Выступление по теме: Стратегии смыслового чтения


Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии.
Это его обязанность перед обществом, в котором
он живет, и перед самим собой.
Основной способ
своего интеллектуального развития – чтение.
Д.С. Лихачев
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения
Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели и выбором вида чтения ;определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом
поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.
В настоящее время известно около ста стратегий, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе
Примеры наиболее распространенных стратегий.
Стратегия № 1. Направленное чтение
уметь читать учебный текст, Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.
Уметь выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
происходит смена ролей.
Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем
уметь самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Стратегия № 4. Дневник двойных записей.
уметь задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию
делят тетрадь на две части, записывают
Стратегия № 4.Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна
Сравнивают, классифицируют, записывают в виде диаграммы Эйлера-Венна.
Общие
черты
Черты
1 объекта
Черты
2 объекта
Стратегия № 5. Чтение с пометками
уметь читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
  Применение данной технологии , на протяжении уже трёх лет, позволило сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках, участие детей в разных всероссийских конкурсах), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Были проведены два диагностических среза (входной и на заключительном этапе) и велись наблюдения за работой учащихся на уроках. Результаты вы видите в таблице.
Сравнительный анализ  двух диагностических работ позволяет сделать вывод, что систематическая, методически продуманная работа по формированию и развитию умений смыслового чтения дает результаты.
   Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.