Конспект урока по истории на тему Из книжной сокровищницы Древней Руси


Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси. Тип урока: комбинированный Цель: познакомить учащихся с возникновением письменности на Руси; с создателями старославянской азбуки.
УУД: Личностные: контролировать и оценивать свою работу и её результат. Регулятивные: научиться соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить. Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию полученную на уроке. Коммуникативные: учиться доносить информацию до другого учащегося, слушать и понимать речь других. Оборудование: учебник Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков; презентация.
1.Орг. моментВот опять звенит звонок -Приглашает на урок.Начинаем мы опятьПо истории шагать
2.Опрос д.з.- Сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о Древнем Киеве и Новгороде.1 вариант – рассказывает о Киеве;2 вариант – рассказывает о Новгороде.3. Самоопределение к деятельности- Мы  продолжаем  изучать  историю  нашего государства.
Тему  нашего  урока  мы определим  после  анализа  двух  ситуаций.
 Ситуация 1                
Из  уст  в  уста передавали  в древности  состав  сборов   трав, из которых  готовили  целебные  отвары. Но  бывало так, что   целебный отвар  мог  стать ядом и принести не выздоровление,  а смерть больному.
- Догадайтесь, почему могли происходить  такие  случаи.  Выберите способ с помощью,    которого  можно было бы  избежать такой ситуации:
а)  нарисовать  лекарственные  травы.
б) написать  рецепт.
в) изготовить лекарство и предлагать его  в готовом  виде.
     (написать рецепт).
Ситуация 2 Однажды  молодой  князь получил от отца  через  иностранного купца предметное  письмо: стрелу,  мешочек  с землей и след, вырезанный  из кожи.
  Сын  понял послание так:  «Вскоре надо  ждать отца  в  гости, так как след его уже давно простыл на родной  земле, и он стрелой мчится ко мне»
  Долго  ждал  сын отца. А отец  тем  временем  ждал  сына. Ведь  своим посланием  старый  князь  просил о помощи: «Выручай, враги топчут  нашу родную  землю, а их стрел так много, что они затмили  собою солнце».     
- Как вы думаете, каким способом  нужно  было передать сообщение, чтобы оно было понятно  и отцу и  сыну.
а) нарисовать картину;
б)  послать гонца  с устным  сообщением;
в) написать  письмо.
       (написать письмо.)
- Какой же вывод  можно  сделать?(Самым  надежным  способом  и в одном и в другом  случае оказались бы письменные написания, которые  можно передать  очень  точно не только  друг  другу, но и будущим  поколениям. А для этого, конечно, надо иметь азбуку, знать  письменность.
- Тема нашего урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.
- Каковы цели  нашего урока, вы определите, восстановив предложения.   А) письменность Кто Руси славянскую на создал? (Кто создал славянскую письменность на Руси?)Б) на чем Руси На писали и чём? (На чём и чем писали на руси?)4. Работа по теме урока1. Кто создал славянскую письменность на Руси?
- А как печатались первые книги?- Почему их было мало?- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книгистоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.- Впрочем, давайте начнем по порядку.- Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4,5).- Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:  «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»- Чем отличаются буквы и звуки?  (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим) Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей.- Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)- Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)- Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)
Сообщение учителя, составление слов- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (слайд 6) - Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.Рассмотрите иллюстрацию (слайд)- Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11).- Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было  записать устную речь.- В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году. - 863 год – какой  век?- В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменностии культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открытпамятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установленаНеугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).Физминутка. Покачайтесь, покружитесь.
  Потянитесь,  распрямитесь
  Приседайте,  приседайте.
  Пошагайте,  пошагайте.
  Встаньте  на носок,  на  пятку.
  Поскачите – ка   вприсядку.
  Глубоко  теперь  вздохните.
  Сядьте тихо,  отдохните.
  Все в порядок приведите.2. На чём и чем писали в Древней Руси?- В Древней Руси создавались летописи.- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам.(Славянское слово «лето» -переводится год)- Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).- В конце  11веке - начале 12 века  в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет». (Слайд 14).- О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». ) (Слайд 15).- Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.- Работа с учебником. (стр. 56-57). (Слайд 16).Сейчас давайте прочитаем статью в учебнике стр.56-57.Найдете ответ на следующие вопросы:1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)3.Что такое киноварь? (краска оранжево-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета)4. Какими были книги в Древней Руси? (Слайды 17-19).(Описание книги учащимися)5. Итог урока- Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке. - Славянскую письменность создали X и Y.
(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)- Как чтят память об этих  героях  русской  земли?- На Руси писали на «?» и «?», используя для этого «?» и «?». (На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья).6. Рефлексия- Что интересного, что нового вы узнали?- За что бы вы  похвалили себя?- Что у вас особенно получилось?