Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ. «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему: «Формы организации групповой работы»


Министерство образования и науки Самарской области.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов Самарский областной
институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ.
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему:

«Формы организации групповой работы»








Выполнила
Карнаухова Наталья Павловна
учитель математики
Старо-Семенкинского филиала
ГБОУ СОШ с Старый Маклауш
Клявлинского района Самарской области.




Самара.2014 г









1.Актуальность .

- актуальность темы, мотивация ее выбора, соотнесение личного опыта по решению профессиональной проблемы с достижениями педагогической науки и практики;

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ.
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения.
Личный опыт по решению данной профессиональной проблемы приводит к выводу:
качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества, сформировал Л.В. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения» .
По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность.
2.Противоречия 3.Проблема

- противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования;

Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а следовательно сдерживает процесс развития учащихся.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм обучения, которая более отвечала бы требованиям компетентносно
-ориентированного обучения.
Я считаю , что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса


С недавних пор я стала практиковать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса. На уроках использую парную, групповую формы организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками – один из факторов развития учащихся.


4.Цель работы с опорой на анализ литературы и опыт практической работы: организовать коллективную работу со школьниками на уроках.
5.Задачи

Проанализировать программу и выделить в ней возможные темы для выполнения цели работы.

Средства решения проблемы
Определить круг источников информации
Определить методы получения информации, ее обработки

Организовать исследовательскую деятельность в ходе выполнения данной работы (мониторинг результатов ).
Сбор информации
Решение промежуточных задач
Анализ информации
Формулирование выводов


7.Гипотеза
Я полагаю, что данная форма учебного процесса повысит уровень развития учащихся.
8. Ожидаемые результаты
- полученный или прогнозируемый результат, механизм его оценки, инструменты оценивания результата;


Учащиеся должны сформировать Коммуникативную компетентность


Ученик
- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры,

- излагает тему, имеющую сложную структуру и грамотно использует вспомогательные средства,

- определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом

- определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией

- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления,

- использует невербальные средства или наглядные материалы,

- работает с вопросами, заданными в развитие темы,

- воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность

- высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога

- ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,

- ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы,

- ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга


9.Критерии оценки

ТЕСТЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
И.С. Фишман
Методическое пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений

- механизмы реализации выдвинутых идей;

9.теоретическая часть

Согласно «Закону об образовании», содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Поэтому неслучайно моя методическая тема «Формирование коммуникативной компетенции». Приступив к работе над ней, я изучила педагогические технологии, которые направлены на формирование опорных компетенций личности.
Я поняла, что именно применение технологий личностно – ориентированного обучения позволяет в большей степени формировать ключевые компетенции, среди которых важное значение имеет коммуникативная, которая в большей мере формируется в процессе организации групповой работы
Сначала я выяснила, что компетенция – это приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе со способностью применять полученные знания и умения на практике.
Компетентностный подход – одно из ключевых понятий в обновлении содержания общего образования. Это не просто набор ЗУНов, которыми должен овладеть выпускник, а некий интегрированный результат, нацеленный на решение сложных проблем.
Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Ключевыми были признаны следующие компетенции:
Технологическая компетенция
Самообразовательная компетенция
Информационная
Социальная (соотнесение своих устремлений с интересами других людей)
Коммуникативная
Таким образом формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.


Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

* Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
* Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
* Обязателен разбор ошибок совместной работы.
* Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
* Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
* Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
* Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Ниже я постараюсь разобрать некоторые особенности этого вида деятельности.

Преимущества группового обучения:

1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
5. Воспитывается взаимоуважение.
6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
9. Реализуется принцип деятельности.
10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
11. Учащиеся усваивают больший объем материала.
12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.
13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
14. Минимальный объем домашнего задания.
15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.
Примерные правила работы в группе.

Можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др. (во второй половине мастер – класса провести данную работу по группам и определить общие правила работы).

Способы формирования групп.

Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Ранее я уже отмечала несколько показателей, которые можно учитывать. Вот несколько примеров:

* Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. . В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
* Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
* Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.
o По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группового взаимодействия.
o По решению учителя. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы:
Н – не достигшие минимального уровня.
М – достигшие минимального уровня.
О – достигшие общего уровня.
П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.
Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.
o Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

В качестве примера представляю вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.

* Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.
* Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.
* «Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.

6. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).

Примерное ролевое распределение в группе:

* Организатор (лидер) – организует работу группы.
* Секретарь – оформляет решение группы.
* Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
* Спикер – представляет результаты работы группы.
* Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
* Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Способы организации группового взаимодействия.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:

1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.


За время работы над данной темой мной было изучено большое количество методической и периодической литературы, из которой я выяснила, что коммуникативная компетенция – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным).
На мой взгляд, работу по формированию у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: развитие речи и этикет общения.
Работа по развитию речи осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия и внеурочную деятельность.
Наша основная задача на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность. Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
1. Уроки – диспуты позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других.
1. Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрыть творческий потенциал ребят, но и цивилизованно общаться между собой, вести себя в соответствии с требованиями этикета.
3. Уроки - встречи повышают уровень креативности детей, застав-ляют по-новому взглянуть на современное творчество. На своих уроках мы применяем различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.
4. Мы считаем, что групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности.
5. Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их.
Сочинения - миниатюры с разными вариантами исполнения: может быть дана одна тема, дети должны создать текст в произвольном направлении. Могут быть даны опорные слова - тему формулируют учащиеся; может быть дан вывод - весь текст, подводящий к данному выводу, создают самостоятельно дети.
Дана спорная ситуация - нужно аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность. Мы периодически используем такое задание на творческих пятиминутках, давая тему, вызывающую противоречия.
Нравится детям задание разукрасить текст (дан текст о природе, нужно вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать ребятам вывод о роли прилагательных).
6.Заставляет раскрываться творческий потенциал обучаемых , учит общаться их друг с другом такая форма работы, как создание газет определенной тематики.
8 Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатся находить дополнительные лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов. Семиклассники на уроке развития речи «Создание словесного портрета» сделали открытие, обнаружив, что портретом называют только описание человека.
9 Лексико - семантическая работа со словарными словами. Например, одно из заданий, которое учащиеся получают при изучении новых слов: сделать карточку с толкованием слова и его изображением, возможны другие варианты: зашифровать слова виде ребусов, создать кроссворд с использование словарных слов, формулирование вопросов к кроссворду тоже позволяет ввести слово в речь ребёнка и научит грамотно его использовать. Как правило, данные задания предлагаются детям на выбор, что опять-таки подразумевает необходимость выбора, принятия решения и ответственности ребёнком. А это составная часть коммуникативной компетенции.
10 Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности
Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе , приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.
11 Последовательное конструирование предложений с опорой на заданное слово помогает не только развить речь, но и заставляет уважительно относиться к работе других, в то же время даёт возможность повторить и закрепить изученный материал.
12 Поэтапная работа с текстом: разбивка текста на части, составление плана, подбор нужного слова, элементы комплексного анализа текста. В данной работе нам очень помогают рабочие тетради с заданиями для комплексного анализа.
13 Речевые разминки. Например, на доске записан текст . Разминка организуется по следующим вопросам:

·
·
· Прочитать выразительно, стараясь передать авторский восторг перед утренней зарёй.

·
·
· В каких словах, по-вашему, выражено отношение И.С.Тургенева к такому явлению природы, как утренняя заря?

·
·
· Какие чувства вызывает у автора заря?

·
·
· Озаглавьте отрывок словами из текста.
14 Различные грамматические диктанты . Например, необходимо добавить определение к словарным словам, графические диктанты. Например, в 5 классе при изучении темы «Члены предложения»на одном из уроков я предлагаю составить предложения по данным схемам. Задание разноуровневое. Дети сами выбирают то, что им по силам: либо со¬ставить отдельные предложения, либо связать их в один текст.

· Записать слова по мере усиления признака (шептать - ... - ... -...;розовый - ... - ...), аукцион слов (кто больше запишет слов за определенный отрезок времени по определенному признаку.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи подростков да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы.
Для этого мы разработали и провели с родителями цикл бесед на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)».
Мы предложили родителям дома поиграть с детьми: «Кто хуже всех го-во¬рит».(баллы за неправильные или грубые слова). Награда по итогам месяца -книга или билет в кино. Полкласса уже играют.
В классе провели классные часы: «Кто я и кто моя семья», целью данного классного часа было познакомить учащихся с основами генеалогии, изучить лексику, относящуюся к семантическому полю «родственные связи». «Эти незнакомые знакомые слова», где ребята познакомились с интересными фактами этимологии. Например, выяснили, что подсолнечник (подсолнух) появился почти 500 лет назад в Европе. Его Родина - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок солнца, сын солнца. Итальянцы, испанцы, французы называют его - повёрнутый к солнцу. И у нас, русских, он считается другом солнца, поэтому и называем мы его подсолнечник .
15 в практической своей деятельности мы используем следующие
варианты построения уроков с использованием электронного учебника ,
1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером).
Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе
закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного
учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15- 17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной
формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека).
В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле
параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга.
Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и
обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения. Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.
Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию

Мониторинг.
Нам интересны результаты мониторинга по содержанию. Мы получили полную информацию об усвоении каждой структурной единицы учениками . На основе таких данных выявляется материал, который вызвал затруднения у учащихся, что позволяет нам разрабатывать методические
рекомендации по преодолению этих трудностей. Система
педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень знаний учеников по предметам, видеть его динамику, активизировать методическую работу по конкретным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного процесса и на основе данных педагогического мониторинга осуществлять его корректировку.
- перспективы решения проблемы
Результаты работы над проектом.
Думаем, что благодаря этой работе, небольшие, но всё же результаты уже есть. По итогам анкетирования, которое проводилось среди родителей, на вопрос слежу ли я за своей речью? 5 родителей из 25 ответили, что стали чаще обращать внимание на то, как говорят. На вопрос Нужны ли, на Ваш взгляд, подобные мероприятия по развитию речи? 19 человек ответили утвердительно, что составило 76% от общего числа родителей. И лишь 6 из них считают, что данная работа к большим изменениям не приведёт.
С семиклассниками готовим пятиминутные сообщения для малышей «Говори правильно». Данные пятиминутки составили целый цикл и проводятся в классах начальной школы 1 раз в четверть.
Выпускаем листовки «Мусор прочь из нашей речи».



Литература:

* Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
* Вопросы проблемного обучения в школе / Под ред. М.И. Махмутова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1970.
* Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - Журнал "Высшее образование сегодня", 2003 , № 5, с. 34-42.
* Подласый И.П. Педагогика: Учебник.- М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
* Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 17 с.
* Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.:Юристъ, 1997.-512 с.
* Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость //Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4. - с. 8-12.


Приложение

Урок русского языка в 3 классе.



Дата проведения урока: 10 ноября 2011г.

Тема: Урок развития речи.

Цели урока:

- формирование ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности к его бытию;

- формирование у учеников осознания себя носителями русского языка;

- развитие речи учащихся;

- воспитание бережного отношения к слову;

- воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

- формирование способности и готовности строить небольшие по объёму сообщения в устной форме;

- формировать умение правильно оформлять предложения на письме;

- формирование коммуникативных компетенций учащихся, умение работать в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация знаний.

- Какую роль играет слово в жизни человека?

- Как человек должен обращаться со словами, чтобы сказанное им не приносило печали другим людям?

Словарная работа.

- Сравните подобранные вами однокоренные прилагательные с записанными на доске: товарищеский, берёзовый, земляничный, ягодный.

- У кого данные слова записаны в другой форме?

- Как нужно писать имена прилагательные в начальной форме? (единственное число, мужской род).

- Какое правило использовали, чтобы не ошибиться при записи этих слов? (имена прилагательные мужского рода в начальной форме имеют окончания - ой, - ий, - ый).

III. Система упражнений.

Упр.42, стр.23.

- Можно ли сказать, что данные слова составляют предложение?

- Форму каких слов понадобилось изменить, чтобы составить предложение?

лес, звери, готовятся, з.ма (Звери в лесу готовятся к зиме.)

н.ра, забрались, кр.ты (Кроты забрались в норы.)

дупло, бело.ка, спряталась, рыжая (Рыжая белочка спряталась в дупло.)

IV. Сообщение темы урока.

- Очень важно уметь высказать и записать свою мысль, чтобы она была понятна другим. Этому будем продолжать учиться на уроке развития речи.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает рисунок, по которому нужно составить три предложения.

Первая группа. (Спортсмен поднимается на вышку. Вот он приготовился к прыжку. Будущий чемпион смело прыгает с вышки.)

Вторая группа. (Пришла золотая осень. Ребята посадили молодые саженцы. Весной молодые деревца зашелестят нежными листьями.)

Выступления учеников каждой группы и обсуждение ответов.

Проверка правильности построения предложений, уточнение.

2. Ученики получают сюжетные картинки.

Первая группа составляет по картинке и записывает одно вопросительное предложение и одно побудительное, содержащее приказ.

Вторая группа – вопросительное предложение, содержащее просьбу, побудительное предложение, содержащее призыв.

Коллективная проверка правильности выполнения заданий группами. Обсуждение точности составленных предложений.

V. Физкультминутка.

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки - раз, два, три.

Лёгкие прыжки - раз, два, три.

Вот и вся зарядка - раз, два, три.

Мягкая посадка - раз, два, три.

VI. Продолжение работы по теме.

1.- С буквы Р начинается много замечательных слов, но среди них есть слова особые, которые пишутся с большой буквы. Это слова Родина и Россия.

Запишите эти слова в свои тетради.

- Что это за слова? (Имена собственные)

- Подберите к слову Родина синонимы. (Родной край, есть малая Родина (где человек родился и живёт), и большая Родина - Россия).

- Как одним словом мы называем любовь к Родине? (Патриотизм)

- А теперь составьте предложение со словом Родина. (Наша Родина - Россия)

- Как называют людей, живущих в России? (Россияне)

- Разберите слова Родина, Россия для переноса.

2. Сообщение ученика.

В старину нашу Родину называли просто Русь. Откуда пришло к нам слово «Русь»? Некоторые учёные считают, что слова «Русь, русло, роса, русалка» являются родственными. Давным-давно Русью называли светлое место, страну, где много рек и озёр. Русский народ очень талантливый, трудолюбивый, меткий на язык.

- Узнайте по картинкам и запишите фразеологизмы и запишите их значение:

«кот наплакал»;

«спустя рукава».

- В прямом или переносном смысле употребляются данные выражения?

VII. Итог урока.

1. Обобщение.

- Русский поэт И. С. Никитин в стихотворении «Русь» так писал о нашей Родине:

И во все концы

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.

- Как вы понимаете эти строки?

- Можно ли И. С. Никитина назвать патриотом своей Родины? Почему?

- Как вы понимаете, что значит любить Родину? (Знать историю своей страны, беречь её традиции, владеть родным языком.)

2. Рефлексия.

- Успешно ли работали в группах?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Какие задания вызвали затруднения?














15