Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Использование технологии развития критического мышлени


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 14.09 по 18.09 2015 года
2 сессия с 21.09 по 25.09 2015 года
Выполнила: Панина Лариса Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №4
п. г. т._Безенчук2015 г.
Оглавление
I. Вводная часть
1.1 Актуальность темы ………………………………………………………2 - 3
1.2 Цель и задачи ………………………………………………………………...4
II. Основная часть Теоретические основы технологии развития критического мышления
2.1. Понятие критическое мышление………………………………………..4 - 5
2.2. Содержание цели и задачи технологии развития критического мышления
…………………………………………………………………………………..6 - 9
2.3 Приёмы технологии развития критического мышления …………….9 - 17
III. Практическое применение технологии развития критического мышления ………………………………………………………………………17
IV. Заключение ……………………………………………………………17 - 18
V. Информационные источники……………………………………………. 19
Приложение
Введение
1.1 Актуальность темы
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощённости. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным
предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека всовременном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. А целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.
«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/. Это значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Среди многих технологий меня заинтересовала «Технология развития критического мышления». Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно – ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Я пришла к выводу, что актуальна технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. ТРКМ напрямую связана с понятием личностно – ориентированного обучения.
1.2. Цель работы
    Цель: показать, как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

II. Основная часть Теоретические основы технологии развития критического мышления
2.1. Понятие критическое мышление
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения».
Авторы данной технологии предлагают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: «Свод основ»). Один из авторов технологии РКМЧП Д. Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» выделяет следующие параметры критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы
и т.д.
2.2. Содержание, цели и задачи технологии развития
критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. В России она появилась в 1997 году.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Задачи технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной
технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Особенности концепции
Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
2.3 Приёмы технологии развития критического мышления
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Задачи:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне учащихся 4- ых классов.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:
Заполните свой «дневник исследователя»:
Что я знаю о тундре? Что я узнал нового о тундре?
Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали. Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют? Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? Что? Где? Когда? Почему?
                   
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры:
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                    Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
ИнсертИндивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы»
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Будет…
Было…
Верно… «Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В чем разница…
Предложите, что будет, если…
Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка Блума». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.


На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.
высказывание до
после чтения
  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.        
  2. Форма глаза напоминает яблоко.        
  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.        
  4. Зрачок - это отверстие в глазу.        
  5. В глазу имеется прозрачная линза.        
  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.        
  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.        
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.3657600146685предположения
00предположения
2743200104775001644015146685002628900104775002286000104775Т
Е
М
А
00Т
Е
М
А
160020010477500148590021907500450850212725аргументы
00аргументы
342900021907500
16002007048500
17145009525003086100952500
27432006286500
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны, в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
- способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
- способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
- учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
- способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
- заставляет учеников задумываться.
III. Практическое применение технологии развития критического мышления
Конспект урока русского языка с применением технологии РКМЧП
(см. Приложение)
IV. Заключение
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
готовность к планированию;
гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие умения работать с информацией:
Уровень развития Умение систематизировать материал Умение устанавливать причинно-следственные связи
3 класс 4 класс 3 класс 4 класс
Допустимый 36,4% 59,2 % 40,9% 68,2%
Средний 40,9% 31,8% 36,4% 22,7%
Низкий 22,7% 9 % 22,7% 9,1%
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Начальная школа 21 века») дети справляются без затруднений в более короткие сроки, чем дети других классов, показывает устойчивые результаты (КО – 75 %, успеваемость- 100%).
В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.
V. Информационные источники
1. Закон РФ об образовании.
2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
5. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс.
Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
7. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо:
стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
9. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
10.  И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.
11.  Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» - Москва издательство «Просвещение» 2003г.
12.  И. С. Якиманская «Знания и мышление школьника» - Москва издательство «Просвещение» 1998г.
13.  Ш. А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям» - Москва – Воронеж 1998г.