Работа на тему: «Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы ИКТ в образовании стоят на первом месте. Не смотря на это, учитель использует забытые методы повышения качества образования в целом и повышения грамотности в частности.
Перфокарты появились и широко использовались в традиционной системе обучения. Однако и сегодня они не утратили свою значимость и актуальность на уроках в школе или в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и с детьми-логопатами, имеющими нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия).
Наряду с различными упражнениями для достижения автоматизма в правописании служат перфокарты, где нужно вставить пропущенные буквы. Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы. [9]
В связи с этим, цель данного исследования заключается в изучении влияния использования перфокарт на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников.
Предмет исследования: исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях.
Объект исследования: процесс коррекционно-логопедической работы по устранению трудностей письменной речи у учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование перфокарт в коррекционно-логопедической работе, проводимой с учащимися начальных классов, имеющими трудности письменной речи, повышает ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить основные виды перфокарт, содержание и применение их в письменной речи учащихся.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению трудностей письменной речи.
3. Разработать педагогические условия, способствующие активизации словарного запаса и орфографической зоркости у учеников начальных классов.
4. Разработать систему методик использования перфокарт и применить её на практике.
5.Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования.


Методы исследования:
теоретические: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения;
эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности детей;
статистическая обработка результатов эксперимента; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Новизна исследования заключаются в том, что впервые было проведено исследование влияния использования перфокарт на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами, учителями начальных классов, родителями учащихся.
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 74 г. Пензы с сентября 2010 г. по май 2011 г. с учениками 2-х и 3-х классов, имеющими трудности в усвоении письменной речи.

Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРФОКАРТ.
Перфока
·рта (перфорационная карта, перфорированная карта, от лат. perforo пробиваю и лат. charta лист из папируса; бумага) носитель информации, предназначенный для использования в системах автоматической обработки данных. Сделанная из тонкого картона, перфокарта представляет информацию наличием или отсутствием отверстий в определённых позициях карты.
Перфокарта – это седьмой фараон восьмой династии раннего царства Древнего Египта. Для хранения информации во времена Перфокарты применялись тонкие глиняные таблички. Иероглифы не просто выдавливались на поверхности, а протыкались до возникновения отверстий с помощью специальной пишущей палочки. Читать полагалось напросвет, повернув табличку к солнцу.
Сегодня нам трудно представить, что было время, когда компьютеры обслуживались целой группой ученых, а сама машина в совокупности состояла из нескольких грохочущих телетайпов, множества клацающих реле и радуги перемигивающихся огоньков. Отсутствовали монитор и клавиатура, оператору приходилось вручную вводить с пульта загрузочную программу, а потом подмигивающий огоньками исполин заглатывал стопку перфокарт и после длительного раздумья выдавал результат на узкой бумажной ленте, причем часто в двоичном виде.
Впервые перфокарты появились приблизительно в 1800 году, их использовал Джеквард Лум. Он производил раскрой ткани по образцам, представленным перфокартами. Идея перфокарт нашла также практическое применение в ткацких станках Ж. Жаккара (1804) и вычислительной машине Ч. Бэббиджа (1833). Позже аналогичная технология стала использоваться в механических пианино.
Важной личностью в истории создания вычислительных машин на перфокартах является Г. Холлерит. В 1890 г. он использовал технологию перфокарт для выполнения переписи населения Соединенных Штатов. К этой идее, как вспоминал сам Г. Холлерит, его подтолкнула работа кондукторов в США. Чтобы предотвратить мошенничество на железных дорогах, а также кражу железнодорожных билетов, контролеры с помощью компостеров "записывали" в специально отведенной для этого области на билете особые приметы (цвет глаз, цвет волос и т. п.).
Идея Холлерита состояла в том, чтобы для каждого человека завести специальную карточку - перфокарту, в которой были бы данные о человеке. Эти данные должны были заноситься в карточку в виде отверстий, чтобы облегчить их обработку. Эта перфокарта была не похожа ни на один железнодорожный билет и являлась собственной разработкой Холлерита, естественно, запатентованной им же. Сделана карточка была из куска плотного картона величиной с долларовую купюру.
Итак, имя Г. Холлерита можно вписать в историю развития вычислительной техники не только как создателя принципиально нового направления в ней, но и как прародителя крупнейшей, всемирно известной фирмы IBM.
К 1955 году у многих компаний имелись целые этажи для хранения перфокарт. Информации накопилось столько, что обрабатывать ее становилось все труднее и труднее. Было очевидно, что не за горами то время, когда новые технологии вытеснят перфокарты.
Первые электронные компьютеры с хранимыми программами были разработаны в конце 1940-х начале 50-х годов для выполнения научных и численных вычислений. Примерно в это же время компания Univac разработала магнитные ленты, на каждой магнитной ленте могло храниться столько информации, сколько помещалось на десять тысяч перфокарт. Конечно, эти разработки отразились на выпуске и использовании устройств на перфокартах. У новых компьютеров повысилось быстродействие - они могли обрабатывать сотни записей в секунду, а также их можно было разместить на гораздо меньшей площади, чем предыдущее оборудование. Все это привело к тому, что новые компьютеры обрабатывали информацию на перфокартах в виде транзакций, но поддерживали основной файл на магнитной ленте. Такой способ обработки данных позволял очень эффективно использовать ресурсы компьютера, но были и недостатки: если где-нибудь в транзакции была ошибка, то порой приходилось тратить много времени на поиск ошибки и исправление транзакции. Решение этой проблемы было найдено введением систем баз данных с оперативными транзакциями. [ 6,7,8 ]
Стерильные, без пылинки, помещения, люди в белых халатах, огромные колоды перфокарт... все это безвозвратно ушло в прошлое и унесло с собой целую культуру первых компьютерных гениев. Перфокарта сегодня может быть редким предметом, пылящимся в каком-нибудь исследовательском институте или используемая профессорами в учебных заведениях вместо закладок в книгах, а ведь когда-то перфокарта была символом новых технологий. Перфокарта утратила свое значение. Ее дух ушел вместе с компьютерами того времени...
( Приложение №1 Рис. 2, 3, 4, 5, 6)

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРФОКАРТ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА.
Многие учителя в процессе работы используют различные перфокарты. Они помогают проверять знания учащихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от творчества педагога. Красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбы, топора, цыпленка и др.), такие перфокарты привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать на уроке. Данные перфокарты можно применять как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру. ( Приложение №1 Рис. 1, 7)
Целью предложенного дидактического материала (Приложение №2) является развитие орфографической зоркости, достижение автоматизма безошибочного письма.
Почему именно перфокарты помогают достичь автоматизма в написании некоторых орфограмм?
Их преимущество можно рассмотреть с двух сторон.
С одной стороны – это удобство работы:
многократное использование перфокарты при замене подкладного листа (еще Д.Карнеги утверждал, чтобы ввести слово в активный словарь человека, оно должно быть использовано в речи не менее трех раз) позволяет ребенку одно и то же слово видеть, читать, решать орфографическую задачу несколько раз, запоминая это слово;
щадящий режим письма для детей со слабой моторикой;
проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик;
время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается.
С другой стороны:
перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы;
за короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников;
учителю дают возможность проследить каждого ученика в освоении той или иной темы, отмечая результаты (количество ошибок) выполнения каждой перфокарты в таблице: Ф.И. ученика;
создают ситуацию успеха, когда ребенок видит, что количество ошибок уменьшается.
Перфокарты дифференцированы:
один набор для более сильных или усвоивших правописание ребят, на каждой карточке указана только тема, на которую подобраны слова; другой набор для более слабых или еще не усвоивших правописание по той или иной теме, на перфокарте приводится правило или вариативное решение орфографической задачи.
/ Приложение №2 Блок заданий (1 уровень сложности) /
Количество перфокарт в комплекте соответствует количеству учеников в логопедической группе, это обеспечивает самостоятельность работы детей на занятии. Очень важно, что проведение работы такой формы позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки. [10 ]
Виды перфокарт: простые и сложные.
Содержание и применение перфокарт.
Содержание может быть любым в зависимости от того с какой целью они будут использоваться, от содержания и сложности отрабатываемого материала, от возраста учеников. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы.


Глава 3. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРФОКАРТ.
3.1 Организация констатирующего этапа исследования. Анализ результатов.
Исследовательская работа проводилась поэтапно. Нами были определены следующие этапы исследования:
1. Констатирующий этап включал в себя проведение письменных работ во 2 и 3 классах школы, отбор учащихся с нарушением письма для занятий на логопункте; распределение детей по группам (контрольная и экспериментальная подгруппа); составление перспективного плана работы; оформление документации.
Формирующий этап включал в себя проведение коррекционной работы в контрольных и экспериментальных подгруппах;
Контрольный этап состоял из анализа результатов коррекционного обучения; сравнения количества ошибок на письме у детей экспериментальной группы с контрольной, где эксперимент не проводился.

На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено диагностическое обследование. В нём принимало участие 70 учащихся 2-х классов и 45 учащихся 3-х классов, у 42-х из них были диагностированы трудности усвоения письменной речи различного характера. Для анализа специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников (один диктант и одно списывание).
Фиксировались следующие ошибки: смешения графически сходных рукописных букв (и-у, т-п, б-д и др.); ошибки обозначения границ предложения и слова (отсутствие или неуместное написание заглавной буквы или точки в предложении, слитное написание слов или раздельное написание частей слова); пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки; пропуски слогов; вставки букв и слогов; перестановки букв и слогов; смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки; аграмматизмы. В среднем в одной письменной работе детей с трудностями письменной речи обнаружено 7-8 специфических ошибок.
В процессе проведения констатирующего эксперимента нами было определено следующее: всего в эксперименте принимало участие 38 учащихся с трудностями письменной речи - 24 ученика вторых классов и 14 учеников третьих. Эти дети были расформированы на две группы. Из учеников вторых и третьих классов была сформирована Экспериментальная группа (ЭГ), численность которой составила 19 человек и контрольная группа (КГ), численность которой тоже 19 человек.
По результатам диагностики мы выявили: в среднем в одной письменной работе детей ЭГ обнаружено 7 специфических ошибок, КГ – 8 ошибок.


Игровые упражнения с использованием перфокарт различного уровня сложности. Формирующий эксперимент.
На данном этапе была организована коррекционно-логопедическая работа. С учащимися экспериментальной группы (ЭГ) проводились занятия с использованием перфокарт различного уровня сложности (Приложение 2), а с детьми контрольной группы (КГ) обучение проходило без их применения. Коррекционный процесс длился 1 учебный год. Логопедические занятия с каждой группой учащихся проводились 2 раза в неделю, длительность занятия составляла 40 минут. В конце учебного года нами сопоставлены результаты письменных работ детей экспериментальной и контрольной групп.
При организации логопедических занятий с детьми экспериментальной группы игровые упражнения с использованием перфокарт нами были проанализированы и в соответствии с данными, полученными на 1 этапе исследования, сгруппированы по блокам. (Приложение 2)


Блок заданий (1 уровень сложности):
вставить пропущенные буквы (на уровне слова);
вставить пропущенные буквы (на уровне словосочетания);
вставить пропущенные буквы (на уровне предложения).

Блок заданий (2 уровень сложности):
вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение;
вставить пропущенные буквы в слова, из слов составить предложение, из предложений текст.

Блок заданий (3 уровень сложности):
вставить пропущенные буквы в слова, с каждым словом составить предложение, чтобы получился небольшой рассказ на заданную тему.

Блок заданий (4 уровень сложности):
вставить пропущенные слова;
вставить пропущенные слова и картинки;
вставить пропущенные окончания в слова;
разобрать слова по составу;
вставить пропущенные знаки препинания в предложения.
Блок заданий (5 уровень сложности):
перфокарты в работе по формированию фонематического слуха.

Обязательными условиями успешности коррекционно-логопедической работы являлись:
1) создание устойчивой мотивации учащихся к грамотному письму;
2) тесное сотрудничество учителя начальных классов, логопеда и родителей;
Функциональная значимость перфокарт
Чем чаще ученик отвечает на уроке, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик ушел с урока не замеченным учителем, у него сначала возникает ощущение, что он напрасно готовился к уроку, а потом равнодушие к школе. Умелое использование перфокарт и является одним из проверенных источников повышения эффективности урока:
активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания;
развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;
развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции;
повышения познавательного интереса.
3.3. Контрольный этап исследования. Анализ результатов .
На данном этапе исследования было проведено повторное обследование детей из контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп.
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки второклассников и третьеклассников контрольной группы более стойкие и частые, чем ошибки детей экспериментальной группы.
В среднем в одной письменной работе учеников экспериментальной группы обнаружено 2 ошибки, а в одной письменной работе учеников контрольной группы обнаружено 4 специфические ошибки.
Сравним среднее количество ошибок в письменных работах учеников контрольной и экспериментальной групп с показателями констатирующего эксперимента (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Мониторинг количества ошибок в письменных работах учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало и конец учебного года.
13EMBED Excel.Chart.81415
Как мы можем видеть, качество выполнения письменных работ детьми обеих групп значительно повысилось по сравнению с данными констатирующего этапа. В свою очередь дети экспериментальной группы, где использовались перфокарты, показали лучшие результаты (меньшее количество ошибок) по сравнению с контрольной группой: в экспериментальной группе количество ошибок снизилось с 7-ми до 2-х; в контрольной группе – с 8-ми до 4-х ошибок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы, что в результате коррекционно-логопедической работы с экспериментальной группой учащихся по преодолению трудностей письменной речи с использованием перфокарт, выявлена положительная динамика по следующим параметрам:
активизировались высшие психические функции, в том числе речевая память, внимание к языковым явлениям, словесно-логическое мышление;
улучшались навыки письма под диктовку, самостоятельного письма и произошло повышение возможностей самоконтроля;
учащиеся стали более самостоятельными, инициативными, сообразительными;
в письменных работах снизилось количество специфических ошибок.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы и подтверждают гипотезу исследования о том, что применение и использование различных видов перфокарт повышает эффективность коррекционно-логопедической работы, проводимой с учащимися начальных классов, имеющими трудности письменной речи.
















Список литературы
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: «Просвещение»,1990
НефедоваУ.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. 1,2,3 класс «Аквариум» ГИППВ,1998
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1999.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М.: Владос, 1998
Волков А.И. Начало периода «перфокартной жизни» - материал из Википедии- свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org>wiki)
Колесников Е.А. Краткая история перфокарт.
(la kolesnikov.narod.ru/PunchedCards.htm)
Рындин Н. Забытое слово «перфокарта». Журнал «Компьютер Price» http://www.comprice.ru/
Статья А.Ф. Шестаковой «Перфокарты как источник повышения эффективности урока» - М., 2010 (1-4class.blogspot.ru/2010/04/blog-post_30.html)
Цыпуштанова Л.В. Перфокарты на уроках русского языка в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/595401/
Пичушкина Т.Н. Обобщение опыта работы. Игра как средство повышения эффективности урока. (school-polomoshnoe.yashkino.ru)
Кузнецова Л.Н. Методические рекомендации по использованию перфокарт в работе с детьми с нарушением слуха. (nsportal.ru)
Куликова А. Перфокарты в работе по формированию фонематического слуха. (http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Картинки (yandex.ru/yandslarch)
Картинки-перфокарты
(yrokipecherina.UCOZ.ru/lood/russkij/azyk/op/perfokarty/23-1-0-93)
Материалы из опыта работы учителей-логопедов школ №9, №74 г. Пензы













«Исследование эффективности использования перфокарт на логопедических занятиях»








Составители: учитель–логопед
МБОУ СОШ №9 г. Пензы Липовая Г.В.,
учитель-логопед МБОУ СОШ №74 г. Пензы
Разенкова Е.А.







СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРФОКАРТ............... 2
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРФОКАРТ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА 4
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРФОКАРТ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
3.1 Организация констатирующего этапа исследования. Анализ результатов.... 6
3.2. Игровые упражнения с использованием перфокарт различной сложности.
Формирующий эксперимент..................... 7
3.3. Контрольный этап исследования. Анализ результатов.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 12
ПРИЛОЖЕНИЕ














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Root Entry