Урок-путешествие. Внеурочное предметное мероприятие по русскому языку для 2–6-х классов с использованием информационных технологий.

Сценарий внеклассного мероприятия
«Урок-путешествие в страну Русского языка»
Краса человека – лицо,
Краса лица – глаза,
Краса мысли – речь,
Краса речи – слово.
Цели:
1.Развить познавательный интерес к изучению русского языка.
2.Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса.
3.Через занимательные задания содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку, воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю.
4.Проверить знания учащихся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово.
5.Активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение.
Задачи:
1.Формировать умения применять полученные знания на практике.
2.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
3.Воспитывать дружбу, коллективизм.
Оборудование:
Компьютерная презентация «Игра-путешествие».
Класс оформлен плакатами: «Грамоте учиться – всегда пригодиться», «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно, до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский), «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И.Куприн), «Друг мой! Кто бы ты ни был, где бы ты ни был, русский язык изучай!»
Музыкальная пауза – начальные классы – песня.

Вступительное слово учителя:   Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. Это урок-путешествие в полную тайн и загадок Страну Русского Языка. Тема нашего урока «Занимательная лексика». Я надеюсь, что это путешествие будет интересным и познавательным.
Урок-путешествие начинается.

Музыкальная перемена – 4 класс – песня «Озорной звенит звонок».
Ведущий:
Многие ученые, писатели и поэты воспевали красоту и богатство русского языка.
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», - так писал о русском языке писатель К.Паустовский.

Ралиф:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно, другое – незнакомо.

Миляуша:
Слова, слова, слова
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море слов
Купаться ежечасно!

Учитель:
Русский язык один из самых распространенных среди языков мира. Он является родным языком для многих россиян, языком межнационального общения народов нашей страны и Республики Башкортостан, одним из международных языков.
Роза:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Учитель: Песни – прекрасное средство для овладения языком. В них звучит мелодика языка. Вместе с песней мы усваиваем звучание русской речи. Предлагаем послушать песню.

Музыкальная перемена – 4 класс – песня «Чему учат в школе»

Ильяс:
Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык.
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.

Учитель: В нашей жизни мало уметь читать и писать, очень важно уметь правильно, точно и красиво выразить свою мысль.
Ильнур:
Ты богат словами, как весна цветами,
Русский выразительный язык.
Ты помог родиться дружбе между нами,
Русский выразительный язык.

Учитель: Какую роль играют в нашей жизни родной и русский языки.
Илена, Айгузаль, Аделия, Лилия, Элиза: Стих. «Два языка»

Учитель:
Русский язык – это наука, таинственная и прекрасная. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной. В этой науке скрывается много различных чудес. О некоторых из них расскажут наши юные друзья.


Выступление учащихся начальных классов.
Классный руководитель – Агадуллина Г.З.
Музыкальная перемена – начальные классы – песня.
Ведущий:
Щедрое, народное наследство, Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык.
Учитель: Поэтесса Анна Ахматова в трудные годы войны написала стихотворение «Мужество»:
Вильнур:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое, русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Учитель: А вам, друзья, я хочу пожелать: любите и изучайте русский язык, прислушивайтесь к русской речи, к словам, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

Ведущий:
Краса человека – лицо,
Краса лица – глаза,
Краса мысли – речь,
Краса речи – слово.

Учитель: Разминка 1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)  2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)  3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма) 4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)  5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот) 6. Какой месяц короче всех? (Май) 7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень) 8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)  9. В каком месяце люди больше всего разговаривают? (В феврале) Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь.

Конкурс «Народная мудрость»
Учитель:
-Я буду читать пословицы, а вы найдите недостающие слова.  1) Ученье - свет, а не ученье - 2) Знай больше, говори - 3) Не имей сто рублей, а имей - 4) Не бойся врага умного, бойся друга -  5) Лучшая вещь новая, лучший друг -  6) Старый друг, лучше новых- 7) Без труда не вытащишь и рыбку- 8) Семь раз отмерь, один раз -
Игра. Правильно сказать окончания фразеологизмов:
1.голоден, как (волк)
2.изворотлив, как (уж)
3.упрям, как (осел)
4.хитер, как (лиса)
5.надут, как (индюк)
6.мокрый, как (курица)
7.труслив, как (заяц)
8.нем, как (рыба)
9.болтлив, как (осел)
10.здоров, как (бык)
11.грязный, как (свинья)
12.колючий, как (еж)
Б) Угадайте, о чем идет речь.
-1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зазнаются; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
-2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные люди (уши).
- 3.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер).
-4. Ее носят в решете, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных людей; в нее прячут концы; иногда из нее выходят сухим (вода).

Давайте вспомним о том, что говорили известные писатели о русском языке!
(Учащиеся читают высказывания о русском языке)
Ученик 1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение
передано нам нашими предшественниками». Иван Сергеевич Тургенев.      
 Ученик 2. « Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где
нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой».  Лев Николаевич Толстой.
  Ученик 3. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
К.Г.Паустовский
Музыкальная перемена – начальные классы – песня.
Заключительная часть
Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу.

Подведение итогов мероприятия, награждение участников.

Удачных путешествий вам по стране. Всем спасибо за внимание!


15