Инструкция для выполнения практической работы № 6 Влияние контейнеризации на организацию и управление процессом доставки грузов
















ИНСТРУКЦИЯ

для выполнения практической работы № 6
Влияние контейнеризации на организацию и управление процессом доставки грузов


Дисциплина: Транспортная система
для специальности:
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)





Разработал:
преподаватель А. В. Кузнецов










г. Воронеж, 2013
Тема: Влияние контейнеризации на организацию и управление процессом доставки грузов

Цели: Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса

Правила выполнения практического занятия

1 Ознакомиться с теоретическим обоснованием практического занятия.
2 Оформить отчет.
3 Ответить на контрольные вопросы.
4 Сдать отчет по практическому занятию.

Теоретическое обоснование

Требования современной экономики в повышении скорости доставки грузов с гарантированным уровнем качества достижимы только при использовании современных бесперегрузочных технологий, основой которых является контейнерная система перевозок. Контейнерная система представляет собой комплекс технических, технологических и организационных решений, обладающих определенной независимостью от вида используемого в доставке вида транспорта. Основой контейнерной системы является унифицированный типоразмерный ряд большегрузных контейнеров, в которых товар без перегрузки может следовать от изготовителя до потребителя. Доставка товара от продавца к покупателю с участием нескольких видов транспорта в международном сообщении по варианту «от двери до двери» в настоящее время немыслима без использования контейнеров.
Преимущество контейнерных технологий заключается в ускорении доставки грузов, обеспечении их сохранности, экономии за счет использования облегченной тары или только потребительской упаковки.
В целях обеспечения управляемости всего процесса доставки грузов по схеме «от двери до двери» грузовые операции по завозу-вывозу контейнеров должны выполняться с полным ТЭО, которое включает в себя:
-оформление плановой, коммерческой и перевозочной документации;
-прием груза в контейнерах с выдачей установленного документа на складах грузоотправителя и передача прибывшего груза и документов грузополучателю;
-завоз-вывоз груженых и порожних контейнеров;
-сопровождение груза;
-производство расчетов за все операции.
Деятельность экспедиционных организаций объективно способствует вовлечению в контейнеризацию мелкопартионных грузов, а также грузов, ранее считавшихся неконтейнеропригодными.
Согласно Международной конвенции по безопасным контейнерам, которая была открыта для подписания 31 декабря 1973г., а вступила в силу 6 сентября 1977 г., грузовой контейнер рассматривается как единица транспортного оборудования многократного применения.
В соответствии с определением Конвенции контейнер это транспортное оборудование:
-имеющее постоянный характер и достаточно прочно для многократного использования;
-специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки находящегося в нем груза и с учетом необходимости удобного его крепления на ТС и обработки, для чего снабжено угловыми фитингами;
-площадь которого, заключенная между четырьмя внешними нижними углами, составляет не более 14м2 или не менее 7м2 при наличии верхних угловых фитингов.
Согласно условиям Конвенции контейнеры могут изготавливаться из любого материала и считаются безопасными, если они выдержали без проявления достаточной деформации или неисправностей, которые могут повлечь за собой невозможность его использования, все испытания:
-по подъему контейнера;
-на штабелирование;
-сосредоточенную нагрузку;
-поперечную жесткость конструкции;
-продольную нагрузку.
Установлены жесткие технические нормы и требования, которым должен отвечать испытуемый контейнер.
Среди правовых актов, регулирующих коммерческо-организационные вопросы осуществления международных контейнерных перевозок, необходимо выделить Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров 1972 г., цель которой унификация и упрощение требований, процедур и правил пересечения контейнерами границ различных государств. В Таможенной конвенции изложены:
-условия и процедура ввоза груженых и порожних контейнеров
на территорию стран;
-порядок временного использования контейнеров;
-порядок допущения контейнеров к перевозкам под таможенными пломбами;
требования к маркировке контейнеров.
Согласно Таможенной конвенции контейнер транспортное оборудование полностью или частично закрытое, вместимостью не менее 1м3, отвечающее определенным требованиям к его конструкции и предназначенное для перевозки грузов. Принадлежностью контейнера могут быть холодильная установка (рефрижераторные контейнеры), поддоны для груза, устройства для размещения и крепления груза.
Наложения Таможенной конвенции распространяются на контейнеры, имеющие соответствующую, утвержденную данной Конвенцией маркировку, в которую входят следующие данные: наименование страны (полностью или кодом); идентификационные данные владельца контейнера или организации, им владеющей или его эксплуатирующей; масса тары контейнера, включая его постоянное оборудование и приспособления.
Каждый контейнер, удовлетворяющий требованиям Таможенной конвенции, должен иметь табличку о допущении его к перевозке под таможенными печатями и пломбами, которая представлена на рис. 1. На ней указывается тип контейнера, страна, где выдано допущение к перевозке, номер допущения и год выдачи, заводской номер контейнера.
Для допущения к перевозке под таможенными печатями и пломбами контейнер должен отвечать следующим требованиям:
- конструкция контейнера не должна допускать возможности извлекать из него грузы или загружать их в него без нарушения таможенных печатей и пломб;
- контейнер не должен иметь скрытых мест, в которых возможно размещение груза;
- любая часть контейнера должна быть легко осмотрена таможенными органами;
- должна быть обеспечена возможность легко и просто наложить пломбы и произвести опечатывание контейнера.
Кроме того, каждый контейнер, который используется в международных перевозках, что регламентируется Международной конвенцией по безопасным контейнерам, может быть допущен к эксплуатации только при наличии классификационного свидетельства, выданного уполномоченным на то органом.




Рисунок 1 Табличка о допущении контейнера к перевозке под таможенными печатями и пломбами



Рисунок 2 Табличка о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности:
1 страна, предоставившая допущение, и его номер, 2 дата изготовления; 3 идентификационный номер контейнера завода-изготовителя; 4 максимальная эксплуатационная масса брутто (в кг и фунтах); 5 допустимая масса на штабелирование при нагрузке l,8g; 6 нагрузка при поперечном испытании на жесткость конструкции; 7 прочность торцевой стенки; 8 прочность боковой стенки, 9 даты профилактических осмотров

Технический надзор за изготовлением и эксплуатацией контейнеров осуществляют классификационные общества, в том числе Российский Морской Регистр Судоходства на основе стандартов Международной организации по стандартизации, Таможенной конвенции и утвержденных правил Международной конвенции по безопасным контейнерам.
В связи с этим к левой нижней части двери контейнера должна быть прикреплена табличка (рис. 2), которая свидетельствует об аттестации этого контейнера на безопасность национальным надзорным органом страны участника Международной конвенции по безопасным контейнерам. Аттестация взаимно признается всеми странами, подписавшими Конвенцию. Контейнер, на который выдано соответствующее свидетельство, должен подвергаться осмотру и переаттестации регулярно не реже 1 раза в 2 года в течение всего срока службы.
Все контейнеры по своему назначению подразделяют на универсальные, предназначенные для перевозки штучных грузов широкой номенклатуры и крупных грузовых единиц, и специализированные, предназначенные для перевозки конкретных групп однородных грузов (скоропортящиеся, сыпучие, требующие особых температурных режимов, жидкие).
Независимо от назначения и конструктивных особенностей все контейнеры стандартизированы по массе брутто и габаритным размерам. В основе всей мировой системы контейнерных перевозок лежат контейнеры международного стандарта, разработанного Международной организацией по стандартизации на модульной основе. Модуль представляет собой квадратное сечение размером 2438Ч2438 мм; эта постоянная величина (8Ч8 фут) называется контейнерным модулем ISO. Длина контейнеров является кратной основному модулю 1528мм (с учетом установленных зазоров по длине 76,2мм между рядом стоящими контейнерами).
В практике работы транспортно-экспедиционных организаций наиболее часто используют следующие типы контейнеров.
Двадцатифутовый контейнер 1C (в транспортной документации встречаются обозначения 20' DC dry container; 20'DV dry van; 20'GP general purpose) используется для перевозки штучных товаров широкой номенклатуры, в основном при автомобильных и железнодорожных перевозках. При ширине и высоте контейнера 2438 мм его длина составляет 6058мм. Контейнеры повышенной высоты (2591 мм) имеют обозначение 1СС. В свою очередь, двадцатифутовые контейнеры подразделяют на стандартные и тяжелые (НТ heavy tested). Грузоподъемность стандартных максимум 22 т, грузоподъемность тяжелых 28 т. Тяжелые контейнеры применяют для перевозок сырья и металлов, поскольку высокая грузоподъемность в этом случае позволяет оптимально использовать и грузовместимость, и грузоподъемность контейнера.
Стандартный сорокафутовый контейнер IA (40'DC, 40'DV, 40'GP) используется для перевозки штучных товаров широкой номенклатуры в основном при морских перевозках. Кроме стандартных сорокафутовых контейнеров (ширина и высота 2438мм, длина 12192 мм) используются высокие сорокафутовые контейнеры (40'НС high cube) высотой 2591 мм 1АА или 2 896мм 1ААА.
Кроме универсальных в перевозках широко используют специализированные контейнеры, которые учитывают специфику отдельных видов груза и позволяют существенно расширить спектр услуг, предлагаемых перевозчиком.
Двадцатифутовый рефрижераторный контейнер (20'RC reefer container) и сорокафутовый рефрижераторный контейнер (40'RC) используются для перевозок грузов, требующих специальных температурных режимов хранения, и имеют стандартные массово-габаритные характеристики. Кроме стандартных используют также высокие сорокафутовые рефрижераторные контейнеры (40'HRC high reefer container).
Двадцатифутовый контейнер с открытым верхом (20'ОТ open top) и сорокафутовый контейнер с открытым верхом (40'ОТ) используют для перевозки навалочных грузов, нестандартных и негабаритных грузов, поскольку позволяют производить вертикальную загрузку или разгрузку, а в некоторых случаях перевозить грузы, превышающие по высоте контейнер, за счет тента.
Двадцатифутовый флэт-рэк (20'FR flat rack) и сорокафутовый флэт-рэк (40'FR) обладают высокой грузоподъемностью (28т 20'FR и 40 т 40'FR) и специфической конструкцией и позволяют перевозить негабаритные и тяжеловесные грузы. В сложенном состоянии контейнер занимает мало места, что немаловажно при хранении и выполнении терминальных операций.
Двадцатифутовый контейнер-цистерна (20ТС tank container) используют для перевозки наливных, в том числе опасных, грузов.
Контейнерные перевозки являются самым универсальным и распространенным способом доставки тарно-штучных грузов, обеспечивающим их быструю доставку и сохранность.
Особое место в общей системе контейнерных перевозок занимает система контейнерных перевозок через терминалы, которая включает в себя следующие операции:
- подвоз (развоз) контейнеров на терминалы;
- переработка контейнеров на терминалах;
- магистральные перевозки между терминалами.
В связи с этим основная цель агентского обслуживания обеспечение быстрой и качественной обработки массового потока контейнеров на терминалах и передвижение их от склада грузоотправителя к складу грузополучателя. Основными обязанностями агента в контейнерной системе являются следующие:
- обеспечить грузоотправителей порожними контейнерами в соответствии с объемом грузов, предъявляемых к перевозке каждым отдельным грузоотправителем;
- обеспечить своевременную сдачу контейнеров, находящихся в аренде, после их освобождения;
- поддерживать постоянный запас контейнеров на складе (терминале), где формируются грузовые партии;
- обеспечить прием-сдачу каждой единицы оборудования от ТС (судно, железнодорожный терминал и т.п.) к многочисленным третьим лицам;
- обеспечить мелкий текущий ремонт транспортного оборудования силами собственных специалистов;
- поддерживать удовлетворительное техническое состояние парка оборудования (оборудование должно быть всегда пригодным для безопасного использования для различных грузов);
- в случае необходимости устанавливать виновников поломок оборудования.
Перевозка грузов в контейнерах требует дополнительных операций, связанных с тем, что контейнеры, находящиеся в собственности владельцев других стран, ввозятся в страну назначения в груженом или порожнем состоянии в соответствии с процедурой временного ввоза. Временный ввоз предполагает последующий вывоз с освобождением от уплаты таможенных пошлин и сборов за сам контейнер и неприменение импортных запрещений и ограничений.
Таможенная конвенция предусматривает, что перевозка груза в контейнере на территории другой страны должна осуществляться по разумно прямому маршруту и доставляться, насколько это возможно, ближе к месту, где он должен загружаться экспортным грузом или вывозиться порожним. Перед вывозом контейнер можно использовать во внутренних перевозках только один раз; это накладывает на собственника контейнера (экспедитора) обязанности по возврату порожнего (груженого) контейнера. Таможенной конвенцией предусмотрены следующие положения:
- владелец или организация по эксплуатации контейнеров должны быть представлены в стране, в которую контейнеры ввозятся в соответствии с процедурой временного ввоза;
- таможенным органам указанной страны ввоза по требованию предоставляется подробная информация о движении каждого контейнера, ввезенного в соответствии с процедурой временного ввоза;
- в случае невыполнения условий временного ввоза уплачиваются ввозные пошлины и сборы.
В большинстве случаев все эти операции владелец контейнера не может выполнить в полном объеме, поэтому привлекает экспедитора, организующего перевозку груза в контейнере. Экспедитор помимо договора транспортной экспедиции с грузовладельцем заключает договор с собственником контейнерного парка об ответственности экспедитора за возврат контейнеров. На основании этого договора с момента пересечения границы контейнер находится под ответственностью экспедитора. За каждые сутки пользования контейнером экспедитор вносит установленную договором плату, а за невозврат компенсационную плату за утерю в размере оговоренной стоимости контейнера.
Основными обязанностями экспедитора при организации доставки груза в контейнерах являются следующие:
- экспедитор должен контролировать процесс укладки груза в контейнер, для того чтобы обеспечить сохранность груза и контейнера. При загрузке контейнера экспедитор должен учитывать следующие основные правила загрузки контейнера грузом:
распределять вес груза равномерно по всему полу контейнера; размещать тяжелые предметы на дно контейнера, а легкие сверху (рекомендуется, чтобы масса каждого ГМ не превышала 300 кг);
обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру контейнера; если этого достичь невозможно, информировать об этом перевозчика; заполнять прокладочными материалами свободное пространство между грузом и стенками контейнера; обеспечивать полное использование вместимости контейнера; при загрузке строго учитывать предельные показатели грузоподъемности контейнера;
- экспедитор должен обеспечить грузовладельцу возможность контроля движения контейнера и получение информации о его текущем местонахождении;
- при приеме экспедитором контейнера он обязан произвести визуальный осмотр контейнера в отношении его пригодности к перевозке и проверить наличие:
таблички о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности (см. рис. 2);
таблички о допущении контейнера для перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами (см. рис. 1). Отсутствие таких табличек может послужить основанием для недопущения контейнера в страну импорта или наложения штрафа на перевозчика;



Рисунок 3 Свидетельство (сертификат) об укладке и креплении груза в контейнере при перевозке морским транспортом

- при передаче контейнера перевозчику для дальнейшей отправки в пункт назначения экспедитор должен передать ему вместе с контейнером упаковочный лист и Свидетельство (сертификат) об укладке и креплении груза в контейнере. Образец такого сертификата, принятого на морском транспорте, представлен на рис. 3. Упаковочный лист содержит наименование грузоотправителя и грузополучателя, номер коносамента, спецификацию груза, его массу и объем, количество ГМ, массу и объем каждого ГМ.


Контрольные вопросы

1 Контейнерная система.
2 Типы контейнеров.
3 Основные обязанности агента в контейнерной системе.
4 Основные обязанности экспедитора при организации доставки груза в контейнерах.


Список использованных источников

1 Аксенов И.Я. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2008.
2 К.И.Плужников «Транспортно-эксплуатационное обслуживание. М., АСМАП, 2007.
3 Контейнерная транспортная система. Под редакцией Л.А. Когана. М., Транспорт, 2006.
4 Троицкая Н.А. и др. Единая транспортная система. – М.: ACADEMA, 2007.
5 Страхование ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Ингосстрах, 2007.
6 Транспортная логистика. Под ред. Л.Б.Миротина. МАДИ, 2006.
7 О.В.Сиваков Транспортное право. М. Былина, 2006.
8 Шишков. Экспедиционное обслуживание предприятий и организаций автомобильным транспортом. М, Транспорт, 2007.
9 Сборник: Основные документы при выполнении международных перевозок. М., АСМАП,2008.
10 Правила централизованного завоза-вывоза грузов с железнодорожных станций. Письмо МПС РФ от 14.05.93 № С-405у АК-7 ЦМ-180.
11 Федеральный закон от 14.05.93 № С 405.
12 Гарабурды В.Г и др. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2007.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 215