Коррекционно-развивающие занятия ( с применением арт – терапии для актуализации страхов, повышения уверенности, развития мелкой моторики, снижение тревожности)

Коррекционно-развивающие занятия
( с применением арт – терапии для актуализации страхов, повышения уверенности, развития мелкой моторики, снижение тревожности)

Цель занятий: снизить тревожность у детей.

Задачи:
научить выражать свои чувства и понимать чувства других;
научить владеть собой в определенных ситуациях;
совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния;
нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания;
формировать навыки общения, контроля своего поведения;
содействовать развитию творческих задатков.

Форма работы: групповая

Методы и техники, используемые на занятиях.
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности мышечных зажимов, тревожности, повышение уверенности в себе. Снижение страхов.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики. Снижение тревожности

Структура занятий :
Ритуал приветствия - 2 мин
Разминка - 10 мин
Коррекционно-развивающий этап - 20 мин
Подведение итогов 6 мин
Ритуал прощания - 2 мин


Диагностика:
Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"
Методика диагностики детских страхов (Захаров)
Тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности)
Тест "Страхи в домиках"
Тест " Кактус"
Тест "Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В.Амен. )

Занятие №1 «Я волшебник»
(коррекционно-развивающие занятие с изготовлением оберега)

Цель:
знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, ножницы, клей ПВА, клей «Дракон», простой карандаш, ручка, ленточки, кусочки ткани, салфетка с рисунком, рамка деревянная, пуговицы (разные и много), картон, салфетки без рисунка, гуашь, любая коробка с крышкой, бутылка с крышкой.

Ход занятий:
Ритуал приветствия

Разминка
Упражнение "Доброе утро"
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша Оляи т.д., можно проговорить или пропеть.
Упражнение "Конкурс боюсек". Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я.. этого не боюсь!"

Коррекционно-развивающий этап (изготовление оберега)
Игра "Сказочная шкатулка". Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят.
Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных волшебников, которые могут творить чудеса и начинают делать оберег.
волшебный рюкзачок (с запиской желаний),
волшебная лампа Аладдина (декупаж бутылки, шпагатом обкрутить, украсить ленточками написать и закупорить желание, проверить силу желания).
Изготовление «Дерева жизни» из пуговиц.
Изготовление письма с желаниями.
Сундучок желаний (коробку готовую украсить)
Изготовить коробочку и украсить

Подведение итогов
Упражнение "Волшебники". Один из детей превращается в главного волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывает кисти рук.

Упражнение – завершение «Аплодисменты по кругу».
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется, чтобы вы за это поаплодировали себе и своей группе.
- Напоминаю вам правила игры. Я начну хлопать в ладоши. Затем подойду к одному из участников группы, и буду аплодировать ему. Он, в свою очередь, должен выбрать следующего члена группы, подняться и, аплодируя, подойти к нему. Я тоже продолжаю аплодировать вместе с ним. Третий участник выбирает четвертого, которому мы аплодируем уже втроем и так далее, пока последнему участнику не будет аплодировать вся группа.
Игра закончится аплодисментами всей группы, и наши аплодисменты будут самыми сильными.


Ритуал прощания








Занятие №2 «Радуга настроения»
(коррекционно-развивающие занятие с изготовлением оберега)

Цель:
осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, ватман, маркеры, цветные бусинки (разных цветов- не менее 7), резинка, леска, диски б/у, семена (разные по цвету и структуре), клей «Дракон», бисер, проволока тонкая, иголки тонкие, нитки, ножницы.

Ход занятий:
Ритуал приветствия
Упражнение "Возьми и передай ". Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Разминка Упражнение "Превращения" Психолог предлагает детям:
нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
испугаться как заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
улыбнуться как кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
Упражнение "Закончи предложение".
Детям предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся.;
дети обычно боятся.;
мамы обычно боятся.;
папы обычно боятся.

Коррекционно-развивающий этап (изготовление оберега)
Изготовление оберега на тему "Радуга настроения".
Далее дети изготавливают оберег
Бусы, браслет из цветных бусинок
На диске наклеить семена (разные по цвету и структуре) придумав свой узор.

Подведение итогов
После выполнения оберега дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Ритуал прощания






















Занятие №3 «Цветик - семицветик»
(коррекционно-развивающие занятие с изготовлением оберега)

Цель:
осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов;
освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман с солнышком, клей «Дракон», ленты разного цвета ( не менее 7 цветов), картон, ножницы, простой карандаш, свеча, спички, булавка, ткань на средину цветка, шаблоны лепестка цветка и шаблон середины цветка.

Ход занятий:
Ритуал приветствия

Разминка
Упражнение "Злые и добрые кошки". Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
Игра "Комплименты". Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: "Мне нравится в тебе.". Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо, мне очень приятно!" Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

Коррекционно-развивающий этап (изготовление оберега) .
Дети изготавливают оберег
Брошь, заколка, брелок в виде цветка из атласных лен разного цвета на булавке или тесёмке.

4. Подведение итогов
Игра "На что похоже моё настроение?" Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение.
Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".
Упражнение "В лучах солнышка". Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии (имена) детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.

Ритуал прощания
Упражнение «Цветок чувств»
- На нашем занятии вы испытали много разных чувств, эмоций. Сейчас вы возьмете по одному лепестку того цвета, которому более всего соответствуют ваши чувства. Затем каждый по очереди назовет свои чувства и положит лепесток в центр круга.
Таким образом, мы сможем увидеть цветок чувств вашей группы.

Упражнение "Солнце в ладошке". Психолог зачитывает стихотворение, затем дети дарят подарки (цветочки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром !
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил.



Занятие №4 «Сказочная страна Зодиака»
(коррекционно-развивающие занятие с изготовлением оберега)

Цель:
раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
людей в современных быстроменяющихся условиях.

Материалы к занятию:
магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования, ткань, б/у диски, рисунки со знаками Зодиака, образцы оберегов, клей «Дракон», нитки, иголка, ножницы, картон, глина, гуашь, кисточки, веревочки или тесьма.


Ход занятий:
Ритуал приветствия
Разминка
Упражнение "Узнай по голосу"
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Коррекционно-развивающий этап (изготовление оберега)
Дети изготавливают оберег
Амулет (из диска вырезанные фигурки своего знака зодиака)
Кулон, брелок для ключей, телефона
Чехол для телефона, для ключей
Косметичка
Рамка для фото из нарезанных дисков
Из глины амулет или подвеску

Подведение итогов
Игра «Скульптура» изготавливают скульптуру зверей для развития умения владеть мышцами лица , рук, ног и т.д., снижению мышечного напряжения.
Дети разбиваются на пары. Один из них скульптор, другой скульптура. По заданию взрослого (или ведущего ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
ребенка, который ничего не боится;
ребенка, который всем доволен;
ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую нет
Игра «Море волнуется – раз.»
Выполняют повадки своих зверей.

5. Ритуал прощания

Занятие №5 «Моя семья - моя крепость»
(коррекционно- развивающие занятие с изготовлением оберега)

Цель:
развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
людей в современных быстроменяющихся условиях

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман, маркеры, мешковина, нитки иголка, ленточки ткань, синтепон, ножницы, простой карандаш, линейка, клей ПВА, клей «Дракон», образцы оберегов, лекала, нитки толстые, крупы, глина, тесемка, деревянная ложка или лопатка, маленькие куклы или игрушки.
Ход занятий:
Ритуал приветствия

Разминка
Упражнение "За что меня любит мамапапасестраи т. д."
Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

Игра «Покатай куклу», игра способствует снятию зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка .
Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях) затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

Коррекционно-развивающий этап (изготовление оберега)
Упражнение "Неопределённые фигуры". Психолог на листе ватмана рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.
Психолог рассказывает, как можно этих существ победить и отпугнуть.
Начинают изготавливать оберег.
Кукла – оберег ( для крепкого сна)
Кукла- Берегиня
Кукла –исполения желаний
Мешочек с травами, с крупами
Мешочек – оберег
Куклы-мотанки
Куклы- ангелочки
Подкова на счастье (глина, тесто, картон)
Деревянная ложка или лопатка, украшаем украинскими мотивами - элементами

Подведение итогов

Ритуал прощания





















































































































































































































































13PAGE 15


13PAGE 146515




 k27 (1)image_5281931 (1)иток 03
·
·
·