КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ «НАША РЕСПУБЛИКА В ГОДИНУ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ,ЧИСТОПОЛЬСКИЕ СТРАНИЦЫ ЛИРИКИ М.И.ИСАКОВСКОГО И А.СУРКОВА»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия №2»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
«НАША РЕСПУБЛИКА В ГОДИНУ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ,ЧИСТОПОЛЬСКИЕ СТРАНИЦЫ ЛИРИКИ М.И.ИСАКОВСКОГО И А.СУРКОВА»
Учитель русского языка и литературы А.Н.Гаранина
Задача урока
Содействовать приобщению школьников к изучению литературных произведений, созданных в родном крае.
Формирование устойчивого интереса у учащихся к богатейшему культурному наследию.
Содействовать развитию навыков и умений исследовательской работы.
Пробудить у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, содействовать воспитанию национального самосознания, гордости за свой народ, любви к родному краю.
Оборудование: ИКТ, книга «Чистопольские страницы», стихи М.Исаковского и А. Суркова, «Марш Красной Армии» С.Сайдашева, Песня «Землянка» ( слова А Суркова, музыка Листова), картина X. Якупова «Перед приговором».
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний урок литературы мне хочется начать поэтическими строками вашего одноклассника-Белоусова Никиты. Он прочитает стихотворение «Война»
Чтение стихотворения «Война».
Сорок первый год- начало войны.
Сколько бед и смертей,
Сколько слез и потерь
Свалилось на плечи русских людей.
Сколько старых и молодых
Не вернулись в родные края.
Сколько близких людей и родных
Потеряла каждая семья.
Нам нельзя войну забыть,
Счастье- это в мире жить!
Учитель. Как вы уже поняли, тема нашего урока связана с Великой Отечественной войной. ( Определение темы урока, задач урока).
Война прошла через судьбы многих народов. Тяжелым бременем легли 1418 огненных дней и ночей битвы с фашизмом и на плечи жителей нашей республики. Более 560000 жителей Татарстана ушли на поля сражений, свыше 300000 не вернулись домой.
В годы войны деятели литературы и искусства встали в один строй с защитниками Родины. Воодушевляли и поднимали на яростный бой с врагом разящие стихотворные строки, яркие образы художественной прозы, патриотические песни, картины и фильмы. Сколько сил, мужества и стремление победить врага вселяли в наших бойцов звуки «Марша Красной Армии», созданного татарским композитором Салихом Сайдашевым.
( Звучит отрывок из «Марша Красной Армии»)
На весь мир прозвучало имя поэта Мусы Джалиля, ставшего символом героизма и верности своему народу. Народный художник Татарстана Харис Якупов по совету композитора Н. Жиганова создает большое полотно о М. Джалиле «Перед приговором».
( На экране проецируется картина)
Вопросы учащимся:
Сумел ли X.Якупов передать героизм, верность своему народу М. Джалиля? Не стояли в стороне поэты и писатели. Силой художественного слова воздействовали они и на тех, кто был на фронте, и кто трудился в тылу. Судьба многих писателей неразрывно связана с нашим городом.
В годы войны наш небольшой город приютил писателей и членов их семей, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, Белоруссии и Украины. Некоторые из эвакуированных писателей жили в городе на Каме почти полных два года., приезжали на побывку и фронтовики- кто в короткий отпуск к семье ( А.Т.Твардовский), кто в творческую командировку для написания произведения, кто в отпуск по ранению. О жизни и творческой деятельности эвакуированных писателей рассказывает удивительная книга «Чистопольские страницы». В нее вошли стихи , рассказы, дневники, воспоминания. При подготовке к нашему уроку группы учащихся познакомилась с отрывками из книги, о чем хотят сегодня рассказать.
Ученик. С осени 1941 года до лета 1943 года в Чистополе жили и работали более 100 российских писателей. Штабом Союза советских писателей был Дом Учителя, в котором еженедельно проходили собрания, творческие встречи, концерты. Писатели посещали городскую библиотеку, кинотеатр «Темп» ( ныне здание банка «Девон-кредит»), смотрели спектакли в драматическом театре ( ныне здание Сбербанка), часто собирались в гостеприимной семье врача Д.Д. Авдеева ( К.Маркса, 76).В.Д. Авдеев фотографировал писателей- посетителей дома его отца, а с семи человек написал маслом портреты большого формата. Перед вами фотографии писателей военных лет, хранящиеся в архивах горожан.
Ученик. Из воспоминаний писателей известно, что жизнь была трудная, голодная и холодная, особенно страдали дети, непрерывно болевшие от недоедания, а зимой и от пронизывающей стужи чистопольских жестоких ветров. Но необходимо было заботиться о детях, о больных писателях, о тех, у кого война унесла близких. Надо было держать связь с Москвой, и работать, работать.
Ученик. Как бы ни было трудно, нужно было привыкать к условиям камского города. Приходилось жить в домах без удобств, в тесноте,
холоде, самим заниматься заготовкой дров на зиму, принимать участие в сельскохозяйственных работах.
Ученик. Известно, как по вдохновению косил траву К. Паустовский, собирал картофель Асеев, как вытаскивал из подо льда Камы бревна Б.Пастернак вместе с другими .Учитель. Но главное, что они создавали свои произведения.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с творчеством поэтов М.
Исаковского и А. Суркова.
Михаил Исаковский жил в нашем городе с августа 1941 года по май 1943 года в доме по улице Л. Толстого, д. 164. Его лирика военных лет оказывала большое действие на народ: солдат, партизан, рабочих. Достигалось это взволнованностью чувств поэта- песенника, глубокими переживаниями за исход битвы с фашизмом. Многие читатели-воины и читатели в тылу уверенно считали, что поэт находится на фронте, черпает в боевой обстановке настроения и сюжеты. Обратимся к книге «Чистопольские страницы».
Ученик.
Михаил Васильевич писал: « Я благодарен городу Чистополю за то, что в суровые годы ..он приютил меня, дал мне кров и хлеб...Я написал довольно большое количество произведений, которые получили потом весьма широкое распространение как на фронте, так и в тылу. ( « В прифронтовом лесу», «Огонек» и другие).
Учитель. Стихотворение М.В. Исаковского “Зима в Чистополе” переносит нас в суровую военную пору, дает представление о нелегком быте, неожиданных, редких и поэтому особо ценимых радостях, о поэтическом труде и тяжелых думах.
Чтение стихотворения «Зима в Чистополе»
Беседа по вопросам:
1 .Какое настроение возникает у вас после прочтения данного стихотворения? (Автор спокойно рассказывает о трудностях быта, не драматизирует их. Кое-где даже слышатся иронические нотки: “картошка в вицмундире”, “курю какой-то невозможный мох”, “хожу на рынок в очередь за медом, но никогда его не достаю”, “пью за ваше и свое здоровье, но, к сожаленью, только кипяток” – все это свидетельствует о готовности превозмочь все трудности, вынести испытания.)
2.О каких бытовых реалиях жизни мы узнаем из стихотворения?
(Жизнь поэта невеселая: “стоят морозы – нашим не под стать”, в комнате холодно, озябли руки, чтобы писать, приходится отогревать их у печки. Нужно самому таскать дрова, топить печь, заботиться о продуктах, ходить на рынок, стоять в очередях. Пища самая простая: “варю и ем картошку”, “курю какой-то невозможный мох”..)3.Какаядума не дает покоя поэту?
4.Найдитестроки, в которых говорится о трудной жизни М.Исаковского в Чистополе.
5.Как настроение стихотворения перекликается с природными явлениями?
Поэта поддерживает вера в победу, поэтому он не “безутешен”. Он мечтает о времени, “когда под мирной кровлей вновь соберется тесный… кружок” близких и дорогих ему людей, разбросанных войной.
Учитель. 13 октября 2014 года исполнилось 115 лет со дня рождения Алексея Александровича Суркова. Он был на фронте с лета 1941 года Это была его четвертая война. У Алексея Александровича Суркова мы можем найти немало стихов и писем, связанных с Чистополем. Среди них «Землянка».
Что вам известно об истории создания этой песни?
Ответы учащихся:
-Алексей Александрович и не подозревал, что его стихи станут песней. Как- то композитор Листов попросил у Суркова какие-нибудь стихи для песни. «Не писал я для песни». Потом подумал и вспомнил: «Разве это- «Письмо жене». Листову слова понравились, и через несколько дней песня была готова. Слова А.Суркова стали талисманом товарищам по перу и боям. Они переписывались от руки. «Землянка» стала быстро распространяться по фронту.
Учитель.В подмосковной деревне Кашино есть памятник песне «В землянке» . Скромный плакат: "На этом месте  находилась землянка, в которой поэт Алексей Сурков написал  стихотворение,  ставшее впоследствии любимой миллионами советских людей песней». Она родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного фронтового дня под Истрой. Под впечатлением пережитого за этот день А.Сурков написал письмо жене. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые он не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... Стихи "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву композитор Константин Листов. Листов пробежал глазами по строчкам стихотворения и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, и под гитару спел свою новую песню, назвав ее "В землянке". Она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.
( Звучит отрывок из песни «Землянка»)
В чем секрет ее популярности? Чем привлекают слушателя и читателя шестнадцать стихотворных строк, написанные поэтом Алексеем Сурковым в далеком сорок первом?
Работа с текстом стихотворения:
От какого лица ведется повествование?
Каким вы представляете лирического героя стихотворения?
Опишите место и время действия.
Какие чувства и переживания переданы автором?
Что оказывается способным победить холод снегов, расстояние и разлуку?
О чем это стихотворение?
Написанное в трагическом сорок первом году, когда враг стоял на подступах к Москве, это стихотворение о “негасимой любви” солдата к той, “до которой дойти нелегко”, ради встречи с которой он и идет в бой. Простые искренние слова,
Учитель.Из воспоминаний С.А. Кревс:
“Я никогда не спрашивала его обо всем… Немцы приехали внезапно, наши отступали из штаба бегом. Алеша стал задыхаться, снега было по пояс. Только снег, замерзшая речка, кусты и больше ничего, никаких укрытий. Если бы не два паренька, помогавшие ему уйти, он бы не выбрался. Танки разнесли в щепки здание штаба, а Алеша со своими уже были за рекой, спаслись. И потом где-то в деревне, где они ночевали, он написал мне письмо…”
Учитель. Многие произведения написаны Алексеев Сурковым в течение 1941-1943 годов и адресованы жене Софье Антоновне, жившей тогда в эвакуации в Чистополе. К своей семье поэт приезжал с фронта несколько раз.
Восхищают поразительные по своей силе и искренности строки А.Суркова о любви. В огне сражений рождались его стихи , обращенные к любимой.
Чтение стихотворения «Знаю, ты тоскуешь, дорогая,,»Беседа по вопросам:
1 .В какой форме написано стихотворение?
2. Что помогает поэту надеется на лучшее?
3.Определите, какой рифмой написано стихотворение?
4.Сравните настроение стихотворений М.Исаковского и А.Суркова.
Учитель. Готовясь к сегодняшнему уроку, многие из вас работали с книгой «Чистопольские страницы», выписали понравившиеся воспоминания, строки из стихов поэтов. Познакомьте нас с ними, (выступление учащихся)
Учитель. Русская литература периода Великой Отечественной войны опровергла утверждение «когда говорят пушки, музы молчат» Нет, музы не молчали.
А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит- и уже
Ни зла, ни страха нету.
В нее стреляет пулемет,
Ее сечет граната.
И песня -влет. И все поет.
И все ведет солдата.
Она ведет. Она поет.
Она, как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет.

Летит снарядов туча.
В нее стреляют сто полков...
Висит разрывов проседь..Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
Учитель. Вот закрыта книга «Чистопольские страницы», но мы с вами еще не раз будем к ней обращаться, читать и перечитывать волшебные строки. Ведь в нашем городе на базе МБОУ «Гимназия №3» открыт музей книги, «Чистопольские страницы». На открытии музея Г.С. Муханов, Генеральный директор Национального музея Республики Татарстан, автор- составитель книги, сказал: « Самое светлое впечатление об открытии нового музея одной книги, оригинального по названию, а самое главное- по сути, содержанию экспозиционного материала. Здесь солнечно и уютно- учиться познавать свой край и литературу. Любить литературу и свой край будет учить музей».
Эти слова адресованы и вам- изучайте свой край, литературу, любите их и гордитесь, что вы- ЧИСТОПОЛЬЦЫ! Я думаю, что каждый из вас , ребята, гордится и тем, что теперь у нас функционирует Чистопольский государственный историко- архитектурный и литературный музей-заповедник. А это значит, что у нас еще больше возможности изучать литературное, историческое и культурное наследие своего края.
Домашнее задание:
1 .Составить интервью на тему «Мой разговор с участником войны».
Выучить стихотворение, подготовить устное выступление об авторе стихотворения.
Используемая литература.
1.Исаковский М. «Новые стихи».Советский писатель, 1942.
2.Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Москва «Советская Россия», 1983.
3..И.Скгайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 5-7 классах с учетом национально-регионального компонента. -Казань: РИЦ «Школа»,2007
4.Чистопольские страницы. Сборник. Казань: Татарское книжное издательство, 1987.