Тема: методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Использование креативных технологий обучения детей в объединениях по интересам художественно-эстетической направленности».

Тема: методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Использование креативных технологий обучения детей в объединениях по интересам художественно-эстетической направленности».
Актуальность материалов
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования, внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Одни из ведущих, в процессе реализации образовательных программ являются группа личностно-ориентированных технологий и технология развивающего обучения. Методическую основу этих технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, совершенствовать приёмы взаимодействия педагога и детей с установкой на саморазвитие личности. Наиболее распространенной методикой является разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для успешных обучающихся. Реализация творческих часов в такой форме позволяет организовать деятельность по развитию способностей одаренных обучающихся.
Основной путь реализации личностно-ориентированных технологий – разработка и внедрение интегрированных программ, переход от программирования знаний, умений и навыков к прогнозированию путей развития личности ребенка.
При применении технологии дифференцированного обучения педагоги делят обучающихся на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное отношение обучающихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предметной области, к личности педагога. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. Примером успешного применения данной технологии является наличие в образовательных программах художественно-эстетической направленности вариативной части наряду с инвариантной.
В практике работы педагогов дополнительного образования применяется модульная технология. Суть технологии - разработка специальных инструкций (например, технологических карт) для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Широкое распространение получила технология- «обучение через открытие», все более активно используют технологию проблемного обучения, создавая на занятии проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Игровые технологии, применяются педагогами дополнительного образования в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников, и используются как при организации учебных занятий, так и в культурно-досуговой деятельности. Именно через использование различных игр на занятиях ребенок по-другому начинает воспринимать, понимать и творчески проявлять свое отношение к окружающему миру. Умелое использование педагогами игр и нетрадиционных форм в обучении, с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желания детей, формируется способность к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности, тем самым создавая условия для развития творческой личности.
Необходимо в тесном взаимодействии с обучающимися, их родителями и коллегами педагоги планировать и организовывать работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. А учитывая, что проблема здоровья детей в настоящее время стоит настолько остро, что формирование основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения стали первоочередными не только государственными, но и общенациональными задачами, необходимо применять как комплексы оздоровительных мероприятий, так и элементы различных здоровьесберегающих технологий. Это могут развивающие тренажёры;
психологические игры;
творческие этюды;
обучение приёмам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться;
групповое обсуждение;
интерактивные игры и разминки.
Современное общество в свете предъявления все более высоких требований к системе образования уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Учреждения дополнительного образования детей как носители культуры и знаний тоже не могут оставаться в стороне. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы педагога. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления нового материала на учебных занятиях можно считать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных приложений. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, позволяет достичь гораздо большего эффекта. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Самыми интересными и эффективными являются занятия с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть занятия, разработанные педагогом с учётом возрастных особенностей и, главное, с учетом степени подготовленности ребенка. В процессе создания такого презентационного материала возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.
С целью создания условий для удовлетворения потребностей ребёнка, самостоятельного воплощения творческих замыслов и демонстрации его творческих достижений педагоги дополнительного образования широко используют исследовательские и проектные методы, технологию полного усвоения (создание индивидуальных образовательных маршрутов), а также проводят интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях: занятия-соревнования (конкурсы, турниры, викторины); занятия, основанные на методах общественной практики (репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, газета и так далее); занятия-фантазии (сказка, сюрприз, приключение).
Педагогам необходимо совершенствовать то, что наработано, применять новые подходы в своей деятельности, то есть постоянно производить процесс профессионального и личностного роста и саморазвития . А это залог успешности учреждения.













15