Праздник В стране Фразеология

Праздник «В стране фразеология»

Зал, где проходит праздник, украшен листами ватмана с нарисованными на них разноцветными буквами.

На сцене разыгрывается инсценировка урока. Учителю и ученикам помогает все участники, располагающиеся в зале.
Учитель. Своеобразным заветом всем поколениям звучат известные слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

Ученик. Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.

Учитель. Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе - фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение Тогда отце намылил сыну голову.

Ученик. Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.

Ученица. Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.

Ученик, (ворчливо). И почему ты такая умная?!

Ученица. Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую(вырывает у него листок с рисунком). Учитель. Утихомирьтесь вы, горячие головы!

У ч е н и к. Да что вы, Елена Николаевна, у меня, например, голова совсем не горячая!

Учитель. Я вовсе не имею в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба - «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

Ученица. Ну, я-то человек с головой!

Ученик. Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска) А я-то, по-твоему, что без головы?

Ученица. Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

Ученик. Елена Николаевна! Помогите, я ее что-то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель. Тихо! Видно, придется внести в наш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не составляющие их отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.

Ученик. Мы вроде бы это проходили...

Ученица, (ехидно) Вроде бы! А меня не понял!

Ученик. Да я понял, но... не совсем, (обращается в зал.) Ребята! Помогите мне разобраться!

Учитель. Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам со своими знатоками.

Фразеология. Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?

Ученик. Что Вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут мирно живем, голов никому не ломаем!

Фразеология (к своим спутникам). Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке! Ничего, мы поможем. Какие у вас трудности?

Учитель. Вот Сережа никак не поймет некоторые выражения. Давайте поможем ему.

(Все участники праздника объясняют значения этих фразеологизмов) Человек с головой («умный, рассудительный человек») В голове ветер гуляет («легкомысленный, несерьезный человек») Ломать голову («решать трудную задачу»)

Ученик. Ну, я наголову разбит! Ученица. Постой, постой! Ты что сейчас сказал?

Ученик. Я сказал, что вы меня разбили наголову своими познаниями! А что?

Ученица. Просто удивительно, но ты сейчас сам использовал в речи фразеологизм! А говоришь - не понимаешь!

(Обращается к классу, залу) Ребята! А вы поняли, в чем он сейчас признался?

Ученики(из зала). В том, что ему нанесли полное поражение!

Ученик. Значит, не совсем пропащий человек. Я теперь внимательно объяснения Елены Николаевны слушать буду! И буду все знать, даже больше, чем Оля!

Ученица. Ну, это мы еще посмотрим!

Фразеология(в зал). Опять Сережа и Оля копья ломают.

Ученик, (в зал). Ребята! 808! Помогите!


·Учитель. Поможем ему?

Все. Да!

(Приглашаются знатоки фразеологии по 3 человека от класса.)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА

Учитель. Кто мог бы объяснить Сереже, что имела в виду госпожа Фразеология?

Сведения о происхождении фразеологических оборотов ребята могли извлечь из учебных пособий, с которыми они познакомились на уроках: Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка - 4-е изд.-М., 2001; Волина В. Почему так говорим: Занимательный фразеологический словарь.-М., 2001.

Фразеология. На уроках литературы вы изучили мифы Древней Греции и Библию. Из древнегреческих мифов и Священного писания вышло немало фразеологизмов. Проверим, все ли они вам понятны.

(Участникам игры надо заранее дать задание перечитать указанные мифы и отдельные из Священного писания.)

Конкурс 1. «Что это значит?»
Ученики должны дать объяснение значения фразеологизма. Участники тянут карточки с цифрами. Каждой тройке игроков достается по два фразеологизма.
Авгиевы конюшни. Кануть в Лету. Ахиллесова пята. Бочка Данаид. Земля обетованная. Вавилонское столпотворение. Геенна огненная.

Игра с залом (классом) «Принеси дополнительный балл команде». Ученикам предлагается объяснить значение фразеологизмов:
Всякой твари по паре. Глас вопиющего в пустыне. Хлеб насущный. Фома неверный. Блудный сын. Запретный плод. Золотой век. Манна небесная. Самовлюбленный Нарцисс. Яблоко раздора. Сизифов труд.

Конкурс 2. «Эти забавные животные»
Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животных мира. Объясните их значение.
Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Синяя птица.

Фразеология. Молодцы! Знаете много фразеологических оборотов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, - язык нашей с вами культуры. Пословицы и поговорки создавались на самые разные темы.

Конкурс 3. «Кто знает больше?»
Участники игры и их болельщики должны вспомнить и назвать как можно больше пословиц на темы:
1)Книга и чтение. 2) Знание, невежество. 3) Смелость, трусость. 4) Лень, нерадивость.

Конкурс 4. «Лучший оформитель книги фразеологизмов».
На конкурс представлены творческие работы детей, которые на уроках по теме «Фразеология» получали домашнее задание найти объяснение фразеологизму и «нарисовать» его. Лучшие работы детей собираются в альбом фразеологизмов, который представляется каждым классом. Жюри (учителя русского языка, изобразительного искусства, учащиеся старших классов) подводит итоги.

Ученик. Ну что же! Пора поставить точку!

Ученица. Грустно расставаться.

Учитель. Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи, любить свой родной язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею пользоваться.

Фразеология. Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.










15