Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?
(По рассказу М.Горького «Челкаш»)


Петрова Наталия Николаевна,
учитель Каменниковской сош
Рыбинского района
Класс: 7
Урок: традиционный.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».
Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

Ход урока:
Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».
- Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.
- Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).
- Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».
- Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости).
- Почему такая картина рисуется автором в самом начале рассказа, в прологе?
- Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).
- Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может).
- Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.
- Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие, босяки. Как понимаете?
- Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?
Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):
Гришка Челкаш
Линии сопоставления
Гаврила


Портрет



Черты характера



Речь



Занятия



Отношение к другим



Отношение других



- В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.
- Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?
- Что ждёте от рассказа дальше? Предположите дальнейшие события. Почему два героя, а рассказ назван именем одного из них? Вспомните ваш анализ заголовка в начале разговора, что изменилось?

Часть 2. самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.
- О чём эта часть?
- Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?
- Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?
- Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).
- Но что же дальше? Рассказ не закончен. Значит, Горького интересовало что-то другое. Прогнозируйте дальше (соре всего – делёж денег). Как думаете, как Челкаш поделит деньги?
- Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)
1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?
- Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?
- Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?
- Как думаете, что будет дальше? Что, по-вашему, так «корчит» Гаврилу?
2) до слов « Дай ты их мне!»
- Ожидали такое?
- Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?
- Как, думаете, поступит Челкаш?
3) до конца рассказа.
- Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?
- Почему автор так делает: вора и преступника Челкаша делает благородным, а Гаврилу, на первый взгляд, правильного и послушного, подлецом? Что волнует Горького? Над чем заставляет нас задуматься?
- И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

5. Выводы.
- Какова тематика и проблематика рассказа Горького?
- Над чем заставил задуматься автор?
- Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?
- С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

Синквейны

Челкащ.
Смелый, независимый.
Ворует, гуляет, не боится.
Любит свободу и независимость.
Босяк.

Челкащ.
Смелый, благородный.
Ворует, развлекается, не работает.
Ради денег не унизится.
Преступник.

Гаврила.
Завистливый, жадный.
Боится, обманывает, унижается.
Ради денег готов на всё.
Подлец.

Гаврила.
Жадный, непредсказуемый.
Подчиняется, боится, унижается.
Готов предать и даже убить.
Жертва денег.












Кластеры



[[[[




























Рабочие гавани

Голоса слабы и смешны

Люди слабы и смешны

Творцы

Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя

Рабский труд


Фигурки людей пыльные, оборванные, согнутые под тяжестью

Фигурки людей пыльные, оборванные, согнутые под тяжестью

Рабский труд


Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя

Творцы

Люди слабы и смешны

Голоса слабы и смешны

Рабочие гавани

Насмешливое презрение к фигуркам людей

Свистят, шумят, глубоко вздыхают


Могучие, блестевшие на солнце дородством

«ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

Железные колоссы

Гиганты

Пароходы

«СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»