Умение избегать рискованных ситуаций, опасных для здоровья – профилактика ВИЧ – инфекции и СПИДа

Конспект внеклассного мероприятия с учащимися 4В класса.

Тема: «Умение избегать рискованных ситуаций, опасных для здоровья – профилактика ВИЧ – инфекции и СПИДа».

Цель:
формирование у школьников убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья – самая эффективная профилактика ВИЧ – инфекции и СПИДа.

Задачи:
- развивать представления учащихся о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, как передается и как не передается ВИЧ;
- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием;

Ход занятия:

Организационная часть.
Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть»

Основная часть.
1. Вступительная беседа ведущего (Что такое ВИЧ и СПИД? Статистические данные по стране и городу).

Ведущий:
1 декабря – всемирный день борьбы со СПИДом.
Статистика
На начало 2006 года в мире инфицировано более 40 млн. человек. За 25 лет, с 1981 года, когда был диагностирован первый случай СПИДа, от этого заболевания умерло более 25 млн. человек, что делает его самой разрушительной эпидемией в истории человечества.
В России заболеваемость регистрируется с 1987 года и на 1 сентября 2006г. составляет более 380 тыс. случаев ВИЧ.
Так что же такое ВИЧ и СПИД?
ВИЧ – Вирус Иммунодефицита Человека
ВИЧ – это вирус, подавляющий иммунную систему.
Когда у человека в крови обнаруживают ВИЧ, ему ставят диагноз «ВИЧ – инфекция» и человека могут называть ВИЧ - положительным или ВИЧ – позитивным.
СПИД – Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
СПИД – комплекс заболеваний, возникающих у ВИЧ - положительного человека на фоне снижения иммунитета.
2. Упражнение «Спасатели детей» (играют 4 человека).
Четыре человека выходят за дверь, ведущий зачитывает рассказ группе учащихся. Затем приглашает первого участника, знакомит его с содержанием рассказа и просит пересказать его следующему, стоящему за дверью и т д. Группа учащихся не имеет право подсказывать. Далее обсуждение: в каких направлениях шло искажение информации.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Приглядевшись, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. И они вместе стали спасать детей. Увидев третьего путника, они позвали на помощь и его, но тот, не обращая внимания на их призывы, побежал к повороту реки, откуда плыли дети. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы справитесь и вдвоем.
А я доберусь до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить новое несчастье».
Акцент: притчу можно использовать для того, чтобы показать смысл профилактики – работать не только с уже возникшей проблемой, но и на ее предупреждение.

- Как передается и как не передается СПИД?
ВИЧ не передается:
при рукопожатии и объятиях;
через пот и слезы;
при кашле и чихании;
при использовании общей посуды или постельного белья;
при использовании общих ванн и унитаза;
при совместных занятиях спортом;
в общественном транспорте;
через животных или при укусах насекомых;
при поцелуе / через слюну.

Пути передачи ВИЧ – инфекции:
через кровь:
совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;
нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;

через незащищенный половой контакт;

от матери к ребенку
передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

4. Игра «А тебе слабо!». От каждой группы представители разыгрывают ситуации «А тебе слабосделать что-то». Если участники затрудняются самостоятельно придумать ситуацию, ведущий может предложить свой вариант.

5. Игра «Вежливый отказ». Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.



Ситуации:
Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.

Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.

Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.

На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.

В пионерском лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.

На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.

Фразы для вежливого отказа:
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).
Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.
Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.
Притча «Мудрец и молодой человек»
Акцент: важность личной ответственности в поведении, а также умения оценить риск.
В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: « Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит».
Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес
ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: «Все в твоих руках».

Заключительная часть

Рефлексия. Упражнение «Человек» (по группам).

Каждой группе или участнику выдается лист бумаги, на котором нужно нарисовать контуры человека. Когда это сделано, можно начинать процесс оценивания: в каждой части тела участник записывает свою оценку занятия, полученных знаний.

Голова – какие знания ты получил на занятии?
Руки – какие навыки ты приобрел на занятии?
Живот – какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?
Ноги – что осталось непонятным?
15