Урок истории для 10 класса Ранние цивилизации

ПЛАН УРОКА № 3 (2.1)

Тема урока: Ранние цивилизации.

Цели урока:

образовательные – дать представления об условиях перехода человека от первобытности к цивилизации, показать влияние природы на развитие общества;

развивающие – развивать умение выделять главное, формулировать, развивать речь;

воспитательные – воспитывать интерес к познанию;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:
Тип урока: комбинированный;
Вид урока:
Методы урока: словесный, наглядный;

Межпредметные связи: География. Природно-климатические зоны.

Оснащение урока: учебник История. Наглядный материал: высказывания учёных о человеке. Карта мира. Словарь. Карточка-задание, Задание для доски.

Литература:

ХОД УРОКА:
Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.
Индивидуальная работа:

Карточка

Создать кроссворд со следующими словами:

ФЕТИШИЗМ АНИМИЗМ ТОТЕМИЗМ МАГИЯ ДУАЛИЗМ ПАЛЕОЛИТ МЕЗОЛИТ ЭНЕОЛИТ НЕОЛИТ ПИТЕКАНТРОП НЕАНДЕРТАЛЬЦ КРОМАНЬОНЕЦ

Работа у доски. Выбрать верования древних людей, расположить их на доске, дать определение.

ФЕТИШИЗМ
АНИМИЗМ
ТОТЕМИЗМ
МАГИЯ
ЯЗЫЧЕСТВО
ИСЛАМ
ПРАВОСЛАВИЕ
КАТОЛИЦИЗМ
ИДОЛИЗМ
ДУАЛИЗМ

Работа у доски. Расположить в хронологическом порядке периоды археологической периодизации и виды человека.

ПАЛЕОЛИТ
МЕЗОЛИТ
ЭНЕОЛИТ
НЕОЛИТ
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
АВСТРАЛОПИТЕКИ
ПИТЕКАНТРОПЫ
НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ
КРОМАНЬОНЦЫ

Работа с группой:

1.Дать определение понятиям периодизация и хронология.
2.Перечислить периодизации всемирной истории.
3.Как называется периодизация, представленная на доске?
4.Какой критерии учёные взяли за основу, создавая эту периодизацию?
5. Какие существуют теории происхождения человека?
6.В каком периоде появился человек?
7.Рассказать о развитии человека в палеолите.
8.Какие достижения были у человека в другие периоды?
9.Какими были общественные отношения в первобытности?
10.Какие были верования в первобытном обществе?

Формирование новых понятий и способов действий

План урока:
1.Определение понятия цивилизация.
2.Признаки цивилизации.
3.Виды цивилизаций.
4.Характеристика древневосточных и античной цивилизаций (сравнительная таблица).

1. Самостоятельная работа
Найти определение понятия цивилизация в учебнике ( ч. 2, стр. 310-311), в словаре. Чтение и запись в тетрадь.

Цивилизация – а) исторический процесс, последовавший за периодами дикости и варварства; б) ступень мирового прогресса, которая отличается сравнительно высоким уровнем развития производства, социальных отношений, политической жизни, науки и культуры; в) отдельная культурно-историческая общность людей со своими традициями.

Признаки цивилизации:

Самостоятельная работа (стр. 32-33)

· письменность

·строительство городов

·образование государства

·усложнение структуры общества

·отделение ремесла от сельского хозяйства

Самостоятельная работа (стр.32-33)

3.Виды цивилизаций (выделить виды и привести примеры)

-древневосточная
-античная
Можно разделить цивилизации по другим критериям. Работа с картой. Самостоятельная работа: дать название общее цивилизации.

Речные (учащиеся)
Приморские (учащиеся)
Сухопутные (учащиеся)


(Преподаватель)


(Преподаватель)


(Преподаватель)

Египетская
Крито-микенская
Урарту

Вавилонская
Финикийская
Мезоамериканская: майя, инки, ацтеки

Индийская
Греческая


Китайская
Римская


Хеттская




Время возникновения – IV-II тыс. до н.э.

4.Характеристика древневосточной и античной цивилизаций. Сравнительная таблица. Самостоятельная работа с учебником. (стр. 33)

Античная
Древневосточная




Египет
Города-государства Шумера
Вавилонское царство
Индия
Китай

Время возникновения







Природные условия







Основные занятия







Структура общества







Управление







Достижения








Формирование умений и навыков

1.Дайте определение цивилизации.
2.Признаки цивилизации.
3.Виды цивилизаций.
4.Работа с картой. Показать цивилизацию и дать краткую характеристику, используя таблицу.

Задание на дом:
§ 3, Доклады: Египетская, Индийская, Китайская, Вавилонская цивилизации в период расцвета.
Итог урока

Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с первыми цивилизациями в истории человечества и их отличительными особенностями.

Оценки за урок.











Дополнительный материал к уроку. Образцы докладов.

Цивилизации Древнего Востока.
Индия.
1.Время возникновения индийской цивилизации:
III-II тыс. до н.э. – зарождение индийской цивилизации в долине реки Инд.
2.Природные условия и занятия жителей:
Индия расположена на юге Азии. Её берега с запада, востока и юга омывает Индийский океан. На севере есть естественная граница – самые высокие горы в мире – Гималаи.
Климат жаркий. В июле и августе выпадают сильные дожди, в результате реки (Инд и Ганг) выходят из берегов.
Долина реки Инд более благоприятна для земледелия.
Здесь выращивают рис, хлопчатник, сахарный тростник.
Река Ганг – самая широкая и многоводная река. Берёт начало в Гималаях и в период ливней ведёт себя непредсказуемо. К тому же в долине реки Ганг гораздо жарче, чем в долине реки Инд. Жара и влага сделали возможным наличие здесь джунглей, поэтому заниматься земледелием здесь трудно. В основном жители занимались охотой собирательством, ремёслами.
3.Верования
Древние индийцы верили в загробную жизнь, переселение душ. с индуизмом, другими верованиями, В VII-VI веках до н.э. в Индии распространяется буддизм. Основатель религии – принц Сиддхарти Гаутама (Будда).
Основные положения.(самостоятельно из материала учебника стр 63 2 абзац)
Эта религия основывалась на делении индийского общества на касты – замкнутые слои. Переход из одной касты в другую запрещён. Только после смерти душа может прейти в другую касту. В зависимости от земных дел.
Касты: Жрецы (брахманы) – произошли изо рта Бога Брахмы, воины (кшатрии) – произошли от рук Бога Брахмы, земледельцы (вайшья) – произошли от бёдер Бога Брахмы, слуги – произошли из стоп Бога Брахмы.
Главные Боги: Брахма, Будда, Индра – повелитель дождя, Вач – богиня красноречия.
Неприкасаемые – слой людей, не входивших ни в одну касту. Жили вне пределов селений, с ними запрещено общаться. Это люди, преступившие закон, опустившиеся.
4. Достижения: изобрели сахар, шахматы, хлопчатобумажные ткани, десятеричную систему счёта.
В III веке до н.э. Северная и Южная Индия объединилась под властью царя Ашока.
Китай
1. Время возникновения древнекитайской цивилизации. II тыс. до н.э. – формирование китайской цивилизации в долине рек Хуанхэ и Янцзы.
2.Природные условия: Климат тёплый, обширные территории, наличие полноводных рек – всё это создало условия для занятий земледелием.
3.Верования: зороастризм, буддизм. Основное – конфуцианство. Основатель – Конфуций китайский мыслитель (VI-V вв. до н.э.)
Основные положения религии..(самостоятельно из материала учебника стр.63. 3 абзац)
4.Государственный строй и социальные отношения.
Ван – император, которому принадлежала земля.
Знать – главы родов – служили императору, получали в пользование землю
Чиновники (квалифицированные работники) – находились на государственной службе, получали землю в пользование и жалованье. На службу можно поступить, сдав сложные экзамены. Имели большой вес в стране.
Земледельцы и ремесленники – получали в пользование землю, платили налоги, выполняли различные повинности в пользу государства.
Всё население страны – это дети императора. Император – сын неба, а Китай – Поднебесная, центр Вселенной. Остальные – варвары.
5.Достижения: Грандиозное строительство Великой китайской стены. Строили 10 лет, длина – 5000 км., 400000 человек похоронено – самое длинное кладбище мира. Порох, шёлк, бумага, чай, компас.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15