Классный час Экологическая опасность — миф или реальность?


Разговор с учениками.
И грянул гром…
(Экологическая опасность – миф или реальность?)
Здравствуйте, ребята.
1. Постановка темы и проблемы.
Прочитайте стихотворение.
Какова его тема (о чем оно)?
(Стихотворение представлено на слайде)
***
Потухшие зори в вулканном узоре,
И грязный напиток журчит в родниках,
Грибные поляны в болезненных ранах,
Пахучее сено томится в стогах.
Не видно здесь ели в обнимку с березой,
Не виден и белок шальных хоровод,
Куликов здесь стаи не каждый тревожит,
Но запах свободы уже не живет.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Какой мы видим природу в нем?
Если бы вы были художниками и захотели нарисовать картину, какие цвета выбрали, чтобы проиллюстрировать эти строки?
Какие проблемы поднимаются в стихотворении? (загрязнение воды, истребление растений и животных, т.е. экологические проблемы)
О чем пойдет речь сегодня на классном часе? (Экологическая опасность – миф или реальность?)
Что такое «экология»?
Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» - наука. Выходит, это наука о доме, о нашей планете Земля.
Скажите, если у вас в доме возникает какая-то проблема, что вы делаете? (пытаемся решить, найти выход из сложившейся ситуации)
А если во дворе погибает дерево, можно ему помочь?
У нас тоже есть дерево, но оно не такое, как те, которые растут в лесу, оно заболело от экологических проблем, которые го окружают.
2. Работа с макетом дерева.
На доске представлен макет «больного» дерева.
Какие экологические проблемы нас окружают?
Переверните листочки дерева, и вы узнаете, какие экологические проблемы не дают дереву расти дальше?
разрушение озонового слоя,
вырубка лесов,
выброс в атмосферу вредных веществ,
попадание ядохимикатов в воду,
истребление животных,
опустошение недр земли.
Какая из перечисленных проблем земли наиболее опасная, почему вы так считаете?
Сможет ли долго прожить такое дерево?

Как вы думаете, кто выступает виновником «болезни» дерева? (человек)
Есть великолепное произведение Рэя Бредбери «И грянул гром». Оно о том, как жизнь одной бабочки может навсегда изменить будущее.
Я вам приведу только небольшое высказывание из произведения: «Раздавите ногой мышь – это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы».
Как вы понимаете данное высказывание?
Все, что происходит в нашем мире, никогда не остается незамеченным. Если это не видно сейчас, то через несколько лет последствия проявятся на поверхности.
3. Сказка.
Сын Ивана-царевича, который жил неподалеку от больного дерева, решил найти такой уголок земли, где всегда царит порядок и чистота. По совету отца он выпустил три стрелы в разные стороны и пошел их искать.
Долго ли коротко ли он ходил, вышел к морю. А там все черным-черно. На поверхности воды плавает непонятная жидкость, птицы не могут взлететь, рыба еле дышит, а морские котики плачут от безысходности (показать картинку).
Как вы думаете, что случилось? (разлив топлива, засорение морей бытовыми и химическими отходами))
Можно ли это назвать экологической катастрофой? Объясните свою точку зрения.
Часто ли такое случается?
К чему приводят такие катастрофы?
Как можно помочь природе?
А знаете, кто такие «Гринпис»? (на партах распечатки)
ГРИНПИС и ГРИНТИМ
В мире есть много организаций, занимающихся охраной природы. Одна из наиболее известных среди них – ГРИНПИС. Это самое крупное экологическое объединение. Оно создано в 1971 году и имеет своих представителей и сторонников в 30 странах мира.
Активисты ГРИНПИС:
устраивают пикеты у химических заводов и атомных электростанций;
мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны;
собирают информацию о предприятиях, приносящих вред природе.
В 1990 году при ГРИНПИС возникла детская экологическая организация ГРИНТИМ. Она объединяет сотни групп, работающих во многих странах мира. В основном они состоят из детей 10-14 лет, которые не только помогают взрослым, но и сами проводят исследования, собирают информацию, устраивают пресс-конференции, выпускают газеты.
Как вы думаете, что ГРИНПИС делает для решения этой проблемы?
Пошел сын Ивана-царевича за второй стрелой. Пришел в жаркие страны. Смотрит, а у здания с красным крестом большая очередь людей собралась. Все к врачу на прием записаны. Стоят красные, наверное, на солнце перегрелись.
Как вы думаете, полезно ли загорать на солнце?
Что необходимо делать, если получил солнечный ожог?
Земля тоже получает подобные ожоги. Они называются ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ.
Знаете ли вы, что это такое?
Откуда они берутся?
К чему они приводят?
Что надо делать, чтобы ситуация не ухудшилась?
Давайте, как юные экологи, все вместе произнесем слова и будем делать все, чтобы наша Земля оставалась здоровой и счастливой:
***
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть!
Пошел сын Ивана-царевича искать третью, последнюю стрелу. И забрел в непроходимые болота. Он ожидал здесь встретить лягушку и обрести свое счастье, как и его отец, но не тут-то было! Вокруг разрушенные дома, испорченные дороги и брошенные вещи людей.
Ребята, как вы думаете, что случилось?
Попробуйте объяснить, что происходит с нашей природой? (парниковый эффект)
От чего он возникает?
Что способствует нагреванию атмосферы?
Какие последствия вызывает парниковый эффект?
Что необходимо делать людям, чтобы предотвратить нарастающую экологическую катастрофу?
Наводнение – одно из самых страшных стихийных бедствий. Но почему наводнения все чаще и чаще встречаются в Европе? Почему так резко изменился климат?
Ребята, а у нас в стране происходило что-то подобное?
Как люди реагировали на эти события?
Как вы относитесь к происшедшему?

(«страшные» слайды наводнения в России и чтение стихотворения)

***
Когда душа твоя устанет быть душой,
Став безразличной к горести чужой,
И майский лес с его теплом и сыростью
Уже не поразит своей неповторимостью.
Когда к тому ж тебя покинет юмор,
И стыд, и гордость стерпят чью-то ложь, -
То это означает, что ты умер…
Хотя ты будешь думать, что живешь.
(Андрей Дементьев, 1964)
Так и не нашел сын Ивана-царевича такого места, где природа будет чистая, и где нет экологической опасности. Вернулся он к нашему больному дереву, сел под ним и опечалился.
Давайте поможем ему. Природа – это тоже наш дом, давайте не будем искать нового места вместе с сыном Ивана-царевича, а поможем ему преобразить то место, где он живет. Начнем с лечения дерева.
4. «Лечим» дерево.
Перед вами зеленые, здоровые листочки. Напишите на них, как можно помогать природе, преображая место, где живете. Прикрепите на желтые листочки свои зеленые. Дерево вылечили.
Так шаг за шагом природа должна измениться, как и наше стихотворение:
***
Брусничные зори в вулканном узоре,
Хрустальный напиток журчит в родниках,
Грибные поляны в лисичках румяных,
Пахучее сено томится в стогах.
Зеленая ель здесь в обнимку с березой,
Здесь белки-шалуньи кружат хоровод,
Куликов здесь стаи никто не тревожит,
Здесь запах свободы в природе живет.
(Сергей Константинов)
Какой теперь перед нами предстает природа?
5. Выводы.
Что необходимо делать, чтобы природа оставалась прекрасной и чистой?
(не быть безразличным)
Помните: «Что бы человек не выбросил в окружающую среду или сбросил в виде опасного яда, - все вернется к нему бумерангом и поразит его, или его детей и близких, потому что мир тесен и легко уязвим».
6. Рефлексия.
Если вы готовы помогать природе, предлагаю другим людям отправить послание. В паре на листочке напишите, что неизвестному человеку надо сделать для природы. Прикрепите на воздушные шарики. На перемене давайте их запустим в небо.