Развивающие занятия с детьми на снижение тревожности


Программа групповой коррекционно - развивающих занятий с детьми на снижение тревожности
Воспитатель: Исламова Светлана НиколаевнаКаждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Портрет тревожного ребенка.
Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности у ребенка1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Работа с тревожным ребенком
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как “Комплименты”, “Я дарю тебе...”, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”. А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.
Обучение детей умению управлять своим поведениемКак правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня своих глаз.
Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.Снятие мышечного напряженияЖелательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела, тактильный контакт.
Правила работы с тревожными детьми
1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивать ребенка с окружающими.
3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращаться к ребенку по имени.
6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
8. Быть последовательным в воспитании ребенка.
9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижать ребенка, наказывая его.
Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся.
Задачи:
Создать условия для комфортной и безопасной работы детей;
Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки;
Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка;
Способствовать снятию психологического и мышечного напряжения;
Способствовать повышению самооценки детей;
Способствовать формированию навыков управления собственным состоянием и поведением;
Сказочное путешествие
Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Светлана, я капитан волшебного корабля. Скажите-ка мне, вы любите путешествовать? ……… Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное плавание. Вот на этом корабле. Нравится? ………. Это будет не простое путешествие! Его особенность будет заключаться в том, что мы будем странствовать с помощью воображения и фантазии! Вы знаете, что это?
Прежде, чем нам отправиться, мы должны стать одной командой! Иначе, мы не сможем отплыть от берегов вашей школы. Для начала надо создать дружную атмосферу на нашем корабле. Для этого я предложу вам сыграть в игру «Комплименты».
«Комплименты»
Цель: создание благоприятного настроя, раскрепощение детей.
«Сейчас мы внимательно-внимательно друг на друга посмотрим. А теперь каждый из нас по очереди сделает по одному комплименту каждому члену нашей команды. Ну-ка, сколько каждый получит комплиментов? ………. (сколько участников в игре). Давайте по кругу, я начну».
Итак отправляемся в путешествие.
Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
Психолог: У нас отлично получилось! А теперь мы потренируем наше воображение и посмотрим куда мы попали в наше первое плавание.
«Водопад»
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
Ребята дальше мы полетим на большом воздушном шаре! Но сначала мы должны его надуть. Справимся? Ну конечно, ведь мы же такие сильные!
“Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шар. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Ребята мы прилетели с вами в волшебную страну, где живут говорящие животные, хотите узнать про них подробно?
“Как лошадка Лу стала храброй” Амбросьева Н.Н.
Сейчас я вам расскажу сказку про лошадку Лу. “Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его успокаивала: — Ничего, найдутся друзья и на новом месте. Но они почему-то не находились… Ослик Ра уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей никого. “Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет”, — думал Ра. И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудесные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.
— Ну, наконец-то хоть один ребенок! – обрадовался Ра. Ослик, перепрыгивая через три ступеньки, вылетел во двор и подошел к незнакомке. — Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А тебя как? — Ра? Очень странное имя. — Это сокращенно. А вообще-то, по-настоящему мама назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому можно просто Ра. — А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому что я родилась беленькой, и той ночью на небе сияла огромная белая луна. — Здорово! Лу, давай с тобой дружить. — Я боюсь. — Чего ты боишься? Дружить?! — Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень больно. — Да никогда в жизни! – заверил ослик. — Давай играть в догонялки! – весело предложил Ра. — Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу. Ра с удивлением посмотрел на лошадку. — Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне отличные краски. — Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будут ругать родители. — Послушай, Лу, что ты все заладила: боюсь… боюсь… боюсь… А есть ли на свете что-то, чего ты не боишься? Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила: — Нет. Я всего боюсь. — Ну почему? Почему? — Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны, нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея не пришла. Никто не знает, почему. Может, приглашение не получила. Эта фея – хранительница храбрости. Ее место занял разросшийся страх. Ослик Ра задумался. — Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не можешь веселиться, бегать, прыгать, играть. Надо найти фею – хранительницу храбрости. Пусть она поделиться с тобой таким важным чувством. — Что ты! Я боюсь. Фея живет очень далеко. — Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь от страха как осиновый листок, или отправишься добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда рядом. А для того, чтобы тебе было легче в пути, я сочинил про нас с тобой песенку. — Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?
Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песни. — Слушай!
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,Мы желаем всем добра!Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу, В беде другу помогу!Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра, Стань, лошадка Лу храбра!
Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновенье про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее верный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он напевал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное препятствие, хотя было, конечно, очень страшно. Наконец-то, они добрались до феи – хранительницы храбрости. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика, сказала:
— Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на котором ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, поборов страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с преодолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем больше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!
— Я – храбрая? – Лошадка округлила от удивления глаза.
— Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.
— Спасибо тебе, добрый ослик, — обратилась фея к Ра.
— За что? Я ничего особенного не сделал.
— За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.
Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.
— В этой шкатулке хранится волшебная темнота. Теперь вы можете помогать детям избавляться от страхов. Из этой волшебной темноты можно вырезать обыкновенными ножницами любые страхи и сажать их на цепь.
Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею. Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!”
1) Обсуждение сказки.
— Как удалось лошадке Лу справиться со своим страхом?
— Кто ей помогал?
— Как помогал ослик? Как его звали? Полное имя?
— Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке?
— Какие страхи есть у вас? Чего вы боитесь? (Ответы детей).
2) Работа со своими страхами. Изготавливаем из темной бумаги страхи, вырезаем, крепим на большую классную доску.
Слово психолога: Представьте себе, что мы с вами в сказочной стране. Мы волшебники, и нам нечего бояться. Мы даже темноту можем взять в руки. Возьмите темный лист бумаги – черной, темно-синей, фиолетовой. Это не просто темные листы, это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас вы можете нарисовать и вырезать из волшебной темноты то, чего вы боитесь. Дети рисуют, потом вырезают свои страхи. “Страшилки” размещаем на доске. Потом из бумаги – газеты делаем “снежки” по 3 штуки на каждого учащегося. Психолог показывает как лучше сделать “снежки”. Затем дети кидают их по своим “страшилкам” на классной доске. (Такую работу лучше организовать по рядам. Это очень эмоционально получается и шумно. Организованно убираем мусор, свое рабочее место).Слово психолога: Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши картинки показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. Сейчас сделайте с ними все, что вы хотите. После этого каждый учащийся решает, как поступить со своим “страхом-страшилкой”: отдать психологу в мешок, где хранятся страхи, или порвать, или взять домой, чтобы быть смелым.
Замечательное путешествие!
Но прежде чем попрощаться, мы поиграем в одну очень хорошую игру.
«Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель: дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе.
«Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Давайте я покажу (психолог дает обратную связь каждому ребенку).
Для нашего следующего путешествия вам понадобится смелость. Я как капитан, хочу вам сказать, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Я хочу подарить вам вот эти амулеты смелости. Пусть они помогают вам справляться с любыми страхами и тревогами (раздать сюрпризики). Берите их с тобой в каждое путешествие! И не только в этом кабинете. Уверена, что они вам во многом помогут.
До следующей встречи!