Методическая разработка на тему «Осуществление компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных образовательных технологий на уроках химии и во внеурочное время»

Федеральное государственное образовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»







Методическая разработка
на тему:
«Осуществление компетентностного подхода к обучающимся
на основе использования инновационных образовательных
технологий на уроках химии и во внеурочное время»









Жарова Ирина Борисовна,
преподаватель биологии











Тверь
2013

Оглавление



Стр.
1. Пояснительная записка 3
1.1. Введение
1.2. Противоречия
1.3. Цели
1.4. Задачи
1.5. Образовательная среда
1.6. Принципы
1.7. Технология
2. Основная часть 9
3. Результативность 11
4. Список использованной литературы 12
5. Заключение 13
6. Рецензия 14
7. Приложение 15
Пояснительная записка


Введение

В стратегии модернизации российского школьного образования цели сформулированы таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих учащихся и давали ясные ориентиры педагогам.
Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний.
Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
В основу обновленного содержания образования положены компетентности. Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологии образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения, основанных на применении инновационных образовательных технологий. Необходимо активно применять проектно-исследовательскую деятельность, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, проблемные, индивидуальные, коллективные, игровые методы.



Противоречия

Между заказом общества на сформированную личность выпускника и роли учителя в качестве основного носителя общеобразовательных знаний.
Между технологиями классно-урочной системы и результатом образовательной деятельности современной школы по формированию комплекса компетентностей учащихся.
Между обширным информационным полем и отсутствием у обучающихся сформированных информационно-технологических компетентностей.
Между стремительным развитием человеческого общества, объемом получаемой информации и ресурсами здоровья обучающихся, владением способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей.
Между огромным накопленным общекультурным, национальным, духовно-нравственным, социальным, семейным, экологическим опытом человечества и опытом личности обучающегося.
Цель

Применение инновационных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода к обучающимся в образовательной среде училища.



Задачи

Отобрать примеры использования приемов инновационных образовательных технологий на уроках химии и биологии, на занятиях по дополнительным образовательным программам и во внеурочной деятельности.
Применять и анализировать использование приемов инновационных технологий в своей деятельности.
Организовывать полное использование образовательной среды.
Формировать комплекс компетентностей суворовцев через обеспечение и поддержку процессов самореализации, творчества, научно-практической активности.
Воспитывать личность, способную решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей.



Образовательная среда

Вся деятельность преподавателей учебной дисциплины (далее УД) химия и биология строится с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей, степени подготовленности обучающихся и рекомендациями группы ППО.
Обучение в училище предполагает хорошую подготовку по предметам естественного цикла, достаточную для продолжения образования в высших учебных заведениях.
В суворовском военном училище имеется возможность углубленно заниматься этими предметами на факультативных занятиях, на занятиях по дополнительным образовательным программам и во внеурочное время. В УД действуют следующие факультативы:
«Организм как целое» по общей биологии для суворовцев 11 класса
«Углубление знаний, умений и навыков по органической химии» для суворовцев 10 класса
«Основы общей химии» для суворовцев 11 класса
В УД осуществляется работа с суворовцами по следующим дополнительным образовательным программам (далее ДОП) общеобразовательной направленности:
«Я и окружающий мир» для обучающихся 10-11 лет;
«Мир растений» для обучающихся 11-12 лет;
«Я познаю мир» для обучающихся 12-13 лет;
«Экспериментальные задачи по химии. Введение в неорганический синтез» для обучающихся 13-14 лет;
«Составление и решение расчетных задач на основе химического эксперимента» для обучающихся 14-15 лет;
Целый год осуществлялись занятия кружка «Юный химик» для суворовцев 8 класса на базе Тверского государственного университета.
Постоянно осуществлялась внеурочная деятельность: предметная неделя, экскурсии, индивидуальная работа с суворовцами по подготовке к научно-практической конференции, викторины, олимпиады, помощь преподавателей в организации самоподготовки в ротах.
В настоящее время преподавателями осуществляется компетентностный подход к обучающимся. Наряду с классическими используются инновационные образовательные технологии, направленные на развитие личности суворовца.
Для проведения уроков, осуществления внеурочной деятельности используются кабинеты №№ 111, 303, 304, 305. Они все оснащены интерактивными досками. В двух кабинетах (№№ 111, 303) действуют ДКК и два электронных микроскопа.
В УД собрана специальная методическая литература, дидактические материалы, электронные учебники и пособия. Эта постоянно совершенствующаяся материальная база в совокупности с применением инновационных образовательных технологий позволяет успешно формировать личностные компетентности обучающихся.


Принципы

Основной принцип обновляемого современного образования – компетентностный подход.
Принцип соответствия целей образования интересам общества в целом и самих обучающихся.
Принцип самостоятельности, самореализации, творчества - ключевой принцип компетентностного подхода.
Принцип научности, доступности, наглядности, практической направленности и связи с современностью.
Принцип единства образовательных программ, дополнительных образовательных программ, всей внеурочной деятельности.
Принцип личного самосовершенствования обучающихся и педагогов с целью заботы о собственном здоровье, формирования экологической культуры, способов безопасной жизнедеятельности.
Технология

Изучение передового педагогического опыта по использованию инновационных образовательных технологий с целью осуществления компетентностного подхода к обучающимся.
Дальнейшее совершенствование образовательной среды в УД химия и биология.
Обеспечение интеграции основных образовательных программ, дополнительных образовательных программ, планов внеурочной деятельности, направленных на формирование личностных компетентностей суворовцев.
Обобщение опыта по использованию инновационных методов и технологий с целью воплощения основного принципа современного образования – сформировать личность, способную самостоятельно решать возникшие проблемы в различных сферах жизни на основе полученных знаний, учебного и жизненного опыта в соответствии с усвоенной системой ценностей.
Апробация инновационных образовательных технологий преподавателями УД химия и биология на уроках и во внеурочной деятельности.
Рефлексия по результатам использования инноваций.

Основная часть
Компетентностный подход – ориентация образования на развитие такого качества личности, которое характеризуется способностью и готовностью обучающегося решать проблемы, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях. Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Преподаватели УД химия и биология участвовали в реализации методической темы училища «Осуществление компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных образовательных технологий». В УД идет накопление, изучение и применение опыта по осуществлению компетентностного подхода с использованием инновационных средств обучения: четыре интерактивной доски, два демонстрационно-компьютерных комплекса, два электронных микроскопа. Все кабинеты и преподавательская обеспечены Интернет-сетью, работает система электронного журнала.
Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологии образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Все чаще признается учебное исследование. При организации учебной деятельности по типу исследовательской, научно-практической, проектной обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их в процессе специально организованного поиска, новых решений, доказательства гипотез, разработки проектов.
Развитие исследовательских умений и навыков реализует личностно деятельностный подход в обучении. И здесь ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс, переход в иное психологическое состояние, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя.
Формирование исследовательской культуры осуществляется в УД химия и биология на уроках, внеурочное время и занятиях по дополнительным образовательным программам.
Предметы естественного цикла: природоведение, биология, химия создают благоприятные условия для формирования исследовательской культуры. Кроме этого, поэтапное включение суворовцев в учебно-исследовательскую деятельность согласно уровню их умственного и психического развития, соблюдение преемственности от класса к классу, от дисциплины к дисциплине являются, по нашему мнению, одним из эффективных путей обогащения индивидуального, исследовательского опыта обучающихся. Одновременно происходит формирование их учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и других компетентностей.
Примерный вариант поэтапного развития исследовательских навыков учащихся

№ п/п
Универсальная последовательность этапов исследовательской работы
Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя


осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы;
способность ориентироваться в современных тенденциях науки;


постановка цели и задач исследования;
умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к ее достижению;


изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек, работа в сети Интернет);
широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний;


составление схемы исследований
логичность и абстрактность мышления;


выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования;
объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов;


проведение исследований и компьютерная обработка результатов;
уверенность в работе с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность;


формулирование выводов;
умение кратко и логично представить полученные результаты;


оформление научного отчета и презентации;
логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы;


Предмет природоведение является пропедевтическим курсом к изучению химии, биологии, физики, географии, поэтому на уроках суворовцам предлагаются задания эвристического характера, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности и изучению этих предметов в дальнейшем. Например, определение физических и химических изменений для одного и того же вещества. Подобные задания формируют учебно-познавательные и учебно-интеллектуальные компетентности, такие, как анализ, сравнение, причинно-следственные связи. На уроках предлагаются вопросы, формирующие ценностно-смысловые компетентности (умения видеть, понимать окружающий мир, ориентироваться в нем). Например, на уроках по теме «Вода на Земле», разбирая условия жизни водных организмов суворовцы сами выдвигают гипотезу и доказывают ее, отвечая на вопросы: что произойдет, если рыбаки наделают много лунок во льду? Или что будет с живыми организмами, если все озеро заросло камышами и водорослями?
Биология – тот предмет, в котором наблюдения, эксперимент, самостоятельные исследования становятся неотъемлемой частью преподавания. Суворовцам предлагаются различные по содержанию практические работы. В одних даются готовые результаты исследований, а задача суворовцев состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где необходимо собрать или получить результаты для последующего их объяснения, сделать выводы.
На уроках ботаники суворовцы начинают проводить мини-исследования с конкретно поставленными целями. Например, на уроке Смирнова А.М. по теме «Рост и развитие растительного организма» (6 класс) был заложен эксперимент по контролю над прорастанием семян томата с обработкой СВЧ-лучами в микроволновой печи и без обработки.
На уроках зоологии по теме «Отряды насекомых» И.Б. Жаровой суворовцы 7 класса рассматривают строение конечностей насекомых и делают вывод о среде их обитания, образе жизни.
На уроках биологии в 8 классе Жаровой И.Б. по теме «Пищеварительная система» были проведены исследования действие слюны на крахмал.
Уроки, формирующие и развивающие исследовательскую культуру, – это уроки и практические занятия по химии. Почти на каждом занятии создается ситуация экспериментально-теоретического исследования. На практических занятиях суворовцы работают не только самостоятельно, но и в парах постоянного состава. При этом формируются учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетентности. Как, например, это происходило на открытом практическом занятии Камневой О.А. по теме «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». На других уроках суворовцы получают знания в процессе специально организованного поиска. В 10 классе по теме «Химические свойства глюкозы» на уроке Камневой О.А суворовцы выдвигали гипотезу о строении глюкозы, а затем доказывали ее с помощью химического эксперимента.
Формированию исследовательской культуры у суворовцев 8 класса способствовали занятия химического кружка «Юный химик», который был организован Камневой О.А. и действовал целый год на базе Тверского государственного университета химического факультета.
На занятиях дополнительных образовательных программ предлагаются исследовательские задания практического содержания. Например, на занятиях по ДОП «Я и окружающий мир» для обучающихся 5 класса преподаватель Бескараваева Е.М. предлагает доказать, что для горения свечи необходим кислород. Суворовцы выдвигают гипотезу и доказывают ее опытным путем: предлагают закрыть горящую свечу сосудом и поставить его на пластилин, чтобы не было доступа воздуха. Другое задание – как рассчитать массу воздуха в классе. Проводимые исследования – яркий пример формирования учебно-познавательных (интеграция знаний) и учебно-интеллектуальных компетентностей.
На занятиях по ДОП «Мир растений» у преподавателя Смирнова А.М. суворовцы 6 класса готовят свою первую исследовательскую работу «Культурные пасленовые растения», с которой будут выступать на училищной научно-практической конференции.
Самостоятельно добывая в эксперименте знания, суворовцы получают уверенность в его истинности и справедливости. Так на занятиях по ДОП «Я познаю мир» (преподаватель Бескараваева Е.М.) суворовцы 7 класса определяли витамин С: взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодной настойкой. После этого эксперимента суворовцы предложили исследовать на наличие витамина С во фруктах, овощах, пакетированных соках. Такие задания могут составить основу проектной работы.
После изучения на уроках химии темы «Химические свойства кислот и оснований» на занятиях по ДОП «Экспериментальные задачи по химии. Введение в неорганический синтез» Бескараваевой Е.М. была показана практическая направленность химических знаний. Суворовцы 8 класса провели ряд исследований по взаимодействию между собой продуктов, содержащих кислоты и основания (кефир, пищевая сода, лимонный сок, раствор хозяйственного мыла).
Итогом работы по формированию исследовательской культуры наших воспитанников мы считаем ежегодное участие и успешные защиты серьезных исследовательских работ на региональных Менделеевских чтениях. Первые исследовательские работы были представлены суворовцами 4 роты под руководством О.А. Камневой. Исследовательская работа «Тверской край в жизни Д.И.Менделеева» получила диплом III степени на Всероссийском этапе Менделеевских чтениях.
В этом году две исследовательские работы «Пищевые добавки» и «Тверь и космос» участвовали в VII региональных Менделеевских чтениях. Тезисы этих работ были опубликованы в сборнике «VII Менделеевские чтения. Тезисы (материалы) конференции». Работа суворовцев 6 роты под руководством Жаровой И.Б. представлена на конкурсе Министерства обороны «Неизвестный Гагарин».
Таким образом, систематическая работа по формированию исследовательской культуры делает учебный процесс более интересным, усиливает практическую направленность преподавания, способствует формированию личностных компетентностей суворовцев.

Результативность

Использование инновационных средств, методов и образовательных технологий на уроках, занятиях по ДОП, во внеурочной деятельности в УД химия и биология позволяет воплощать основной принцип модернизации современного образования – осуществление компетентностного подхода к обучающимся, что в конечном итоге сказывается на эффективности обучения, успешности наших учеников





















Действенность выбранных нами методов и технологий можно видеть по итогам успеваемости и качества обучения по предметам за 2010-2011 учебный год.
По результатам 3 четверти при 100% успеваемости качество обучения суворовцев по предметам химия и биология составило 61,7% и 71,8% соответственно.
Итогом внеурочной деятельности преподавателей УД являются исследовательские работы, представленные на научно-практическую конференцию училища:
«Культурные пасленовые растения» суворовцев 6 класса Олейника С., Жаворонкова И., руководитель Смирнов А.М.
«Вода как ценность человечества. Свойства воды» суворовца 8 класса Критского И., руководитель Камнева О.А.
«Бытовой мусор. Проблемы переработки» суворовцев 9 класса Егорова А., Панова И., Сафонова А., руководитель Бескараваева Е.М.
Преподаватели УД вместе с суворовцами успешно участвовали в VII региональных Менделеевских чтениях, конкурсе Министерства обороны, посвященному 50-летию полета Ю.А.Гагарина. Темы работ:
«Тверь и космос» суворовца 11 класса Казибагандова А., руководитель Жарова И.Б.
«Пищевые добавки» суворовцев 10 класса Сокирняка С., Вуколова Д., руководитель Бескараваева Е.М.
Тематические экскурсии и экскурсии на промышленные объекты: Ботанический сад (с суворовцами 5 класса).
Областная станция юннатов (с суворовцами 6 класса).
Тверской областной краеведческий музей (с суворовцами 5, 7, 8 классов).
ОАО «Волжский пекарь» (с суворовцами 7 класса).
ТГМА (с суворовцами 9,10 классов).
ОАО «Тверьстекло» (с суворовцами 11 класса).
ООО «Колорит» (с суворовцами 9 класса).
ОАО «Стеклохолст» (с суворовцами 8 класса).
Экскурсии проведенные в этом учебном году позволили успешно формировать учебно-познавательные, интеллектуальные, коммуникативные компетентности.
В УД собраны проектно-исследовательские работы, рефераты суворовцев за несколько лет, электронные материалы по результатам проведенных экскурсий и внеклассных мероприятий.


Список литературы

Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009
Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. – М.: Воениздат, 1988
Гильберг Л.А. От самолета к орбитальному комплексу. – М.: Просвещение, 1992
Горюнова М.А., Семенова Т.В. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010
Днепров О.Д., Аркадьев. Сборник нормативных документов (биология). – М.: Дрофа, 2009
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Логос, 2002
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2001
Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
Романов А.П., Лебедев А.А., Лукьянов Б.Б. Сыны голубой планеты.- М.: Просвещение, 1981
Сухина Г.А. Григорьев (повесть о ракетчике). - М.: Молодая гвардия, 2004
Татарченкова С.С., Телешов С.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. – Санкт-Петербург: Каро, 2008
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования. Ж. Высшее образование сегодня, № 5, 2003
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Ж. Народное образование. № 2, 2003
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования. Ж. Народное образование, № 2, 2003
Чекалин С.В. Космос – завтрашние заботы. – М.: Знание, 1999
Энциклопедический справочник « Великая Россия. Имена», 2007
Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет http://www.region.library.tver.ru
Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Заключение

Таким образом, применение на уроках химии и биологии, на занятиях по ДОП и во внеурочной деятельности педагогами УД химия и биология инновационных технологий способствует осуществлению компетентностного подхода, позволяет формировать личность, способную к самостоятельному познанию, самоанализу, самореализации, успешно решающую возникающие проблемы в различных сферах жизни, в условиях ценностей окружающего мира.
.


Приложение

Содержание приложения


Открытый урок
Внеурочная деятельность.
2.1.Олимпиада «Юный биолог»
Исследовательская работа на тему «Первые тверичи в освоении космоса»
Тематическая экскурсия в Тверской областной краеведческий музей
Тематическая экскурсия в ОАО «Тверьстекло»
Федеральное государственное образовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»







Открытый урок
на тему:
«Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой полости»











Жарова Ирина Борисовна,
преподаватель биологии









Тверь
2013


План подготовки
открытого урока по биологии преподавателя Жаровой И.Б.
Тема урока: «Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости».
Методическая цель: показ некоторых приемов осуществления личностно ориентированного подхода на основе использования элементов инновационных образовательных технологий.
Учебные цели:
Изучить строение и значение зубов.
Объяснить причины смены молочных зубов на постоянные.
Дать понятие о гигиене полости рта.
Рассмотреть пищеварение в ротовой полости.
Развивающие цели:
Продолжить формирование общеучебные умений и навыков.
Развивать умения логически рассуждать, четко и кратко излагать свои мысли.
Продолжить развитие творческих способностей суворовцев.
Совершенствовать умения извлекать информацию из различных источников.
Развивать интеллектуальные умения и навыки учебно-познавательного характера (умения сравнивать, обобщать, делать выводы).
Развивать умения работать самостоятельно, навыки самоконтроля.
Воспитательные цели:
Прививать интерес к предмету, к учению.
Продолжить санитарно-гигиеническое воспитание суворовцев.
Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный урок.
Материальное обеспечение:
Интерактивная доска.
Аудиовизуальная информация в форме слайдов.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Рабочая тетрадь №1. Биология 8 класс.
Учебные вопросы:
Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой полости.
Время проведения урока: 45 минут (13.50 – 14.35).
Место проведения урока: кабинет № 305
Карта наблюдений на уроке

Дата: 9 февраля 2013 г.
Взвод, рота: 3 взвод 2 роты
Фамилия преподавателя: Жарова Ирина Борисовна
Предмет: биология
Тема урока: «Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости».
Методическая цель: показ некоторых приемов осуществления личностно ориентированного подхода на основе использования элементов инновационных образовательных технологий.

этапа
урока

Наименование этапа
Время,
мин.
Замечания


1
Организация начала урока
Готовность взвода и оборудования к уроку;
краткость и четкость объявления учебных целей.

2



2
Актуализация опорных знаний
Как создается положительная мотивация к обучению;
как организовано успешное получение знаний на основе ранее изученных тем;
рационально ли организована проверка преподавателем опорных знаний по теме;
сформированы ли опорные знания по теме.

15



3

Формирование новых знаний, умений и навыков
Насколько полно преподаватель включает суворовцев в процесс мышления;
учит ли отбирать из суммы знаний главное, основное;
развивает ли умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
продолжает ли преподаватель вырабатывать общеучебные умения и навыки;
развивает ли творческие способности;
формирует ли умения аргументированно отвечать на вопросы, четко и ясно излагать свои мысли;
формирует ли умения извлекать информацию из дополнительной литературы и электронных источников;
развивает ли навыки самоконтроля и умения работать самостоятельно;
прививает ли интерес к предмету;
как формируется гигиеническая грамотность суворовцев;
воспитывает ли преподаватель у суворовцев ответственность за результаты учебного труда;
насколько изученный материал соответствует программным требованиям и Обязательному минимуму образования, целям и типу урока;
насколько рационально использует ДКК, электронную презентацию, рабочие тетради;
реализует ли преподаватель основные принципы традиционного урока;
как реализует преподаватель принципы личностно ориентированного урока;
работает ли над обогащением словарного запаса, терминологией;
какими приемами создается благоприятный психологический климат на уроке;
соблюдаются ли санитарно-гигиенические условия;
обеспечено ли усвоение знаний об особенностях строения зубов, их значении;
сформированы ли представления о причинах смены молочных зубов на постоянные;
рассмотрены ли особенности пищеварения в ротовой полости;
способствовала ли работа на уроке формированию понятия о гигиене полости рта;
как приемы личностно ориентированного подхода в обучении с использованием элементов инновационных образовательных технологий способствуют повышению качества образования.

25



4

Подведение итогов урока
Как проводится качественный анализ работы взвода;
аргументированность выставления оценок.

2





5
Задание на самоподготовку
Как осуществляются комментарии к заданию;
осуществляется ли уровневый подход в заданиям.

1














Изучение литературы (методической учебной)

Акимов В.Б. Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения. – Волгоград: Учитель, 2010
Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. – Волгоград: Учитель, 2009
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Рабочая тетрадь №1. Биология 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – Санкт-петербург: Каро, 2005
Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. – М.: Вако, 2010
Пепеляева О.А. Сунцева И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. – М.: Вако, 2009
Сборник нормативных документов. Биология. – М.: Дрофа, 2007
Интернет-ресурсы

План-конспект
открытого урока по биологии преподавателя Жаровой И.Б.

Тема урока: «Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости»
Учебные, воспитательные и др. цели урока:
Изучить строение и значение зубов.
Объяснить причины смены молочных зубов на постоянные.
Дать понятие о гигиене полости рта.
Рассмотреть пищеварение в ротовой полости.
Продолжить формирование общеучебные умений и навыков.
Развивать умения логически рассуждать, четко и кратко излагать свои мысли.
Продолжить развитие творческих способностей суворовцев.
Совершенствовать умения извлекать информацию из различных источников.
Развивать интеллектуальные умения и навыки учебно-познавательного характера (умения сравнивать, обобщать, делать выводы).
Развивать умения работать самостоятельно, навыки самоконтроля.
Прививать интерес к предмету, к учению.
Продолжить санитарно-гигиеническое воспитание суворовцев.
Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Материальное обеспечение:
Интерактивная доска.
Аудиовизуальная информация в форме слайдов.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Рабочая тетрадь №1. Биология 8 класс.


Ход урока

п/п
Этапы урока
Время, мин
Работа
обучающихся


1


2



3








4















5


6




Организационный момент (построение, заполнение журнала)
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Зачитываются половицы и изречения по пищеварительной системе. Объявление темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний.
Предлагается разгадать несколько загадок. Работа в рабочих тетрадях в парах постоянного состава с последующей взаимопроверкой по теме «Пищевые продукты и питательные вещества» (слайд)
Интерактивное задание по строению пищеварительной системе
Формирование новых знаний, умений и навыков
Строение и значение зубов
Объяснение материала с опорой на слайды. Первичное закрепление - выполнение задания в рабочей тетради на печатной основе по строению зуба.
Работа с текстом учебника по вопросу о гигиене ротовой полости.
Пищеварение в ротовой полости
Объяснение материала с опорой на слайды. Демонстрация результатов мини-исследования «Действие слюны на крахмал» суворовцем взвода
Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Задание на самоподготовку.
Учебник § 31, 32 с. 131-132 - учить,
*придумать загадки о пищеварительной системе

1


1



15








25

















2


1


Рапорт ЗКВ о готовности взвода к уроку.

Слушают. Записывают в тетради тему урока.


Суворовцы выполняют задание, затем проверяют по ответам слайда на интерактивной доске.
Один из суворовцев работает с интерактивной доской


Слушают, делают записи, обсуждают проблемные вопросы.
Выполняют задание


Читают текст, выделяют главное

Слушают, наблюдают, делают выводы, делают записи в тетрадях

Слушают анализ работы взвода на уроке
Задание записывают в тетрадях.


Федеральное государственное образовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»







Внеурочная деятельность









Жарова Ирина Борисовна,
преподаватель биологии

















Тверь
2013

Цель

Реализация компетентностного подхода к обучающимся при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.


Задачи

Формировать личностные актуальные компетентности обучающихся.
Расширять и углублять знания по предметам, полученные на уроках.
Создавать благоприятные условия для развития самостоятельности, активности в поисках знаний суворовцев.
Обучать учащихся применению в учебной деятельности разных источников информации, в том числе электронных.
Создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся.
Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.





Олимпиада по биологии «Юный биолог»
для суворовцев 7-8 классов

Цель
Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной деятельности.

Задачи
Создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся.
Формирование учебно-познавательных компетентностей.
Формирование у учащихся учебно-интеллектуальных компетентностей: логического мышления, интереса к решению нестандартных задач, умения применять полученные знания на практике.
Предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования.
Выявление наиболее способных учащихся для участия в городских предметных олимпиадах.

Участники
Суворовцы 7 класса (12 человек)
Суворовцы 8 класса (11 человек)
Жюри: преподаватели УД химия и биология

Основная часть

Олимпиада проводится в два тура: теоретический и практический. Оба тура проводятся письменно. Время проведения – 2 часа.
Теоретический тур:
Задание 1. Тестовые задания с одним правильным ответом. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.
Задание 2. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Задание 3. Задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. За верное определение правильности суждения – 1 балл.
Задание 4. Задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально (по 1 баллу за правильный ответ на каждую позицию).
Практический тур:
Задание 1. Морфологическое описание растения. Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание 2. Зоология беспозвоночных. Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание 3. Гистология. Максимальная оценка – 10 баллов.


Подведение итогов и награждение победителей

Победители и призеры определяются по сумме баллов, набранных участниками во время теоретического и практического туров, и награждаются грамотами.
Результативность

Участники олимпиады 7 класса




Федеральное государственное образовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»








Исследовательская работа
на тему:
«Первые тверичи в освоении космоса»





Выполнили: Казибагандов Арсен
Иванов Карен
Руководитель:
преподаватель биологии Жарова И.Б.





Тезисы работы
Нас всегда интересовала отечественная история освоения космического пространства. Обучаясь на Тверской земле, мы выдвинули предположение, что есть тверичи, посвятившие свою жизнь освоению космоса, что в деятельности военно-научных и научно-промышленных центров Твери наверняка были и есть направления, связанные с развитием отечественной космонавтики.
Руководствуясь этим, мы выбрали тему для своих исследований: «Первые тверичи в освоении космоса». Определили цели и задачи исследования.
Цели:
Исследовать вклад тверичей в освоение космоса и оценить значение первых полетов советских космонавтов.
Проанализировать участие тверских предприятий и научно-исследовательских организаций в космических разработках оборонно-промышленного комплекса страны.
Задачи:
Осуществить информационно-исследовательскую работу по соответствующим направлениям.
Исследовать и оценить вклад в развитие отечественной космонавтики уроженцев Тверской области.
Встретиться с инженерами и военными специалистами Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения (далее ЦКБ ТМ) и Военной академии воздушно-космической обороны (далее ВА ВКО).
Посетить и изучить экспозицию зала космонавтики Тверского краеведческого музея, материалы архивов.
Проанализировать полученную информацию и обобщить ее в данной работе.
Первую часть нашей работы мы посвятили изучению профессиональной и научной деятельности тверичей, которые были представителями первого поколения людей, начавших штурмовать космос.
Проводя исследовательскую работу в Зале космонавтики, нам показалось, что самые интересные и яркие экспонаты передал в музей летчик-космонавт, наш земляк, Олег Григорьевич Макаров. Это амортизационное кресло, спасательный скафандр, гидрокостюм, аварийный запас космонавтов. Родился он 6 января 1933 года в поселке Удомля. Будучи инженером-проектантом ОКБ С.П. Королёва, он непосредственно принимал участие в подготовке и осуществлении успешного полета Ю. Гагарина. О. Макаров участвовал в разработке эскизного проекта корабля «Восток-1», программы полета, технического задания и обучал первый отряд космонавтов управлять кораблем. Эта работа, творческая, кропотливая, выдвинула его в ряд самых знающих, квалифицированных космических инженеров.
Одним из первых Олег Макаров был зачислен в отряд космонавтов-испытателей ОКБ. Он до сих пор единственный на Земле летчик-космонавт, который четырежды побывал в космосе.
Мы считаем, что Олег Макаров принадлежит к поколению созидателей, строителей, первооткрывателей мирного времени.
Ещё один наш земляк, Михаил Григорьевич Григорьев-основатель космодрома Плесецк. Он родился 23 октября 1917 года в деревне Молодка Бежецкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье.
В 1957 году было принято постановление Совета Министров СССР о создании военно-стратегического объекта с условным наименованием “Ангара”. Этот год и считается датой основания космодрома Плесецк, а уже в 1959 году первая боевая стартовая позиция в Плесецке заступила на боевое дежурство. Мы считаем, что М.Г.Григорьев это однозначно настоящий патриот нашей Родины, он действительно до последнего дыхания верой и правдой служил ей.
Изучая материалы архивов Тверского краеведческого музея, мы узнали, что достойное место в эре пилотируемой космонавтики занимают тверские ученые ЦНИИ-2 – центрального научно-исследовательского института-2 Министерства обороны. Правительственными решениями на ЦНИИ-2 с 1960 г. возлагалась роль головной организации по подготовке и проведению прикладных экспериментов и научных исследований на борту пилотируемых орбитальных станций в интересах повышения обороноспособности страны.
Летом 1962 года НИИ посетил Юрий Гагарин, в то время командир отряда космонавтов. Целью его однодневного визита было знакомство с научными разработками института.
В 1967 году в отряд космонавтов были зачислены несколько сотрудников института.
В 1976 г. в одной из научных лабораторий НИИ-2 был создан аналого-цифровой лабораторный экспериментальный комплекс «Старт», который использовался в качестве тренажера при подготовке к полетам экипажей орбитальных станций. За 10 лет на тренировках в институте побывали 43 космонавта, 26 из них летали в космос.
Сегодня ЦНИИ-2 Минобороны широко известный, авторитетный в России и странах СНГ научный центр по разработке теоретических и прикладных вопросов организации ПВО (ВКО) страны и Вооруженных Сил.
В Твери находится военная академия воздушно-космической обороны им. Г.К. Жукова.
Посетив академию, которая ведет свою историю с 1956 года, мы ознакомились с экспозицией музея, встретились с офицерско-преподавательским составом, познакомились с жизнью и бытом курсантов. Для нас интересно было узнать, что лишь военная академия воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова осуществляет подготовку военнослужащих одновременно для системы противовоздушной обороны и ракетно-космической обороны. Только в ней проводятся исследования вопросов строительства и применения системы противовоздушной обороны в целом. Ни в прошлом, ни в настоящем в России не было, и нет другого учреждения, где работали бы специалисты обеих ветвей противовоздушной и ракетно-космической обороны.
Мы узнали, что один из российских космонавтов – испытателей Александр Скворцов в 1997 году окончил авиационный факультет тверской академии. Был дублером ряда космических экипажей. 2 апреля 2010 года отправился к МКС на корабле « Союз», где пробыл 5 месяцев в составе долговременных экипажей МКС-23 и МКС-24.
Мы считаем, что академия по праву является ведущим вузом в Министерстве обороны Российской Федерации по подготовке командных и инженерных кадров для воздушно-космической обороны России и противовоздушной обороны других государств.
Побывав на тверском предприятии Роскосмоса ЦКБ ТМ, мы проанализировали предоставленные нам материалы и сделали соответствующие выводы, что инженеры и конструкторы этого предприятия являются непосредственными участниками становления и развития отечественной космонавтики.
В этом году Тверскому Центральному конструкторскому бюро транспортного машиностроения исполняется 55 лет. Первым в стране ЦКБ занялось разработкой подвижных агрегатов ракетных комплексов. Здесь не разрабатывали проекты новых ракет, однако все, что касалось их доставки на полигон, подготовки к старту – брало начало в стенах этого бюро. Путь в космос начинается на земле, сам старт ракеты – это лишь финальная точка той огромной работы, за которой стоит труд и талант тысяч и тысяч людей. Одним из них был отец руководителя нашей исследовательской работы Жаров Борис Михайлович, проработавший в ЦКБ ТМ 40 лет, получивший звание «Заслуженный конструктор» и награжденный знаком «За обеспечение космических стартов». Его имя внесено в биографическую энциклопедию «Космонавтика и ракетостроение».
В Москве, на главной площади, всероссийского выставочного центра, которого мы больше привыкли называть ВДНХ, стоит космическая ракета «Восток». Именно такая ракета подняла в космос Юрия Гагарина. Платформа установщика для ее запуска разработана специалистами ЦКБ ТМ, так что в этом историческом полете, когда человечество шагнуло в космос – есть и их вклад.
Бюро остается первой организацией в стране, которая создает наземную инфраструктуру для обслуживания российских космодромов «Плесецк» и «Байконур». А сейчас и для экваториального космодрома Куру в Южной Америке.
В настоящее время создается Российская космическая программа, нацеленная на освоение Луны и Марса, а значит, тверичам предстоит опять быть одними из первых в этих увлекательных проектах.
Завершив исследовательскую работу, мы выяснили, что в деятельности военно-научных и научно-промышленных центров Твери были и есть направления, связанные с развитием отечественной космонавтики. Мы и все тверичи могут гордиться своими земляками, которые одни из первых начали штурмовать космос, и вкладом тверских военных ученых, инженеров-конструкторов, военачальников в освоении космоса и становлении воздушно-космических войск Российской Федерации. Мы познакомились с судьбами людей, которые достойно выполняли долг перед Родиной. Нас поразили высокий уровень профессионализма, ответственность, патриотизм – лучшие качества характера первых космонавтов, что может служить примером для подражания.
С материалами нашей работы мы принимали участие в межпредметной научно-исследовательской конференции ко Дню космонавтики и выступили на училищной научно-практической конференции перед суворовцами 5–11 классов, что нашло отклик в творческих работах младших товарищей.
От научного общества Тверского суворовского военного училища мы представляли своё исследование на конкурсе исследовательских работ в рамках VII Региональных Менделеевских чтений. Там мы познакомились с тверскими учеными, по роду деятельности связанными с космическими исследованиями. Их заинтересовали наши результаты, и мы надеемся, что исследования в этой области продолжатся суворовцами ТвСВУ совместно с учеными высших учебных заведений г. Твери.
Тверской след только начинает проявляться. Связана такая задержка с огромной секретностью космических проектов СССР и молодой России.
Экскурсия в Тверской областной краеведческий музей
по теме «Природа Тверского края» с суворовцами 7-8 классов

Ежегодно с суворовцами 7-8 классов провожу экскурсии в Тверской областной краеведческий музей по теме «Природа Тверского края». Суворовцы узнают о характере природных условий нашей области. Красочная экспозиция знакомит с природными комплексами края, среди которых больше половины занимают леса. Дополняют экспозицию витрины с биогруппами животных, планшеты с гербарными образцами, стенды с фотографиями, схемы, рисунки. Не последнее место в экспозиции отведено взаимоотношениям человека и природы. Здесь суворовцы узнают, почему становление современной природы, человека и его материальной культуры – бесконечно длительный и сложный процесс, в результате которого негативное воздействие людей на природу, особенно в последнее время, стало самым мощным за всю историю цивилизации.
Всего в экспозиции отдела природы демонстрируется около 130 видов растений и 30 видов грибов, примерно 250 видов насекомых, более 170 видов позвоночных животных, обитающих на территории нашей области.
Материалы экспозиции позволяют прививать интерес к предмету, ярче иллюстрировать темы курса зоологии, проводить экологическое воспитание, формировать основные личностные компетентности суворовцев.






На фоне экспонатов музея
Экскурсия на ОАО «Тверьстекло» по теме «Экологические проблемы
современных промышленных предприятий» с суворовцами 6 роты

Отчет об экскурсии суворовца 2 взвода Чеснокова А.

В ноябре 2010 года мы посетили ОАО «Тверьстекло» с экскурсией. Нам было интересно познакомиться с современным промышленным предприятием с производством полного цикла. Цель экскурсии: узнать как решаются экологические проблемы на данной предприятии, познакомиться с историей развития данного производства. В ходе экскурсии мы узнали, что «Тверьстекло» - акционерное общество по производству и реализации светильников из хрусталя, керамической плитки, было создано в 1973 году. Начиная с 1976 года на базе «Тверьстекло» организовано производство и продажа стеклоформ к стеклоформующему оборудованию для стекольных заводов страны. В настоящее время здесь производятся светильники разных видов для дома и офиса. Инженер-технолог производства рассказал нам о возможных загрязнениях на подобном производстве, как проводится экологический мониторинг и осуществляются меры по предотвращению загрязнений. Мы познакомились с действующей экспозицией выставки-продажи продукции. Узнали, что предприятие имеет опыт успешной поставки светильников по спецзаказам концерну Лукойл, Норильскому и Читинскому театрам драмы, ряду крупных банков страны. Экскурсия оказалась очень интересной и познавательной.





В музее предприятия








13PAGE 142415



13PAGE 142515









Личностные компетентности суворовцев


Уроки



Занятия по ДОП












Внеурочная
деятельность


Исследовательская деятельность


Компетентностный подход