Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Вышла Маша погулять, чтоб со снегом поиграть


Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Вышла Маша погулять, чтоб со снегом поиграть».
Программное содержание: 1. Развивать умение рассматривать куклу, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ.
2. Составлять рассказ по образцу.
3. Подбирать заместители по рассказу и использовать их по ходу рассказа. Формировать умение слушать рассказ и желание рассказывать его.
Словарь: зима, прокатились, санки. Активный: снежная горка, пальто, клетчатая, меховая. Пассивный: зимняя, теплая, шерстяные, полоски.
Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, описание игрушек, дидактические игры.
Материал: кукла, санки. На каждого ребенка по игровому полю. Комплект геометрических фигур.
Ход занятия:
Дети входят в группу, садятся. Воспитатель загадывает загадку:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила».
(Зима)
Раздается стук в дверь.
- Ребята кто-то пришел к нам? Кто же это? (Внести куклу в зимней одежде с санками). Кукла здоровается с ребятами. Ее зовут Маша. (Воспитатель обращает внимание, какая она красивая, нарядная, веселая (дети повторяют)).
- Давайте рассмотрим, как она одета. (рассматривают, рассказывают)
Кукла Маша одета в пальто.
- Какое пальто? (теплое, зимнее, новое, красивое, нарядное, красное в черную клеточку).
- Как по-другому можно сказать? (клетчатое, пальто расшитое черным мехом).
- Что еще одето на Маше? (ответы детей)
- Какая шапка? (теплая, зимняя меховая)
- Еще у куклы теплые, зимние сапожки.
- А кто мне расскажет какие штанишки у Маши? (ответы детей)
- Что еще Маша одела, чтобы не замерзнуть? (ответы детей) Правильно шарф, варежки. Они зеленые, связанные из шерсти, очень теплые.
- Молодцы! Очень хорошо рассказали, как одета Маша. Ребята, а зачем Маша так тепло оделась? (ответы детей) Потому что зима, холодно, мороз.
- Ну и что –что мороз, а у нас в группе тепло. Она собралась на прогулку.
«Ночью выпал снег, снег, снег
Я оделась раньше всех,
Я санки качу,
Я гулять хочу!»
- Машенька, ты пошла гулять? (дети задают вопрос)
- Да, только я не знаю, что я там делать буду зимой?
- Давайте ребята, подскажем Маше, чем можно заняться на прогулке зимой? (дети перечисляют: дорожки расчищать, бегать, прыгать, кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика, кормить птиц, делать домики и т.д.)
- Молодцы! Вот сколько назвали много разных дел. Нужно двигаться, а то замерзнешь. Не зря говорится «Мороз не велик, а стоять не велит». Давайте повторим все вместе для Маши поговорку. (повторяют)
- Я смотрю, ты санки взяла с собой на прогулку. Вот мы с ребятами расскажем тебе, чем ты можешь заняться.
- Послушайте внимательно все мой рассказ. (Даю образец рассказа)
«Наступила зима. Захотелось Маше погулять. Вышла она на улицу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Взяла она санки и стала кататься с горки. Ух, как весело зимой!»
- И ребята хотят рассказать тебе Маша, послушай внимательно. (3-4 ребенка пересказывают рассказ по образцу).
Ребята, а давайте поможем Маше согреться! (Предлагаю физкультминутку)
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети, ручки, ручки –потирают, ручки, ручки-согревают.
Не замерзнут ручки-крошки, мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко. Вот как топать мы умеем, вот как ножки мы согреем.
- А теперь ребята, поиграем. Садитесь за столы, где у вас лежат игровые поля и разные фигуры. Слушайте внимательно. Давайте мы с вами договоримся, какой фигурой обозначим Машу? (ответы детей) Красным кружком. Почему? Потому что у Маши красное пальто. А снег? Белый овал.
На участке растет елочка. Как вы думаете какой фигурой мы ее обозначим? Правильно, зеленым треугольником, а санки какой фигурой обозначим? Синий прямоугольник, договорились. Я буду рассказывать , а вы будете мне помогать и играть. (Дети рассказывают вместе с воспитателем, повторяют, дополняют, обыгрывают) Образец рассказа:
«Зима. Кругом лежит белый пушистый снег. Захотелось Маше погулять. Вышла, а там снежная горка, елочка растет. Взяла она санки и пошла на горку. Села в санки и покатилась с горки вниз. Понравилось. Решила еще раз прокатиться. (По ходу читаем стихотворение)
«На дворе белым-бело.
Много снега намело.
Маша рада снегу.
Ух, как с горки съеду!»
Докатились санки до елочки. Встала Маша и поставила санки около елочки. (инд. работа) А сама решила снежного колобка слепить. Получился красивый, снежный колобок. Захотелось Маше прокатиться с горки вместе с колобком. Сели и поехали. Как весело зимой!
Понравилось вам играть? А теперь все фигурки складываем в тарелочку. Подойдите ко мне! Давайте скажем Маше спасибо и попрощаемся с ней!