Конспект занятия в рамках Курчатовского проекта на тему Что происходит с водой когда в нее что-то погружают.Вытеснение воды


Тема: « Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают? Вытеснение воды»
Автор: Бородина Е.Ю., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1449 г. Москвы
Основные цели:
Создать условия, раскрывающие свойство воды - вытеснение.
Организовать деятельность учащихся по формулированию и фиксации возможных причин вытеснения воды.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности:
- Вы любите праздники?
- А какие праздники вы знаете? ( Новый год, Восьмое марта, День защитника Отечества, день рождения…)
- Почему вы любите праздники? ( Приходят гости, дарят подарки, весело, интересно…)
- Я тоже очень люблю праздники. Люблю получать подарки, но ещё больше я люблю подарки дарить. Послушайте историю, которая произошла со мной очень-очень давно, когда я была такой же, как вы сейчас. Стояла поздняя весна. Приближался день рождения моей мамы. Что подарить? И я решила сварить компот. Сама! Своими собственными руками! Вот мама обрадуется! Я взяла самую большую кастрюлю, налила много воды… Вы не поверите, я не только сварила компот, но и сделала открытие.
- Вы уже знаете, о каком открытии пойдёт речь? ( Нет)
- Вы хотите повторить это открытие? (Да)
- Я желаю вам удачи, у вас всё получится.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Из чего можно сварить компот? (Из ягод, фруктов)
Можно показать детям картинки с фруктами, ягодами, повторить их названия.
- Что нужно сделать с продуктами, прежде чем начать готовить? (Продукты надо вымыть)
- Вот и я тоже решила вымыть черешню. Именно эту ягоду больше всего любит моя мама. Сколько взять ягод? Мне казалось, что чем больше, тем лучше. Так будет вкуснее. Для мытья черешни я взяла миску, налила в неё воды и стала медленно высыпать в воду черешню. С водой стало происходить что-то необычное… Что, как вы думаете? (Вода чуть не вылилась через край на пол).
- Что я должна была сделать? (Вылить часть воды из миски)
- Но когда я помогала маме печь кекс, я мыла изюм, и при этом наливала воду в эту же миску, воды было столько же. Вода не переливалась через край. Почему так получается?
Учитель даёт детям время на обдумывание вопроса.
- Кто не может дать ответ? Какое у вас затруднение? ( Мы не можем объяснить, почему при мытье черешни вода из миски выливается, а при мытье изюма- нет)
- Кто может дать ответ на поставленный вопрос?
Дети делают предположения, учитель фиксирует предположения детей на доске.
- Кто из вас прав? ( Дети затрудняются с ответом)
- Что вы встретили? ( Затруднение)
- Сформулируйте своё затруднение. ( Мы не можем обосновать своё мнение)
- Какой следующий шаг вы должны сделать? ( Разобраться в чём затруднение)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Я вижу, что вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, по которой возникло затруднение)
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были сказать, почему при мытье черешни вода перелилась через край, а при мытье изюма - нет)
- Почему вы не смогли ответить на поставленный вопрос? ( Мы не знаем что происходит с водой, когда в неё погружают тело)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? ( Мы должны поставить перед собой цель)
- Какую цель вы перед собой поставите? ( Узнать, что происходит с водой, когда в неё погружают различные тела)
Учитель обращает внимание учащихся на предметы, лежащие на столах: ложка, стакан, камень.
- Что лежит у вас на столах? ( Камень, ложка и стакан)
- Подумайте, как вам это может помочь для достижения цели? ( Мы можем погружать камень при помощи ложки в воду, налитую в стакан и наблюдать за изменениями, которые будут происходить с водой)
- Вы будете работать в парах. Вам нужно провести наблюдения и зафиксировать их на планшетах.
5. Реализация построенного проекта.
- Вспомните правила работы в парах.
Учащиеся проговаривают правила вслух. При необходимости учитель правила уточняет.
- Приступайте к работе.
Учащиеся в парах выполняют план.
ПЛАН
При помощи ложки опустить камень в стакан, наполненный водой.
Понаблюдать за изменениями.
Записать изменения на планшете.
Если по каким-то причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
- Какие наблюдения вы сделали? ( При погружении предмета в воду, вода поднимается, её уровень становится выше)
- Приходилось ли вам уже наблюдать это явление. ( Да)
- Почему уровень воды поднимается? От чего это зависит?
- Почему уровень воды поднимается на разную высоту при опускании в неё разных камней?
Возможны предположения детей, которые фиксируются на доске:
Вода поднимается потому, что камень такой тяжёлый.
Вода поднимается потому, что камень такой большой.
Зависит от материала.
Зависит от формы.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель вы ставили перед собой? ( Узнать, что происходит с водой, когда в неё погружают различные предметы)
- Достигли ли вы цели? ( Да)
- Что происходит с водой? ( Вода вытесняется)