Факультативное занятие «Азбука Берегоши» в 4 классе «Понятие об энергии. Энергоресурсы. Способы экономии энергии»


Факультативные занятия по энергосбережению актуальны на первой ступени общего среднего образования, дети в игровой форме активно усваивают на них не только новую информацию, но и элементарные приемы, позволяющие в повседневной жизни экономно относиться к энергоресурсам. Очень важно чтобы эти знания подкреплялись умениями, а те в свою очередь переросли в устойчивые навыки.
На предложенном занятии учитель не только преподносит познавательную информацию, но и нацеливает детей на использование полученных знаний в быту. Результатом данного занятия было установление в учебных кабинетах школы зеленых коробок для постоянного сбора макулатуры, выход с инициативой на руководителя учреждения об установке на территории школы желтого и зеленого контейнеров для раздельного сбора мусора (бумаги и пластика).
Родители учащихся получили от детей полезную информацию о маркировке электроприборов, вместе осмотрели домашнюю технику, некоторые рассказали о домашних «зеленых коробках».
ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ
«АЗБУКА БЕРЕГОШИ»
Тема: «Понятие об энергии. Энергоресурсы. Способы экономии энергии» (Слайд 1)
Цель: создание условий для воспитания у учащихся элементарных знаний и навыков появления и бережного использования энергии в жизни человека.
Задачи:
познакомить учащихся с элементарными методами, способами, приемами и средствами энергосбережения и экономии;
способствовать получению учащимися объективной, соответствующей их возрасту, информации об энергии и энергетических процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов;
воспитывать у учащихся гражданскую позицию и психологическую настроенность на рациональное и экономное использование электроэнергии.
Основные методы: исследовательский, деятельностный, групповой, игровой, практический.
Приемы: словесные, наглядные, практические; установление причинно-следственных связей, обобщение, мотивация, рефлексия.
Технологии: игровая, развивающего обучения.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки с задачами, «Волшебные лампочки», памятки «Способы энергосбережения»
Материалы: эбонитовая палочка, мех, кусочки бумаги, стеклянная палочка, газета, цветные карандашиОжидаемый результат:
к концу занятия учащиеся должны:
знать, что такое энергия и энергосбережение;
для чего необходима энергия;
об электрическом токе и его роли в жизни человека;
об экологических проблемах современности;
уметь применять изученные правила эффективного использования энергоресурсов.
Контингент участников:
учащиеся 4 класса.

Используемая литература:
1. Байдукова, Г. Г. Энергосбережение в начальной школе / Г. Г.Байдукова // АіВ: Праблемы выхавання. — 2010. — № 3. — С. 63-64.
2. Галузо, И. В. Учимся экономии и бережливости / И. В. Галузо //Пачатковая школа. — 2008. — №12. — C. 54-56.
3. Жилич, Н. А. Экономим вместе! : [работа в начальной школе поэкономии и бережливости] / Н. А. Жилич // Пачатковая школа. — 2011. —№ 8. — C. 57-61.
4 Литвинчук, М. В. Электричество — Светлое Величество : занятие по факультативному курсу ― Азбука Берегоши в 4 классе в форме ток-шоу / М. В. Литвинчук // Пачатковая школа.— 2012. — № 9. — С. 68-70.
5. Штангей, И. В. Сберечь энергию для будущего : [внеклассное мероприятие по энергосбережению] / И. В. Штангей // АіВ: Экалогія. —2009. — № 7. — С. 17-19.
6. Шарманова, О. У. Научно-практический центр поэнергосбережению : [повышение уровня компетентности учащихся в решении проблем экологии и энергосбережения] / О. У. Шарманова //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. — 2011. — № 10. — С.71-72.

Ход занятия
1.Организационный момент.
1.1. Психологическая подготовка к занятию.
Вместе не скучно,
Вместе не тесно,
Вместе всегда и везде интересно.
Игра «Веселый стульчик» (Слайд 2)
Я предлагаю начать наше занятие с игры «Веселый стульчик».
Вы сидите на стульчиках. Уберем один стульчик. Как только заиграет музыка, вы встаете со своего стула и ходите, бегаете по кабинету. Как только музыка останавливается, вы должны занять чужой стул. Кто не успеет – выходит из игры. (Потом можно убрать 2 стула, 3 стула и т.д.) (Ученики под музыку выполняют задание).
1.2. Проблемная ситуация.
За счет чего вы так активно двигались? (За счет энергии.) (Слайд3)
Посмотрите внимательно на экран и скажите, что заставляет работать эти предметы? (Энергия)
Энергия-это удивительное явление. Ею пропитан наш мир. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях, растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озёрах. Энергия поднимает в космос ракеты, движет автомобилями, кораблями и самолётами, зажигает миллионы огней больших городов. Энергия дает нам свет, тепло, приводит в действие разные электрические приборы, которые делают жизнь человека легче.
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Как вы себе представляете энергию? ( Энергия представляется чем-то светлым - ярким- лучисто- солнечным.)(Слайд 4)
А откуда берется энергия? (Её вырабатывают.)
Неограниченное количество энергии нам дает Солнце. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд. кВт/ч солнечной энергии.
Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде дров, торфа, угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало на все наши затраты.
Известно, что запасы торфа, дров и нефти не бесконечны.
Давайте представим, что наш дом остался без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Зимой будет холодно, ни один электрический прибор не будет работать, в доме будет темно, не будет теплой воды.)
Как вы думаете, где производят электрическую энергию? (На электростанциях)
Нужную всем нам электрическую энергию производят на электростанциях. А из чего её вырабатывают? (Из полезных ископаемых: нефть, торф, уголь.)
Сердцем любой электростанции является генератор – устройство, которое преобразует энергию вращения турбины в электрическую.
Электростанции бывают разные: (Слайд 6)
тепловые (ТЭЦ),
гидроэлектрические (ГЭС), (Слайд 6)
атомные (АЭС),
ветроэлектростанции, (Слайд 7)
геотермальные,
солнечные и др. (Слайд 8.)
Я не зря вам показала видео про тепловую электростанцию, ведь вы должны знать, что Гомельская ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 – является крупнейшими источниками энергообеспечения Гомельской области, а соответственно и нашего района в том числе.
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов, истощениями полезных ископаемых, а так же загрязнением воздуха. Это очень серьезная проблема. Ведь ТЭС мощностью 2,4 млн. кВт выбрасывает в сутки 680 т СO2  (углекислого газа), что ведет за собой негативные последствия, в том числе усиление «парникового эффекта»). Парниковый эффект– это (Слайд 9.)
Но практически из любой проблемы можно найти выход. Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию и подскажут нам как правильно и эффективно использовать энергоресурсы.
Вдаль, к деревням, к городамОно идет по проводам,Светлое величество!Это … (Электричество).(Слайд 10)
Как вы понимаете слово «электричество»? (Электрический ток идет по проводам и заставляет электрические приборы работать.)
Днём и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, животноводческой ферме, в поезде, на телефонной станции, в наших домах и квартирах.
Рубрика «Из страниц истории».
Первое электрическое явление, на которое обратили внимание люди еще в V веке до нашей эры, состояло в том, что потертый мехом или шерстью кусок янтаря обладает возможностью притягивать к себе лёгкие предметы: пылинки, волоски, тонкие нити. Янтарь по-гречески – электрон. Отсюда и слово «электричество».
Давайте посмотрим, как возникает электричество.
2.1. Проведение опыта.
Последовательность действий:
Эбонитовой палочкой прикоснемся к маленьким кусочкам бумаги, лежащим на столе, и поднимем палочку - бумажные кусочки останутся лежать на столе. Это свидетельствует о том, что между предметами никакого взаимодействия не происходит.
Потрем эбонитовую палочку о мех  и поднесем к тем же кусочкам бумаги – они подскочили и прилипли к палочке, а спустя некоторое время, упали.
Затем повторяем опыт, приблизив к бумажкам стеклянную палочку, потерев ее газетой. Бумажки интенсивно притягиваются к палочке.
Вывод: в результате соприкосновения и трения о мех эбонитовая палочка наэлектризовалась. Это выражалось, в том, что она стала притягивать к себе легкие тела. Наблюдаемое явление и есть электризация тел. При электризации тела приобретают маленький электрический заряд.
Электричество, тихое и незаметное, живёт повсюду, в самых неожиданных местах. Например, когда человек снимает шерстяную или синтетическую одежду, оно трётся о тело, в этот момент может образоваться электричество. Тогда слышится треск, и могут лететь искры.
Когда мы расчесываем волосы деревянной или пластмассовой расчёской, тоже могут лететь искры, так как волосы электризуются.
Рубрика «Это интересно знать» (Слайд 11)
Способность вырабатывать электрический ток есть у некоторых рыб: электрического ската, электрического угря, нильской щуки и сома. У них в организме есть специальные клетки, которые умеют «заряжаться» (накапливать электрический заряд как батарейки). Рыбы используют эту свою особенность для защиты от хищников.
Где еще, используется электроэнергия? (Освещение улиц, светящиеся рекламные щиты и др.)
Для чего нужно экономить электроэнергию? ( Так как, энергия получается в результате сжигания огромного количества топливных ресурсов, следовательно, их становится меньше. При сжигании угля, нефти, природного газа - в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, что ведет за собой усиление действия «парникового эффекта», а это, в свою очередь может привести к экологической катастрофе. Ну и, конечно же, экономя дома электроэнергию - мы экономим деньги родителей.)А знаете ли вы, что энергосбережение – это важная задача государства по сохранению природных ресурсов. (Слайд 12)
Как вы понимаете слово энергосбережение? (Экономно использовать энергию.)
2.2. Словарная работа.
Какие слова образуют это слово? (Энергия сбережение).
Давайте в отдельности дадим определение данным словам. Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Сбережение – главный источник богатства. Значит, энергосбережение – малое потребление энергии.
Сегодня электростанции работают с полной нагрузкой, особенно напряжённо – в осенне-зимний период года в часы наибольшего потребления электроэнергии: с 8.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00. И в это напряжённое время где-то столь необходимые для производства киловатт-часы тратятся напрасно. В пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров. Установлено, что 15-20% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за не бережливости.
А как нам поступить, чтобы сберечь электроэнергию? (Меньше смотреть телевизор, играть в компьютер, отключать электрические приборы из розетки, когда нет никого дома.)
Физкультминутка 
Этап применения знаний и способов действий.
3.1. Тест «Да- нет» (Отвечая на вопросы, учащиеся используют один ответ: да, либо нет.)
1.Всегда ли вы выполняете простое правило «Уходя, гасите свет!»
2.В вашем доме перешли с ламп накаливания на энергосберегающие?
3.Следите ли вы за чистотой флаконов и окон в доме?
4.Отключаете ли вы не нужные электроприборы из розетки, уходя из дома?
5. Приобретая новую бытовую технику, учитываете ли вы ее класс энергетической эффективности?
6. Можешь ли ты внести свой вклад в экономию электроэнергии у себя дома?
Ребята, а сейчас я вас попрошу пересесть: у кого все ответы на тест «да» - в одну группу «Берегоши», у кого есть - хотя бы один ответ «нет» - во вторую группу «Экоши», и кого все ответы «нет»- в третью группу «Транжиры».
Таким образом, у нас получилось только две группы, я очень рада, что у нас в классе нет «транжир».
Работав группах. Разноуровневая работа. (Слайд 13)
1 группа «Берегоши»
Тема группы: «Энергоэффективная бытовая техника»
Задачи группы: прочитайте текст, расскажите о главном, предложите, где и как мы можем использовать данную информацию, д/з проверить наличие данной маркировки на домашних электроприборах.
Текст для изучения:
На каждом бытовом электрическом приборе: холодильнике, стиральной машине, утюге есть специальный знак, который показывает его уровень энергопотребления. Такая маркировка называется «шкалой энергоэффективности».
Самые экономные приборы обозначаются буквой A, а далее по убыванию — В, С, D, Е, F, G.
Одновременно может использоваться и цветовая шкала, на ней высший класс эффективности энергопотребления «А» обозначается зеленым цветом, низший – класс «G» - ярко-красным.
Новая техника характеризуется высоким классом энергопотребления электрических приборов, а тем самым уменьшает расход электричество, которое она тратит в процессе пользования, а так же уменьшая тем самым наши расходы на электричество.
Тема группы: «Раздельный сбор отходов и их утилизация»
Задача группы: прочитайте текст, расскажите, как у вас дома собирают мусор, предложите, где и как мы можем использовать данную информацию.
Текст для изучения:
Проблема сбора и утилизации мусора – одна из самых острых на сегодня.
Раздельный сбор отходов - это сбор различных видов мусора по отдельности (в зависимости от материала: бумага, пластик, стекло, металл), в разные контейнеры, специально предназначенные для данной цели.
Что мы сдаём на переработку?
пластиковые бутылки
жестяные и алюминиевые банки
бумагу и картон. Учащиеся знают, что, собрав бумагу, картон, они помогут сохранить лес.
стеклянные банки и бутылки
Так что  ничего особо обременительного в раздельном сборе на самом деле нет. Это просто дело ПРИВЫЧКИ.
Возможно, в скором времени все контейнеры, стоящие возле жилых домов, будут наполняться правильно, люди не будут выбрасывать в общие баки пластиковые бутылки и бумагу, а станут грамотно сортировать материальные ресурсы, которые в будущем превратятся в нужные вещи для быта и комфорта.
Цвет контейнера для мусора Предметы наполнения контейнеров
Зеленый Бумага
Синий Стекло
Красный (сетчатый) Обычный мусор
Желтый Пластик
Выступление групп.
Выступление группы «Берегоши»
Рассказать родителям о значении класса энергопотребления и маркировки бытовой техники.
Выступление группы «Экоши»
Предложить родителям и знакомым, раздельный сбор макулатуры, пластика, стекла. (Слайд 14)
Ребята, я надеюсь, вы знаете, что батарейки и энергосберегающие лампочки ни в один из контейнеров не выбрасываются. Их принимают в отдельных магазинах, базах и других приёмных пунктах, так как в них содержатся вредные вещества, которые требуют специальной утилизации.
4. Этап закрепление изученного материала.
«Важно экономить электроэнергию при освещении. Для освещения целой комнаты хорошо бы установить энергоэффективную лампу. Такие лампы полезно использовать в тех светильниках, которые работают продолжительное время. Над рабочим столом удобна люминесцентная лампа, её ещё называют лампой дневного света. Обычная лампа накаливания больше греет, чем светит, и поэтому много электроэнергии уходит впустую. Зато энергоэффективная лампа и лампа дневного света почти не нагреваются, и значит, большая часть энергии идёт на освещение».
4.1. Игра «Найдите соответствие». (Приложение 1)
Задача игры: используя маркировку энергопотребления и класса эффективности энергопотребления, найди соответствия.

ЭнергоэффективностьТехника с наиболее высоким показателем эффективности энергопотребления
Маркировка на красном фоне Полезное использование электроэнергии
Маркировка на ярко-зеленом фоне Техника с наиболее низким показателем эффективности энергопотребления
Новая техника Уменьшает расходы владельца на электроснабжение
4.2. Игра «Помоги мусору найти свое место» (Приложение 2)
Задача игры: впишите слова из справки под нужным контейнером.
Слова для справки: бутылка стеклянная, пластиковая бутылка, газета, банка стеклянная, испорченные овощи, картон, тетради, полиэтиленовая упаковка, кружка, журнал, очистки, энергосберегающая лампа.За 2014-2015 учебный год ребята нашей школы, участвуя в акции по сбору макулатуры, собрали 1 тонну 90 кг макулатуры. А это значит, что таким образом мы сохранили 4м3 древесины.
Ребята, я предлагаю нам сделать емкости зеленого цвета для сбора макулатуры и разместить в учебных кабинетах, это поможет нам собрать большее количество макулатуры, тем самым призвать остальных учащихся к раздельному сбору мусора. Так мы внесем свой вклад в экономию ресурсов и энергии.
4.3. Разгадай кроссворд «Современные энергоэффективные системы освещения» (Приложение 3)
1.Лампы искусственного освещения содержат ртуть.
2.Самые энергоэффективные лампы.
3.Преимущество светодиодного светильника по сравнению с лампами накаливания- …энергопотребления.
4. Не требуют специальных условий по утилизации –светодиодная…
5. Эффективное, рациональное использование энергии – это …
Слова для справок: лампа, низкое, светодиодные, люминисцентные, энергоэффективность.

4.4. Игра «Современность и Прошлое» (Приложение 4)
Задача игры: разложите картинки с изображением старинных и современных предметов друг напротив друга.
Старинные предметы Современные электроприборы
утюг электроутюг
метла пылесос
сковорода блинница
самовар электрочайник
ступка кофемолка
бигуди плойка
печь микроволновая печь
свеча лампочка
Вопросы для обсуждения:
Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами? ( Да.)
Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам? ( Да)
Усложнится ли тогда жизнь человека? ( Да)
5. Итог урока. (Слайд 15)
Что нового узнали на занятии? (Что такое энергия и энергосбережение)
Для чего нужно экономить электроэнергию? (Чтобы сохранить энергоресурсы нашей страны, а так же внести свою частичку для меньшего выбросы углекислого газа в атмосферу.)
Для чего нужно сортировать мусор? (Для переработки и последующего использования.)
Сегодня на занятии мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок.
6. Рефлексия «Волшебные лампочки». (Слайд 16)
Нужно раскрасить лампочки цветными карандашами:
- желтый – я знаю, что такое энергия и буду беречь энергию;
- зелёный - я знаю, что такое энергия и буду беречь энергию, расскажу об этом дома;
- красный цвет – я знаю, что такое энергия. (Приложение 5)
Ребята, берегите электричество!
Не тратьте его зря!
Ведь без электричества, поверьте,
Нам нельзя!
Ребята, я думаю, вы запомнили, как нужно экономить электричество. Расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям.
Давайте к свету относиться экономно!
Зря не использовать, а если тратить — скромно!
Ведь в наших силах этот мир сберечь!
И в заключении я хочу вам подарить памятки, которые будут вам напоминать о способах экономии и бережном использовании энергоресурсов. Ведь когда мы все вместе объединены одной целью, мы можем все. Поэтому замедлить «парниковый эффект» - это наша задача и наша цель, чтобы избежать экологической катастрофы.