвала, создание в учебном процессе ситуации успеха, Для того, чтобы сформировать у каждого ученика личные учебно-познавательные мотивы, учителю необходимо определить совместно с учащимися учебную задачу, проблему. При этом перед школьниками ставится вопрос — не «что», а «для чего необходимо» изучать тот или иной материал, т.е. практическая значимость. Личные мотивы учащихся строятся на основе положений, связанных с исследовательским характером.
2.7 Внеурочная деятельность
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое). (схема 1, Приложение 6 схема 2)
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика. (Приложение 8Таблицы1,2) При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Результаты развития учащихся, их достижения в различных областях фиксируются в Портфолио учеников.
2.8 Система оценивания образовательных результатов.
В большинстве школ разработано Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования. Оно определяет
основы организации оценки предметных, метапредметных результатов, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.

РАЗДЕЛ 3. ИЗ ОПЫТА МОЕЙ РАБОТЫ
В мае 2012 году я выпустила 4 класс. Дети были очень активны, с желанием учились. В сентябре 2012 года я набрала 1 класс. Результаты анкетирования родителей меня обеспокоили, многие не успевали развивать детей: редко читали, проводили мало времени с детьми. 2.11.12 школьный психолог провела анкетирование учащихся на предмет адаптации и уровня мотивационной зрелости. 61%- уровень мотивации высокий и выше среднего, 22%-средний, 6%-низкий. Было, над чем поработать! Совершенствовать свою педагогическую деятельность мне помогает систематическое повышение квалификации. Свой опыт я представляю и обобщаю, проводя мастер-классы, участвуя в семинарах, заседаниях, конференциях. (Приложение 9, 10 Презентация) На сегодняшний день в классе стабильные результаты, качество знаний 67 %. Анализ комплексной работы показал, что ученики владеют базовыми знаниями. Родители проявляют заинтересованность, 93% родителей посещают родительские собрания. 70% родителей узнают об успехах детей, используя возможности «Сетевого города».

Заключение
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. Используя свой опыт, я постаралась представить и описать свою модель «Повышения результатов обучения путем улучшения учебной мотивации обучающихся начальной школы.» Я рассказала о применяемых мной эффективных формах организации учебного процесса, методах и приёмах, новых педагогических технологиях, способствующих развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.
В заключении можно сделать основные выводы:
- Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
- Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути, указанные в разработанной мною модели (Схема 1) в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что эффективно для одного ученика, может не иметь значения для другого учащегося.
Список литературы, интернет ресурсы:
1. Башмаков М.И. Дистанционное сопровождение педагогов в продуктивном обучении
2. Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем: Учебно-методическое пособие.- М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2013.-48с.
3. Битянова М.Р. «Как и почему учатся разные люди»// Материалы XIV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2015
4. Бунеев Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – № 12. – с.3-6
5.Горяев М.А. Возможности системы продуктивного обучения в современном образовательном процессе./ Горяев М.А., Шишкина М.Н.// Физика в школе и вузе, в.10, изд. БАН. СПб, 2009. С.90-96
6.ЗахароваЛ.Н.«Современный преподаватель: Психолого-педагогические основы профессионального мастерства». Раздел. «Психология»: Учебно-методическое пособие Н.Новгород: ННГУ. 2008. - 43с
7.Кириллова С. «Большинство студентов педвузов хотят... работать в школе?». – Издательский дом «Первое сентября», №16, 2011 г.
8.Климов Е.А. «Потемки» и « светильники» в становлении профессионала. Пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. — М. МПСИ, 2007
9.Кошелева М.Е. Программа курсов повышения квалификации ПК ИРО«Переход образовательных учреждений Приморского края к ФГОС ООО»Модуль1.1. «Концептуально-методологические, нормативно-правовые и психолого-педагогические основы ФГОС ООО»
10.Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
11. Примерная Основная Образовательная Программа образовательного учреждения Структура и содержание Начальное общее образование
12. Селюнина Н. «Достижение планируемых результатов ФГОС средствами учебных предметов: задания, учебные ситуации, организация самоконтроля и контроль». »// Материалы XIV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2015
13. Серебрякова Л.В «Как стимулировать желание учиться?» // Доклад//Презентация на тему: "Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса».-Магнитогорск, 2010
14. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология». Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 544 с.
15. Червова И.В. «Особенности «клипового» мышления школьников и способы преодоления его последствий в процессе преподавания биологии», материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информатизация образования», организаторы: ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»(2013 г.)
16.Червова И. В. «Психолого-педагогическая компетентность педагога»//Программа дистанционного курса
17.Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Приложение 1
Схема 1 Модель компетентности учителя (Червова И.В. «Психолого-педагогическая компетенция педагога»)
Профессиональная компетентность

Личностная составляющая
Деятельностная составляющая


Самосовершенство-ваниеРабота с людьми
Достижение результатов
Работа с информацией



Компетенции
- самодиагностика;
- профессиональный рост;
инновационная мобильность.
Компетенции
- управление отношениями;
- работа в группе;
- влияние на окружающих.
Компетенции
- планирование;
- организация деятельности;
- анализ результатов.
Компетенции
- сбор и анализ информации;
- преобразование информации;
- принятие решений.



Мотивационная составляющая

Приложение 2

Анкета № 2 (для родителей). «Нужна ли школа?!»
№ Вопрос Количество участников
% Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Помогает ли школа развитию творческих способностей? 100 0 0
2 Интересно ли вам, чем занимается ваш ребенок помимо уроков? 100 0 0
3 Участвует ли ваш ребенок в каких-либо: Проектах60 Исследованиях30 Конкурсах50 Научно-практических конференциях20 4 Чему вы научились или узнали нового помогая своему ребенку? Расширили свой кругозор 60 Стали активными пользователями сети интернет 50 Освоили новую компьютерную программу 10 Что-то иное 10 Ничему не научились и ничего нового не узнали 5 Как вы считаете, с желанием идет в школу ваш ребенок? 100 0 0
Приложение 3
Диаграмма 1 «Кто помогает тебе учиться?»

Диаграмма 2. Чему вы научились или узнали нового помогая своему ребенку?

Приложение 3
Диаграмма 3 Как Вы считаете Ваш ребёнок с желанием идёт в школу?

Диаграмма 4 Тебе интересно учиться?

Приложение 5
Схема 2. Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации уроке и во внеурочной деятельности.

Приложение 6
Схема 3 Формируя учебную мотивацию, повышаем результаты обучения

Приложение 7
Таблица1 Расписание для внеурочных занятий 1, 2 классов

Таблица 2 Расписание занятий внеурочной деятельности 2014-2015 учебный год Классный руководитель:
Индивидуальный маршрут учащегося (Ф.И.)________________________ 3 «» класса
понедельник вторник среда четверг пятница
12ч30 мин-13ч15мин
Занятие по развитию познавательных способностей «Умники и умницы.»12ч30 мин-13ч15мин
Занятие по развитию познавательных способностей «Умники и умницы.»13ч20-14ч05 Общефизическая
подготовка 13ч30мин-14 05изостудия 13ч20-14ч05
Общефизическая
подготовка 13ч30мин-14 05
изостудия 13ч20-14ч05
Общефизическая подготовка
14ч -15ч изостудия/
14ч-15ч«Музыкальная
шкатулка» 14ч 15 мин-15 ч.00
«Я исследователь» 14ч -15ч изостудия

14ч-15ч
«Музыкальная шкатулка»
Театральная студия
Подпись родителей__________