Развитие творческого воображения младших школьников в учебной деятельности

Развитие творческого воображения младших школьников
в учебной деятельности
Человека как представителя земной фауны ученые относят к отряду млекопитающих и сравнивают с другими видами животных по морфологическим и физиологическим признакам, а также по уровню развития психики. У нас очень много общего с животными как морфологически, так и физиологически. Подобные научные сравнения показали, что одним из главных отличий человека является его способность к творческому преобразованию, как внешнего мира, так и самого себя. Именно творчество помогло человеку усовершенствовать камень в пращу, копьё в лук и арбалет, создать колесо и многое другое. Без творчества человечество не имело бы сегодня великих произведений искусства, научных открытий и плодов цивилизации, без которых уже невозможно представить жизнь современного человека. Творчество настолько важное свойство человека, что его невозможно переоценить. На наш взгляд, творчество – это ключ к созиданию.
Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Ученые считают, что творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Интерес к творчеству проявляли издавна многие науки: философия, психология, история, филология и др. В психологической науке творчество тесно связано с таким познавательным процессом как воображение.
В отличие от образов памяти, которые являются копиями восприятия, образы воображения представляют собой совершенно новые образы. Это образы того, чего вообще не было в опыте человека, что в действительности не существует. Как утверждает Л. С. Выготский, «Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать».
Проблема развития творческого воображения нашла отражение и получила развитие в трудах многих ученых (Л.С. Выготский, P.M. Грановский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейна и др.). Ученые исследовали сущность творческого воображения, закономерности ее генезиса. То, что наработано учеными, нашло реализацию в педагогической практике. Многие педагоги осознанно ставят перед собой цель по развитию творческого воображения. Учеными наработан богатый педагогический опыт по развитию творческого воображения. (Таблица 1)
Таблица 1
Педагогический опыт по изучению творческого
воображения младших школьников
№ п/п Название статьи Автор статьи Журнал
1 Игра как условие развития творческого воображения Булавина И.А., учитель начальных классов в Липецкой обл. «Начальная школа» №6/2013
2 Развитие воображения младших школьников Дорошенко Т.В., кандидат психологических наук «Психология детей» №4/2015
3 Развитие воображения младших школьников Нецветайлова Е.Н., психолог «Наша психология» №2/2013

В опыте учителей начальных классов и психологов нас интересовало содержание, формы и методы их работы.
В журнале «Начальная школа» учитель начальных классов Липецкой области И. А. Булавина для решения проблемы развития творческого воображения предлагает использовать в урочной деятельности игры и игровые упражнения. В статье «Игра как условие развития творческого воображения» в вышеназванном журнале автор пишет: «Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако, есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия».
И. А. Булавина в своей статье предлагает много интересных игр, представим некоторые из них.
Игра «Три слова» (на уроке развития речи)  
Эта игра направлена на оценивание воссоздающего и творческого воображения. Она диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.
Ребёнку предлагается из трёх слов составить наибольшее количество осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, и вместе они составляли бы связный рассказ.
Слова для работы:
ДВОРЕЦ                 БАБУШКА               КЛОУН
РАЗБОЙНИК        ЗЕРКАЛО               ЩЕНОК
ТОРТ                      ОЗЕРО                    КРОВАТЬ
Пример выполнения данного текста:
«Бабушка пришла во дворец и увидела клоуна. Бабушка и клоун стали жить во дворце. Однажды клоун шёл по дворцу и запнулся о ногу бабушки. Клоун рассмешил бабушку. Бабушка стала работать во дворце клоуном».
Упражнение «Бином» (на уроке внеклассного чтения)    
В этом упражнении ярко проявляются творческие возможности ребёнка, его можно с успехом использовать не только для развития фантазии, но и абстрактного творческого мышления.
Каждому ребёнку необходимо придумать и написать на листке два столбика из четырёх слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных.
Следующий этап. Для каждого из четырёх пар слов (по одному из каждого столбика) необходимо придумать связывающие их ассоциации.
Например, если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими:
- кошка греется под лампочкой;
- кошка, круглая и тёплая, как лампочка;
- глаза у кошки горят, как лампочка;
- форма головы у кошки напоминает лампочку; и др.
Тот, кто придумал больше ассоциаций из всех четырёх пар, тот и выиграл.
В статье «Развитие воображения младших школьников» в журнале «Психология детей» кандидат психологических наук Дорошенко Т. В. предлагает свое решение проблемы развития творческого воображения. В статье она обращает внимание на важность работы учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: образы воображения становятся более точными и определенными.
При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности, замечает Дорошенко Т. В., создают почву для развития творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.
Автор статьи обращает внимание на то, что любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт. Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество, приемов тренировки, упражнений для развития воображения. Доказано, что воображения теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточного внимания развитию воображения в начальных классах, снижается качественный уровень воображения.
В связи с этим автор статьи предлагает использовать ряд методик (игр и упражнений) как на уроках, так и во внеурочное время для развития творческого воображения младших школьников:
«Дорисуй картинку».
Детям предлагаются карточки с упрощенными схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.
Упражнение «Волшебные кляксы».
Дорисовать кляксу в известный образ
Упражнение «Волшебные пальчики».
По отпечатку кисти дорисовать изображение.
«Закорючки»
Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
«Мемуары»
Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
- старого прикроватного столика,
- старой платьевой вешалки,
- старой чайной чашки.
Мемуары должны быть небольшими, но интересными.
Последний журнал, к которому мы обратились по изучению проблемы развития творческого воображения младших школьников - «Наша психология».
Автор статьи «Развитие воображения младших школьников» Е. Н. Нецветайлова дает свое обоснование данной проблемы:
«Именно младший школьный возраст является сенситивным для развития воображения, причем именно воображения творческого – продуктивного. Ребенком накоплен определенный опыт, развита память, в том числе, эмоционально-образная, что является платформой для появления наряду с репродуктивным, воображения продуктивного. Следовательно, в начальной школе необходимо не упустить момент, благоприятный для формирования творческой личности в целом».
Для решения проблемы Е. Н. Нецветайлова предлагает включать задания на развитие продуктивного воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся.
Условно данные методы можно разделить на несколько групп:
Сочинение сказок и историй.
Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
Режиссерская игра-импровизация.
Для развития творческих способностей в игре, детям предлагается две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это может быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важно включение фантазии и воображения.
Тренировка беглости ассоциаций.
Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относят создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.
Задания на формулирование творческих вопросов.
Творчество возникает тогда, когда есть удивление и вопрос. Подобные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по-новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы.