Открытый урок по зарубежной музыкальной литературе Венские классики



«Венские классики»

Открытый урок по музыкальной литературе в классе второго года обучения

Зеленовская районная детская музыкальная школа №2














Подготовила и провела
преподаватель I категории
музыкально-теоретических дисциплин
с.Дарьинское
январь 2014 год

Погосова Т.В.
Венские классики
Цели урока:
Методическая: проанализировать значимость и ценность музыки Венских классиков 18 века.
Образовательная: обобщение и закрепление знаний по пройденным темам: «Гайдн, Моцарт, Бетховен».
Воспитательная: привить учащимся эстетический вкус, чувство прекрасного на примере классической музыки 18 века.
Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость к языку музыки, через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие.
Задачи урока:
Сформировать и раскрыть главные черты музыки XVIII века.
Рассказать о причинах возникновения нового художественного стиля в искусстве - классицизме.
Заинтересовать учащихся творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена - одних из главных представителей Венской классической школы, пробудить желание слушать классическую музыку.
Тип урока: Урок – обобщение.
Оборудование:
Видео проектор.
Магнитофон.
Презентация по теме «Венские классики».
Произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена в исполнении учащихся муз. колледжа.
План урока:
Оргмомент.
Повторение и обобщение пройденного материала. Видео – презентация «Венские классики».
Задание по теме.
Фортепианное исполнение произведений Гайдна, Моцарта и Бетховена.


Ход урока:
"Век дивный, мощный, деятельный, восемнадцатый век!"
Герцен

Ребята, сегодня мы подведем итог изучения творчества венских композиторов-классиков 18 века Гайдна, Моцарта и Бетховена.
К какой же эпохе относятся эти композиторы? (эпоха классицизма)
18 век характеризует себя как эпоха Просвещения. Главными приоритетами в жизни человека становятся Свобода, Долг, Разум, Мораль .
На смену пышности и высокопарности, парадному блеску и пустой мишуре стиля барокко пришел новый художественный стиль – классицизм, основанный на простоте и естественности.
Отличительные черты стилей ярко выражены в архитектуре.
Слайд №
Барокко - ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] barocco  «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение. Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.
Классицизм – («Классический» в переводе с латинского означает «образцовый») Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций. Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.
Строгие правила классицизма воплотились в музыке, литературе, живописи и архитектуре того времени.
Сегодня мы поговорим о классицизме в музыке.
Три великих имени, вошедших в историю, как венские классики - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.
В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.
Сейчас я предлагаю вспомнить отдельно каждого классика, их творческий и жизненный путь.
Просмотр видео ролика
Творчество венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – объединяют глубина и жизненность содержания, стройность и ясность формы, естественность и простота, человечность и оптимизм. В то же время стиль и круг образов каждого из них ярко индивидуален.
Основная сфера музыки Гайдна – сфера бытия. Бодрая, светлая, жизнерадостная, она вселяет веру в силы человека, поддерживает в нем стремление к счастью. В ней много веселья, живой игры ума, здравого юмора. Рисуя идеальный мир, Гайдн наполнял его жизненными образами, реальными характерами, впечатлениями от природы. Никто до Гайдна так непосредственно не опирался на музыкальное творчество народа, не воспевал лучшие стороны его души. С этим связана особая простота, доступность и достаточно «земной» характер его музыки, исполнение которой требует меньше изысканности и утонченности, чем музыка Моцарта.
По сравнению с Гайдном, которого Моцарт называл своим «отцом, наставником и другом», музыка Моцарта более субъективна, индивидуальна и романтична. Охарактеризовать моцартовский стиль чрезвычайно сложно. Для него в равной степени характерны и величественная, энергичная тема симфонии «Юпитер», и веселый, неудержимо стремительный поток звуков увертюры «Свадьбы Фигаро», и трагическое звучание многих мест «Реквиема». В музыке Моцарта гармонически сочетались просветительский классицизм с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом и сентиментализмом с его культом сердца и идеалом свободной личности. Сохраняя жизненные элементы галантного стиля, но, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, романтичность, изящество и филигранность, редкая красота мелодики и совершенство формы – вот, пожалуй, черты, которые в некоторой степени характеризуют моцартовский стиль, весьма далекий от мифа о беспечном, наивном художнике, «солнечном юноше», гении, творящем без усилий и раздумий. В своих требованиях к исполнительскому искусству Моцарт был выразителем строгой классической эстетики. Он требовал от интерпретаторов абсолютно точного исполнения всех нот, пауз, украшений, соблюдения надлежащего темпа.
В противоположность Моцарту Бетховен – истинный революционер, ибо музыка его имеет титанический размах. По своему интонационному строю она порой ближе гимнам и маршам Великой Французской революции, чем Гайдну и Моцарту, хотя стилистическая общность и преемственность венских классиков несомненны. Существует много попыток периодизации творчества Бетховена по биографическим и стилистическим признакам, поскольку при сопоставлении его произведений, написанных в разные периоды творчества, ясно обозначаются изменения в стиле. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховеном в юности было использовано им в более поздние годы; новые стилистические тенденции, отчасти сближающие его с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего, но и раннего (венского) периода его творчества.
Творческие задания
Приложение

Сейчас для вас учащиеся музыкального колледжа исполнят фортепианные сонаты классиков.
Задание на дом.
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания!











Приложение
Вопросы по теме «Венские классики»
Гайдн
Жанр, чьим «отцом» называют Гайдна
венского кафедрального собора св. Стефана, где прошли детские годы Гайдна
Деревня – родина Гайдна
Произведение для фортепиано из трёх частей
Князь, которому Гайдн служил большую часть жизни
Крупное произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения
Симфония Гайдна, «отучившая» слушателей спать во время исполнения медленных частей
Третья часть симфонии, «танец королей и король танцев»
Симфония Гайдна, во время исполнения которой уходят музыканты.
Итальянский композитор и педагог, которому Гайдн прислуживал в обмен на полезные музыкальные советы.
Музыкальная форма – классический сонатно-симфонический
Столица Австрии, давшая название классической школе.
Музыкальная форма, название которой произошло от французского слова «круг»
Венский классик, младший современник и друг Гайдна
Имя великого композитора – Йозеф Гайдн
Партия, открывающая экспозицию классической сонатной формы
Раздел рондо, название которого произошло от французского слова «припев»
Приём исполнения на литаврах, давший название одной из симфоний Гайдна.
Моцарт
Первая опера юного Моцарта “Мнимая ...”.
Стиль и направление в искусстве XVII – XVIII веков, произошедшее от латинского classicus
Третья часть симфонии, “танец королей и король танцев”
Имя великого композитора – Вольфганг ... Моцарт.
Форма, в которой написана I часть известной сонаты ля мажор.
Город, в котором родился В. А. Моцарт.
Сикстинская ..., где Моцарт услышал и записал по памяти многоголосное духовное сочинение.
Страна, в которой жил Моцарт.
Героиня оперы “Свадьба Фигаро”.
Третья часть сонаты ля мажор – “турецкий ...”.
Последнее сочинение Моцарта, в переводе “покой”.
Французский писатель, на сюжет произведения которого написана опера “Свадьба Фигаро”.
Музыкальный голос Фигаро.
Знаменитый австрийский композитор-классик, которому Моцарт посвятил шесть струнных квартетов.
Имя отца Вольфганга.
Инструмент, на котором Моцарт начал учиться играть в три года.
Бетховен
Соната Бетховена, название которой переводится как “утренняя заря”.
Император, которому Бетховен хотел посвятить симфонию № 3, названную позже “Героической”.
Страна, в которой Бетховен жил с 1792 года.
Эпиграф к симфонии № 5: “Так ... стучится в дверь”.
Событие, произошедшее во Франции в 1789 году и горячо поддержанное Бетховеном.
Немецкий город, родина Бетховена.
Письмо Бетховена, написанное в 1802 году младшим братьям, известное под названием “Хейлигенштадтское ...”.
Жанр произведения Бетховена “Эгмонт”.
Раздел, с которого начинаются увертюра “Эгмонт” и I часть сонаты Л. В. Бетховена № 8.
Страна, в которой родился Бетховен.
Средство общения Бетховена с друзьями в последние годы жизни – “разговорная ...”.
Столько лет было Бетховену, когда состоялось его первое публичное выступление.
Болезнь, признаки которой проявились у Бетховена в 26-27 лет.
Единственная опера Бетховена.
Симфония № 3, которую Бетховен первоначально хотел посвятить Наполеону.
Композитор, органист, клавирист, дирижёр, музыкальный писатель, обучавший юного Бетховена композиции, игре на органе и фортепиано.
Учебное заведение, в котором в 1789 году Бетховен был слушателем философского факультета.
Жанр III частей симфоний Бетховена, название которого в переводе с итальянского означает “шутка”.
Знаменитый австрийский композитор-классик, у которого Бетховен в течение года брал уроки.
Симфония Бетховена, в последней части которой хор исполняет “Оду к Радости”.