Конспект урока истории в 6 классе Южная и Юго-Западная Русь


Конспект урока истории
Класс: 6
Тема: «Южная и Юго-Западная Русь».
Цель урока: показать особенности развития Киевского княжества и Галицко-Волынской земли; рассказать об отношениях Руси с половцами.
Задачи:
Образовательные:
- установить географическое положение указанных княжеств;
- объяснить задачи внутренней и внешней политики;
- познакомить с культурой Южной и Юго-Западной Руси, выявить влияние западной архитектуры в культуре Галицко-Волынской земли;
- выявить особенности развития Киевского княжества и Галицко-Волынской земли.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к историческому прошлому нашей страны.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать навыки работы с картой;
- продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника;
- совершенствовать технику и культуру речи детей;
- развивать умение делать выводы, слушать и слышать.
Оборудование урока: учебник, доска, мел, карта «Русь в период феодальной раздробленности в XII – XIII вв.», презентация «Южная и Юго-Западная Русь».
Форма урока – традиционная.
Тип урока – комбинированный.
План урока:
Киевское княжество.
Галицко-Волынская земля.
Ход урока:
№ п/пДеятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент
(1 мин.) Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Староста Анастасия Головачева назови, пожалуйста, отсутствующих. Приветствуют учителя, садятся.
Староста называет отсутствующих.
Проверка домашнего задания
( 15 мин.) На прошлом уроке вы выполняли тестовое задание. К сожалению, не все успешно справились. По результатам проверки я выделила несколько заданий, оказавшихся наиболее сложными для вас – большинство не справились с ними. Поэтому прежде чем приступить к проверке домашнего задания, мы обратимся еще раз к тесту и выполним работу над ошибками.
Обратите внимание на 1 слайд. Первое задание – нужно вставить слово вместо пропуска.
А) Самым знаменитым торговым путем являлся_____
Б) Около 1078 года трое старших Ярославичей вместе с боярами составили письменный свод законов, названный______
В) Из Киевской Руси вывозили в другие страны оружие из булата, ___, ____, ______.
Обратите внимание на слайд 2.
Второе задание – по какому принципу образованы ряды?
А) хазары, печенеги, половцы;
Б) Святой, Ласковый, Красное Солнышко;
В) Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота.
Обратите внимание на слайд 3.
Третье задание – нужно установить соответствие:
А) Владимир Святой;
Б) Ярослав Мудрый.
1. выбор митрополита всея Руси русского по происхождению;
2. создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами;
3. реформа язычества;
4. разгром печенегов под Киевом;
5. выход на Корсунь;
6. строительство Софийского собора в Киеве;
7. принятие христианства.
Молодцы, отлично справились с заданиями!
Теперь переходим к проверке домашнего задания.
Обратите внимание на слайд 4.
Первый вопрос: Когда наступил новый этап русской истории – эпоха раздробленности? Назовите причины.
Хорошо.
Отвечаем на второй вопрос – Означала ли раздробленность конец существованию Древнерусского государства. Свой ответ аргументируйте.
Отлично! Молодцы!
Переходим к третьему вопросу – Перечислите последствия раздробленности Руси.

Заключительный четвертый вопрос – Объясните понятие натуральное хозяйство.
Молодцы!
Итак, давайте подведем итог: в первой половине XII в. в Древней Руси наступил удельный период. Вместо единого государства возникло несколько самостоятельный княжеств, которые в свою очередь, дробились на более мелкие. Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила ее обороноспособность. Читают первое задание.
Называют правильные ответы:
А) путь «из варяг в греки»;
Б) «Русской правдой»;
В) мех, воск, мед.
Читают второе задание и отвечают:
А) племена кочевников, с которыми воевала Русь;
Б) прозвища, данные народом Владимиру I;
В) наиболее значимые памятники архитектуры в Киеве – X – нач. XII вв.
Читают третье задание и отвечают:
А) Владимир Святой:
- 2. создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами;
- 3. реформа язычества;
- 5. выход на Корсунь;
- 7. принятие христианства.
Б) Ярослав Мудрый:
- 1. выбор митрополита всея Руси русского по происхождению;
- 4. разгром печенегов под Киевом;
- 6. строительство Софийского собора в Киеве.
I. Отвечают: со второй половины XI в. наступил новый этап русской истории – эпоха раздробленности. Причины:
- разрастание династии Рюриковичей;
- усобицы между князьями;
- рост крупного землевладения;
- натуральное хозяйство;
- развитие городов и ремесел;
- стремление князей к независимости;
- Любечский съезд 1097 г.
Отвечают – нет. Было нечто общее, что сохраняло, единство русских земель.
Язык.
Православная церковь.
Система обороны.
Культура.
Идея единства
«Русская Правда».
III. «+» - рост экономики;
- обогащение культуры княжеств;
- рост городов.
«-» - ослабление военной мощи;
- усобицы между князьями.
Отвечают - Натуральное хозяйство — тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.
Изучение новой темы
( 20 мин.)
Закрепление.
( 3 мин.)
Домашнее задание, выставление оценок ( 1 мин.)
Сегодня мы с вами продолжим говорить об удельном периоде и подробнее остановимся на рассмотрении Киевского княжества и Галицко-Волынской земли.
Открываем тетради и записываем тему: «Южная и Юго-Западная Русь».
По ходу моего объяснения вы будете заполнять таблицу в тетради. Поэтому сейчас сделайте заготовку. Таблица состоит из 3 столбцов и 6 строк.
Прежде чем приступить к заполнению давайте найдем на карте эти княжества. Внимание на доску. Открываем учебники на стр. 89, следим по карте учебника.
Начинаем работать с таблицей – слайд 7.
1.Киевское княжество расположилось на Среднем Поднепровье. Это земли, находившиеся в лесной и лесостепной зоне.
Галицко-Волынские земли занимали территорию от Карпат и Днестровско-Дунайского Причерноморья на юго-западе до Литвы и Полоцкой земли на севере.
2. - Киев оставался церковным и религиозным центром Руси. Правление сразу 2-х князей.
- Один из крупнейших торговых и ремесленных центров на западе Руси. Борьба сильного боярства с абсолютной княжеской властью.
3. - Постоянные контакты с иностранными купцами, а так же частые набеги со стороны степных соседей кочевников.
- Постоянные контакты с Венгрией и Польшей, а так же борьба за Киевский престол.
4. - Развитие архитектуры, иконописи литературы.
- Развитие летописания, Архитектуры.
5. - Юрий Долгорукий
- Даниил Романович, Роман Мстиславович.
6. - Киевское княжество хоть и потеряло абсолютную власть над русскими землями, но все ровно в силу традиций осталось ареной борьбы князей.
- Галицко-Волынская земля отличалась высоким уровнем развития хозяйственной и культурной жизни, особенностью её было постоянное противоборство князей и боярства.
Итак, мы с вами закончили заполнение таблицы и выделили главные особенности каждого из княжеств.
Ответьте на вопросы:
Кто стал объединителем Галицкого и Волынского княжеств?
Какую систему княжеского управления создали киевляне?
Параграфы 14-15, 7 вопрос стр. 99.
Открывают тетради и записывают тему урока.
Делают заготовку таблицы в тетради.
Определяют по карте границы княжеств.
Открывают учебник и следят по учебнику.
Слушают, начинают заполнять таблицу.

Отвечают:
Объединителем Галицкого и Волынского княжеств стал потомок Владимира Мономаха Роман Мстиславич.
Правили сразу двое князей из разных ветвей Рюрикова рода. Один князь, считавшийся старшим, жил в Киеве, а другой – в Вышгороде или Белгороде, неподалеку от столицы. В военные походы князья ходили вместе, вместе вели и внешнюю политику.