РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Компанец Ольга Викторовна, учитель начальных классов
бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 86»,

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится сформированное «умение учиться» [4, с.6]. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию «универсальных учебных действий» (УУД), которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе, как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В этом отношении определенное значение приобретает вопрос об успешности овладения смысловым чтением. Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится умение работать с различными источниками информации[4].
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читателем смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий [1] наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном материале.
Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей. Важно развивать у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое чтение);
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);
критическое понимание информации.
Умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из текста. Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как: коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника; познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения; регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).
Как правило, в начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое [3]. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.
Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.
Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.
Задачей ознакомительного чтения является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.
Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: изложить сжато содержание; найти часть текста; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца); найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...; найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию; найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план) и т.д.
Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Целесообразно использовать прием самопостановки вопросов к тексту в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в непонятной информации.
При формировании навыков изучающего чтения учитель, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами. В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения части текста или текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, постановка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление ответов на поставленные вопросы. Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего, это тексты параграфов. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.
Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок текста, соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.), прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его, осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста.
Таким образом, процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.

Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Концепция универсальных учебных действий»
Климановой Л. Ф., В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 2 класс»
Кудряшова М.Г. Приемы изучающего чтения в работе с детьми. Журнал "Начальная школа»
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.