Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Данилин Андрей Владимирович,
учитель географии и биологии
ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

35% россиян не читают книги, Россия занимает 7 место в мире по чтению книг (когда-то самая читающая страна). Кто же читает?
Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%). Практически ежедневно газеты просматривают 36% россиян, часто - 43%, никогда - 21%. Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).
А читают ли наши дети? В большей степени нет. Два года назад РЦ г. Сызрани проводил анкетирование 11 классников. Один из вопросов звучал так: какие, на твой взгляд, предметы не нужны в школе. Среди ряда таких предметов как ОБЖ, ОПД оказалась география. На мой вопрос: «Почему вы так считаете?», дети ответили, что знания по географии им нигде не пригодятся.
Первое, что мне пришло в голову- ученики не понимают, что география окружает нас повсюду: утром смотрим в окно- какая погода, соответственно ей одеваемся, берем или не берем зонт; строим теплые дома, потому что живем в условиях достаточно суровой зимы и т.д. А почему не понимают? – ответ очевиден, дети мало (или вообще) не читают, географические знания не глубокие.
Как сделать предмет понятным, интересным, ярким, показать географию как науку с разных сторон, ее роль в жизни каждого человека, общества, страны?
Эти вопросы натолкнули меня на идею использовать статьи из газет, журналов, отрывки из произведений на уроках, чтобы, во-первых, показать, что географические знания используются нами постоянно, во-вторых, заинтересовать учащихся изучением географии, как науки, в- третьих, привлечь детей к чтению, т.к. чтение заставляет нас мыслить.
Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром (Н. Ротшильд). Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
Научить работать с текстом, как с источником информации, стала моей ключевой идеей. Каждый свой урок я начинаю с работы со статьей (текстом) из газет, журналов, книг.
В современном мире ключевыми умениями и навыками становятся такие как:
проведение многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования. Реализовать эти идеи позволяет стратегия смыслового чтения. Использование приемов стратегии смыслового чтения «позволяет понимать не текст, а мир стоящий за текстом» (А.А. Леонтьев). Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Стратегия смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения
Я выделяю следующие моменты работы с текстом на уроке:
1. Просмотровое чтение (предчтение). Обучающимся дается статья напрямую или косвенным образом связанная с темой урока. Работая над содержанием статьи, фокусируясь на деталях, мы вместе с обучающимися формулируем тему урока, цели, кроме того дети получают дополнительную информацию об изучаемом явлении, видят и понимают роль географии как науки.
Кроме работы со статьями в рамках предварительной работы с текстом, на своих уроках я использую такие приемы как: глоссарий (работа с определением и сравнение), предвосхищение содержания урока, использование ассоциаций. Именно эти приемы можно в полной мере реализовать на уроках географии. Предчтение решает важные, на мой взгляд, задачи: актуализация предшествующих знаний и опыта, мотивация обучающихся.
2. Текстовая работа с понятиями- изучающее и поисковое чтение.
«Чтение делает человека знающим, беседа- находчивым, а привычка записывать- точным»(Ф. Бэкон), используя этот постулат, обязательно на уроках учу детей составлять конспект в виде плана.
На первых этапах составляем его вместе.
Текстовая деятельность начинается с проблемных вопросов. Например, при изучении темы «Атмосферные осадки» я задаю следующие вопросы:
Почему идет дождь? Из всех ли облаков выпадают осадки?
Обучающиеся выдвигают гипотезы. Мы работаем с текстом параграфа и подтверждаем ее или опровергаем. Этот прием предоставляет каждому обучающемуся достигнуть определенного уровня географической культуры и географических знаний, необходимых для дальнейшей успешной жизни в обществе, в том числе для решения практических жизненных задач.
В зависимости от темы урока, сложности материала я использую такие приемы: чтение про себя с вопросами; чтение пометками: (+;-;?); приемы SMART, INSERT; создание карты осмысления и запоминания событий (это интеллект- карта, или план- конспект, или фишбоун). Графическая переработка текста позволяет обучающимся лучше усвоить и понять изучаемый материал.
3. Освоение текстового материала в разных ситуациях (рефлексия).
Освоение текстового материала в разных ситуациях (рефлексия) начинается с обсуждения о формах применения знаний сегодняшнего урока в личной жизни, областях социально- значимого знания. На этом этапе урока мы работаем с картами, схемами, видео- фрагментами, т.к. визуализация информации обогащает воспринимаемый материал. Яркие образы и впечатления надолго остаются в памяти обучающихся.
Если в начале урока дети затруднялись высказаться по теме урока, я возвращаюсь к этим затруднениям. Для чего я это делаю? Опираясь на ассоциации детей, я стараюсь развить память обучающихся. Структурными компонентами памяти выступают запоминание и забывание: эффект края (открыт Эббингаузеном). Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Поэтому, я считаю, очень важными элементами правильно организованное начало урока и рефлексия.
Применяя прием использования дополнительных текстов СМИ на уроках, я получил обратную связь, дети приносят интересные статьи и мы их обсуждаем. Начав с уроков географии, этот прием я перенес и на уроки биологии. Проблема заключается в том, что сегодня семьи не выписывают газеты, журналы, многие СМИ политизированы, в них мало содержится информации о природе, необычных явлениях природы. Не всегда хочется пользоваться информацией из Интернет, хочется показать детям, что источников информации много и работать с ними интересно, а полученные знания помогают реализоваться в жизни.
«Чтение – вот лучшее учение.» А.С. Пушкин










13PAGE 15


13PAGE 14115