Билингвальное поколение Два языка — два крыла!



Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками и определен вектор развития образования детей в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также как способом духовно- нравственного развития, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.
Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Такое общение становится значимым как для обучаемых, так и для обучающего. Эта среда носит интерактивный характер.
Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития своего ребёнка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное.

Обучение и знакомство с татарским языком в группах происходит в различных видах детской деятельности: образовательной, игровой, творческой.
«Родной язык – святой язык!»
Работа с родителями предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего ДОУ. На собраниях, семейных клубах, в консультациях педагоги и воспитатель по обучению татарскому языку помогали родителям лояльно воспринимать обучение татарскому языку как второму языку общения.
29 апреля в нашем детском саду состоялся праздник с участием родителей воспитанников “Родной язык – святой язык! ” с целью приобщения дошкольников к культурному и истроическому наследию татарского народа, воспитания любви к татарскому языку и татарской культуре. Была организована выставка рисунков по произведениям поэта Г. Тукая. Дошкольники играли в народные игры, рассказывали стихи Г.Тукая,

участвовали в театральных постановках «Кәҗә белән сарык», “Су анасы”, “Шүрәле”. Кульминацией праздника стало совместное исполнение детьми и родителями песни: «Туган тел».

«Кәҗә белән сарык»

“Су анасы”
Родители наших воспитанников и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей не только на открытых просматрах ООД, совместных праздничных мероприятиях, но и в повседневной жизни.
25 апреля воспитанники старшей и подготовительной групп МБДОУ № 6 «Дюймовочка» были приглашены на урок татарского языка в Лицей № 2. Учителя татарского языка Зайнуллина Ф.В., Хуснутдинова Р.Р., Хайбуллина Г.М. провели мероприятие "Два языка - два крыла", в рамках преемственности детского сада и школы по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан. В ходе мероприятия был организован конкурс лучшего чтеца стихотворений «Мы любим творчество Г.Тукая», между учащимися начальных классов и воспитанниками детского сада. Среди дошкольников победителями стали: Морозова Алина (1 место), Ширабокова Божена (2 место), Минушин Руслан (3 место).


Созданные в нашем детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению татарским языком русскоязычными дошкольниками. Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении другим языком, поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.
Основные слагаемые успеха педагогов в создании татарской языковой среды для русскоязычных детей:
Применение новой педагогической технологии (УМК), современных методических и технических пособий, которые позволяют всем педагогам объединить усилия и вести работу целенаправленно и последовательно.
Формирование мотивации речевой активности. Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в группах.
Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре.
Создание предметно-развивающей среды, соответствующим актуальным задачам развития дошкольников. Особую значимость имеет дидактический материал, наглядные пособия, развивающие игры.
Формирование профессиональной компетентности педагогов.
Координация усилий педагогов и родителей.
Создание культурной языковой среды, которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре с помощью НРК.
Ознакомление воспитанников ДОУ с русской и татарской национальной культурой ведется постоянно. В национальных уголках имеется материал, отражающий культуру и традиции русского и татарского народа. В течение года проводились национальные праздники, тематические дни, посвященные знаменательным датам.


«Два языка – два крыла»

«Татар малае - Ьатар кызы!»